Основной и определяющей силой поступательного развития общества является труд, материальное производство. В процессе труда человек целенаправленно перерабатывает материалы, энергию и информацию, совершенствует свои навыки к труду, свой производственный опыт, свое умение овладевать силами природы, развивает свои природные способности, мозг и органы чувств.
Использование орудий труда (наряду с общением и речью) является важнейшим критерием развития человека. При создании орудий труда с давних пор учитывались те или иные свойства и возможности человека, использовался накопленный опыт. Поэтому эргономические вопросы решались эмпирическим путём. Только в условиях капиталистического производства (особенно в связи с внедрением машинного производства) эта эмпирическая система стала проявлять признаки несоответствия потребностям. Возникла объективная потребность применения научного подхода к процессу труда. Было отмечено следующее:
· учет психологических особенностей трудового процесса способствует повышению производительности промышленного труда;
· психологические тесты способностей являются хорошим средством профотбора людей, пригодных к работе с военной и промышленной техникой;
· в экспериментальной психологии все шире начали использовать точные и сложные техники эксперимента;
· переход от машин, выполняющих силовые и энергетические функции к машинам, способным замещать психические функции человек способствует воспроизводству и преобразованию информации и решению задач управления и контроля.
Научное изучение трудовой деятельности связывают с именем американского инженера Ф. Тейлора и его учеников. В результате их исследований была создана и внедрена в производство концепция инженерного проектирования методов работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или как приложение к ней.
Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учета психологической стороны процесса труда. Поэтому были исследованы психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память, мышление, способность концентрировать внимание и др., а также разработаны некоторые психодиагностические методы отбора рабочей силы для реализации определенных трудовых процессов. Выполненные исследования составили следующий важный этап в становлении эргономики и способствовали все большему усовершенствованию машины для облегчения труда человека. Причиной низкой эффективности новой техники являлся не человек, который своими ошибками препятствовал её успешному применению, а сама техника, которая была создана без учета психофизиологических возможностей управляющего ею человека и во многом провоцировала его ошибки
В конце XIX и в начале XX веков в промышленно развитых странах мира (США, Англии, Германии, Японии и др.) организовывались специальные лаборатории, кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов и производственной среды на организм человека. В это время бурно развивались психология, физиология и гигиена труда. Результаты исследований этих наук нашли свое применение в промышленном производстве – как, например, концепция методов работы инженерного проектирования Ф. Тейлора на заводах Форда при организации конвейерного производства.
Российские ученые сформулировали в 20–З0 - е годы принципиально другой подход к организации труда – проектирование и создание технических средств и технологических процессов, обеспечивающих человеку нормальные условия работы, охрану труда и здоровья работающих. Они предложили создать новую научную дисциплину – эргологию (учение о работе человека) или эргонологию (учение о законах работы). Однако эта идея не была осуществлена, и СССР в области этих разработок был “успешно” отодвинут на вторые позиции в мировой эргономической науке.
К 40 - м годам прошлого столетия во многих областях техники, физиологии, биологии, психологии и других наук были достигнуты успехи, использованные в годы второй мировой войны для создания оружия и сложной военной техники, в которой производительность системы “человек - машина” была ограничена возможностями человека, а не машины. Этот новый подход к решению проблем потребовал привлечения к совместной работе специалистов различного профиля: инженеров, анатомов, физиологов и психологов.
После второй мировой войны начались работы по обобщению достигнутого опыта и применению его к решению индустриальных проблем. Важным шагом в этом направлении было образование в 1949 г. в Англии Эргономического научно - исследовательского общества. Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был использован термин “эргономика” впервые предложенный еще в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, опубликовавшим работу “Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе”.
Название “эргономика” было выбрано в связи с тем, что новая область знаний не принадлежала полностью ни к одной из известных наук.
В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США – "исследование человеческих факторов", в ФРГ – "антропотехника" и др.
Эргономика (от греческих слов “ergos” – работа, действие; “nomos” – закон) – новая научная дисциплина – возникла в результате слияния двух одновременно действующих процессов: дифференциации и интеграции научных знаний.
Дифференциация нашла отражение в выделении эргономики из науки о трудовой деятельности человека, а интеграция - в использовании областей знаний, смежных с трудовой деятельностью человека. Таким образом, эргономика развивается в тесном контакте с другими науками. Эти междисциплинарные связи носят двусторонний характер, обогащая взаимодействующие науки.
