Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, декан факультета повышения квалификации ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Л. А. Богданова;
кафедра педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» протокол № 8 от 20 апреля 2006 г.
Крецан, З. В.
К – 80 Эргономика: учебное пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – 92 с.
ISBN 5-8353 -0124 -3
Учебное пособие предназначено для студентов социально-психоло-гического факультета очной и заочной форм обучения, слушателей системы повышения квалификации специальности «Психология».
Материалы пособия следует рассматривать как информационное, дидактическое и методическое обеспечение самостоятельной подготовки студентов и слушателей к семинарским занятиям по курсу «Эргономика и инженерная психология».
1.4. Взаимосвязь эргономики и инженерной психологии с другими науками 26
Вопросы для размышления и самоконтроля 29
Раздел 2. Методы исследования 30
2.1. Основные группы методов исследования 30
2.2.Методы получения исходной информации 34
2.3. Распределение функций между человеком и машиной 38
Вопросы для размышления и самоконтроля 42
Раздел 3. О понятии трудовой деятельности оператора 43
3.1. Сущность и структура трудовой деятельности 43
3.2 Психофизиологическая сущность трудовой деятельности 46
3.3. Факторы, вызывающие утомление 50
3.4. Характеристика эмоциональных состояний оператора 55 3.5. Характеристика каналов восприятия информации 58 Вопросы для размышления и самоконтроля 62
Глоссарий 63
Литература 90
Введение
В современных социально-экономических условиях возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.
Изучение и проектирование систем «человек–техника», «человек–техника–среда» создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Эти задачи связаны:
· с описанием характеристик (восприятие информации, память, принятие решений, исследование движений и других эффекторных процессов, проблема мотивации, готовность к деятельности, стресс, коллективная деятельность операторов) человека как компонента автоматизированной системы. С точки зрения обеспечения эффективности деятельности человека, важны такие факторы, как утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная нагрузки, условия работы, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы.
· с проектированием новых средств деятельности, относящихся к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления, специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы.
· с распределением функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а также с задачами подготовки, тренировки и отбора операторов.
Предлагаемые читателю учебные материалы к курсу «Эргономика» опираются на современные тенденции развития данной науки и смежных с ней.
Основная задача при написании пособия состояла в том, чтобы:
- кратко охарактеризовать основные этапы развития науки;
- рассмотреть основные положения системного подхода в области эргономики;
- обосновать особенности систем «человек–техника–среда»;
- обозначить значение и роль работы психолога в данных системах.
Структура учебного пособия. Данное учебное пособие состоит из предисловия, трех разделов, заключения, глоссария, списка литературы.
В материалах первого раздела учебного пособия представлен теоретический анализ понятий: основные характеристики эргономической системы, особенности систем: «человек», «техника», «среда», эргономичность, профессиональная деятельность оператора.
Методы исследования, ихосновные группы, методы получения исходной информации, распределение функций между человеком и машиной рассматриваются во втором разделе настоящего учебного пособия.
В третьем разделе данного пособия акцентируется внимание на понятиях: деятельность оператора; сущность и психологическая структура трудовой деятельности; факторы, вызывающие утомление оператора; характеристики его эмоциональных состояний, каналов восприятия информации.
В заключении подводится итог тому, что содержится в пособии. Следует отметить, что каждый раздел учебного пособия может представлять собой несколько отдельных тем для изучения курса «Эргономика». Разделы пособия сопровождаются ключевыми словами, резюме, вопросами для самоконтроля.
Глоссарий представляет краткий толковый словарь используемых в тексте ключевых понятий и терминов.
В конце пособия приводится список базовой, используемой и цитируемой литературы.
Мы полагаем, что данное учебное пособие, способствует эффективному достижению целей курса, состоящих в расширении и закреплении понятий об эргономике, как науке и связи её с психологией и другими науками.
Раздел I. Предмет и задачи эргономики
Ключевые слова: эргономика, инженерная психология, система, системный подход, система «человек-машина-среда», человеческий фактор, эргономичность, качественные показатели эргономичности, управляемость, обслуживаемость, освояемость, обитаемость, принцип, эргономика физической среды, организационная и когнитивная эргономика.