Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные группы методов исследования



Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на основе которых она возникла.

В эргономических исследованиях широко используются методы (и конкретные методики), сложившиеся в эргономике, а также в других, смежных с нею дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда, кибернетике, математике и др.).

Классификация методовисследования эргономики представлена следующим образом: первая группа – организационные. К ним относятся методологические средства, обеспечивающие системный и деятельностный подходы к исследованию и проектированию. Они выступают в качестве методов интеграции различных наук и сфер практической деятельности, на стыке которых возникают и решаются качественно новые проблемы изучения и проектирования систем «человек-машина». Системный подход сам по себе не дает решения проблем эргономики непосредственно, он служит средством правильной их постановки, играет конструктивную роль в построении и развитии предмета исследования. Эффективным инструментом осуществления такой функции выступает моделирование.

Объяснительная схема, построенная на понятии деятельности, образует содержательное ядро эргономики, позволяет увидеть реалии, которые эмпирически были известны и ранее, но сегодня выступают как объект специального изучения и проектирования.

Вторую группу методов составляют эмпирические способы получения научных данных. К этой группе относятся: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные процедуры (лабораторный, производственный, «формирующий» эксперименты), диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседы); анализ процессов и продуктов деятельности; моделирование (предметное, математическое и т. д.).

Третью группу методов составляют различные способы количественной и качественной обработок данных.

Четвертая группа методов включает различные способы интерпретации полученных данных в контексте целостного описания функционирования системы «человек-машина».

В методический арсенал эргономики входят многие психофизиологические методики: измерение времени реакции (простой сенсорной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект и т. д.), психофизические методики (определение порогов и динамики чувствительности в различных модальностях); психометрические методы исследования перцептивных, мнемических, когнитивных процессов и личностных характеристик.

В эргономике получили распространение методы электрофизиологии, изучающей электрические явления в организме человека при различных видах его деятельности. Они позволяют оценить временные параметры многих процессов, их выраженность, топографию, механизмы регуляции и т. д. К ним относятся:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) – запись электрической активности мозга с поверхности головы. ЭЭГ дает возможность качественного и количественно анализа функционального состояния собственной активности мозга и его реакций при действии раздражителей;
  • Электромиография (ЭМГ) – запись электрической активности мышц (чувствительный показатель включения в двигательную активность или статистическую работу определенных мышечных групп), которая играет важную роль при оценке состояния мышечного тонуса и незаменима при исследовании позы и рабочих движений;
  • Регистрация кожно-гальванической реакции (КГР) – изменение разности потенциалов кожи (показатель электропроводимости кожи) – весьма чувствительный показатель эмоционального состояния человека;
  • Электорокардиография (ЭКГ) – запись электрической активности сердца – индикатор состояния сердечно-сосудистой системы, позволяющий выявить характер зависимости сердечных сокращений от величины физической нагрузки при работе;
  • Электроокулография (ЭОГ) – запись электрической активности наружных мышц глазного яблока, использующаяся в эргономике как объективный показатель перемещения взора человека при рассмотрении какого-либо объекта.

Социометрические методы исследования в эргономике направлены на выявление межличностных отношений. Они позволяют определить факт предпочтения или установки, выраженный индивидом в отношении других членов группы в определенных ситуациях управления и технического обслуживания сложных систем, описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, и сопоставить это с реакциями других членов группы; выразить взаимоотношения внутри группы сравниваемых групп с помощью формальных методов.

По характеру исследования методы, применяемые в инженерной психологии, могут быть психологическими, физиологическими и математическими.

С помощью психологических методов осуществляется анализ деятельности оператора в реальных или лабораторных условиях, анализ влияния на деятельность оператора различного рода психологических факторов. Психологические методы делятся на две большие группы: исследовательские (наблюдение и эксперимент) и испытательные (тестовые испытания).

Целью исследовательских методов является установление определенных фактов и закономерностей, раскрытие механизмов психических явлений. В ходе же испытаний проверяется, насколько соответствует нормам и требованиям по своим психологическим качествам данный оператор. Эти методы являются традиционными для всех разделов психологии, от них они и заимствованы инженерной психологией.

Смысл применения физиологических методов заключается в изучении физиологического состояния оператора в ходе трудовой деятельности, в определении реакции различных систем организма на выполнение данной работы. Исследование только одного физиологического показателя не может дать однозначного ответа о состоянии оператора. Поэтому в практике применяется полиэффекторный метод исследования, заключающийся в одновременной записи и анализе целого комплекса показателей, называемого симптомокомплексом. Применение методики позволяет значительно повысить надежность и достоверность диагностики состояний оператора при выполнении данной деятельности. Физиологические методы применяются обычно в сочетании с психологическим изучением деятельности оператора и дополняют его.

Психологические и физиологические методы исследования могут быть применены в реально существующих СЧМС. Либо в тех случаях, когда имеется возможность воспроизвести в лабораторных условиях те или иные стороны реальной деятельности оператора. Поэтому указанные методы имеют ограниченное применение на стадии проектирования СЧМ (особенно на ранних этапах), когда будущая система существует только в схемах. На этих этапах нужны количественные характеристики деятельности оператора. Основным методом получения их в этих условиях являются математические методы, представляющие собой моделирование деятельности оператора.

Особенностью методов моделирования является то, что в них исследуются не сами реальные процессы или явления, а некоторые искусственно созданные объекты, соотносимые с реальными явлениями. Эти искусственно созданные объекты называются моделями. Моделирование деятельности происходит на моделях и переносе полученных данных при этом результатов на реальную деятельность. Вместо реального процесса или явления исследуется его модель, а полученные результаты переносятся на объект исследования - деятельность оператора.

Основными задачами статистической обработки результатов инженерно-психологического эксперимента являются: оценка параметров искомых характеристик, сравнение этих параметров, построение эмпирических зависимостей.

Основными параметрами случайных величин являются математическое ожидание, дисперсия и вероятность наступления события.

Грамотное изучение деятельности оператора возможно при разумном сочетании различных методов. Из этого следует, что, математические модели, применяемые на стадии проектирования, необходимо проверять и уточнять в ходе испытаний и эксплуатации СЧМС; психологические методы исследования деятельности оператора должны дополняться математическими и физиологическими методами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.