Научно - техническая революция способствовала развитию эргономики в США, Японии, ФРГ, Англии и других промышленно - развитых странах. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, создание специальных ежемесячных журналов, подготовка кадров в области эргономики.
Современные исследования оценки социально - экономической эффективности внедрения эргономики подтверждают, что “эргономические мероприятия дают от 2 до 5 % повышения производительности труда”. Во всем мире дизайн и эргономика считаются выгодной, прибыльной сферой приложения средств. Крупнейшая авиастроительная компания “Боинг” в США тратит на эргономические исследования и профилактику заболеваний у своих рабочих в три раза больше средств, чем на закупку “летающего” металла алюминия, привлекая к решению возникающих проблем лучших специалистов по физиологии труда и эргономике. На настоящем этапе практически все средние и крупные промышленные предприятия экономически развитых стран имеют в своем штате специалистов по эргономике.
В психологической литературе развитие эргономики характеризуется по десятилетиям как:
1950-е – военная эргономика,
1960-е – промышленная эргономика,
1970-е – эргономика товаров широкого потребления,
1980-е – интерфейс "человек-компьютер" и эргономика программного обеспечения,
1990-е – когнитивная и организационная эргономика.
В России эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в 50 - е годы ХХ века. В 1972 году в Москве была проведена Международная конференция ученых и специалистов стран – членов СЭВ по вопросам эргономики, способствовавшая дальнейшему развитию и координации научных исследований и практическому внедрению их результатов в сферу производства. В 1992 году Россия была принята в Международную эргономическую ассоциацию. В настоящее время координацией работ в области эргономики занимается Всероссийский научно - исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), созданный в 1962 г. Институт базирует свои исследования и разработки на использовании компьютерных технологий и программ, рассматривая их как современную техническую основу создания высококачественной продукции.
Основные направления деятельности ВНИИТЭ:
фундаментальные и прикладные исследования в области теории и методики дизайна;
освоение и внедрение современных технологий и достижений науки и техники для создания промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами;
формирование государственной системы цвета;
подготовка и повышение квалификации кадров в области дизайна;
рекламно - выставочная пропаганда в области науки и новых технологий;
обеспечение профессиональной информацией специалистов в области науки, промышленности и управления;
редакционно - издательская и полиграфическая деятельности.
ВНИИТЭ располагает квалифицированными кадрами специалистов, обеспечивающими профессиональный уровень исследований и разработок. Институт подготавливает кадры высшей квалификации по специальностям: “Техническая эстетика” и “Эргономика”.
Кроме ВНИИТЭ ведущей научно - исследовательской организацией в России в области эргономики является Государственное унитарное предприятие “Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок” (Эргоцентр). Эргоцентр имеет статус головной организации Министерства экономики РФ по эргономике и базовой организации Министерства обороны РФ по военной эргономике. Организация существует с 1978 года, в свою нынешнюю форму преобразована в 1991 году.
Основными направлениями работ являются:
организация эргономических исследований и разработок, научно – методическое руководство внедрением их результатов в практику;
проведение независимой эргономической экспертизы важнейших образцов специальной техники и техники народнохозяйственного назначения;
разработка нормативно - технических документов по эргономике.
К концу ХХ века выделились 3 направления внутри эргономики:
Эргономика физической среды, рассматривает вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющего отношение к физическому труду. Идет поиск разрешения наиболее актуальных проблем, в них включаются: рабочая поза, обработка материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновка рабочего места, надежность и здоровье.
Когнитивная эргономика пытается выявить связь психических процессов (восприятие, память, принятие решений и др.) с вопросами взаимодействия человека с другими элементами системы. Рассматриваются такие проблемы, как умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера; акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.
Организационная эргономика решает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Рассматриваются: системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработка проектов, кооперация, групповая работа и управление.
По инженерной психологии работы появились в середине 40-х годов прошлого столетия. Авторами их были известные психологи А. Чапанис, К. Морган, Р. Слейт, впоследствии широкую известность приобрели работы П. Фитса, Дж. Миллера, Е. Мак-Кормика и др. В развитие отечественной инженерной психологии внесли свой вклад Н. А. Бернштейн (изучал рабочее место вагоновожатого) и Н. А. Эппле (изучал авиационные индикаторы на приборной доске летчик). Одним из основателей первой лаборатории в России, начавшей изучение проблем современной инженерной психологии был Б. Ф. Ломов.
Таким образом, становление и развитие эргономики отражает объективные потребности общественного производства в синтезе достижений социально - экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования организации труда, повышения его эффективности и качества.