Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕФОРМАЦИИ ОБМЕННОЙ ПРИРОДЫ



Среди обменных нарушений роста и развития лицевого черепа наиболее часто называют авитаминозы, в том числе рахит [Агапов Н.И., 1953; Ильина-Маркосян Л.В., 1961; Д.А. Калвелис, 1964; Каламкаров X. А., 1978; Гаврилов Е.И., 1979; Hemley S., 1953; Anderson J., 1960, и др.]. Как известно, типичным рахитом дети заболевают только в определенном возрасте – между 5-6 мес и концом второго года жизни. Сущность поражения костной ткани выражается в том, что в зонах эпифизарного или периостального роста резко тормозится процесс обызвествления новообразований костной ткани. Максимальной интенсивности изменения достигают в тех участках скелета, в которых в соответствующем возрасте происходит наиболее интенсивное костеобразование; общие нарушения кальциевого обмена приводят иногда к диффузному остеопорозу всего скелета. В то же время рост скелета при рахите существенно не изменяется.

Развитие деформаций при рахите обусловлено реакцией на нагрузку «мягких» рахитических костей, которые дают различные искривления coxa vara rachitica, боковые искривления больших берцовых костей, кифосколиоз грудного отдела позвоночника.

Клинические проявления рахита обычно настолько характерны, что лечение заболевшего ребенка начинается на ранней стадии процесса, поэтому типичные распространенные скелетные изменения в настоящее время встречаются все реже. Правильно проведенная терапия в большинстве случаев приводит к достаточно полному обратному развитию изменений в эпиметафизарных и периостальных ростковых зонах и значительному уменьшению искривления нижних конечностей. Однако участки перестройки структур и пониженной плотности костной ткани в метафизарных зонах трубчатых костей иногда могут сохраняться на всю жизнь, являясь катамнестическим свидетелем перенесенного в раннем детстве рахита. Они представляют собой узкие полоски в 1-2 мм более интенсивной по плотности костной ткани, имеющие менее правильную трабекулярную структуру и отражающие процесс бурной оссификации незрелой костной ткани, протекающей в период выздоровления. Этих полосок в метафизарной зоне может быть несколько, что отражает неоднократные рецидивы заболевания с последующим выздоровлением. Как следствие имевших место в прошлом искривлений бедра и голени остаются также массивные утолщения кортикального слоя на внутренней поверхности бедренных и больших берцовых костей и незначительные остаточные деформации.

Данные о влиянии рахита на рост различных отделов черепа, как ни странно, малочисленны и достаточно противоречивы. Наиболее часто мы встречались с указанием о том, что рахит тормозит рост основания черепа, не влияя существенно на формирование других отделов мозгового черепа, что приводит к развитию выраженной диспропорции головы вследствие макроцефалии.

При рахите нередко развивается открытый прикус, что является результатом воздействия на податливую кость нижней челюсти мышц из группы леваторов и депрессоров, действующих в противоположных направлениях и вызывающих одновременно некоторое искривление переднего отдела нижней челюсти и некоторое увеличение угла челюсти.

При тяжелых формах рахита деформации выражены более резко. На верхней челюсти, помимо сужения зубной и альвеолярной дуг, формируется глубокое готическое небо. На нижней челюсти премоляры и моляры наклоняются орально, а корни их – в щечную сторону. Альвеолярные отростки своеобразно искривляются, приобретая узловатый вид. При изучении рентгенограмм обращают на себя внимание следующие показатели. Основание черепа в области передней черепной ямы незначительно укорочено по размеру ТД у всехдетей этой групны. При этом контур передней черепной ямы несколько вогнут. С возрастом существенных изменений параметров ТД не отмечается, однако расстояние NT, в старших возрастных группах имеет различные показатели: укорочение у 6, нормальные границы у 24. Формирование лобной пазухи при рахите не нарушается и этот процесс так же, как напластование костной ткани юр поверхности глабеллы, маскирует истинные размеры передних отделов основания черепа. Форма мозгового черепа у детей до 10 лет иногда бывает своеобразной – он увеличивается в размерах, особенно по расстоянию ТВг с несколько приплюснутыми лобной и теменной областями. Пальцевые вдавления у маленьких детей отличаются от нормы не распространенностью, а большой степенью выраженности, что обусловлено, по-видимому, общим остеопорозом костей скелета и черепа. В старших возрастных группах изменения характера пальцевых вдавлений отсутствуют, а размеры черепа не отличаются от нормы. У всех обследованных отмечалось дистальное расположение верхней челюсти, что, по-видимому, обусловлено изменениями роста хряща перегородки носа. Размер верхнечелюстного базиса достоверно от нормы не отклонялся. Однако показатели высоты верхнечелюстного комплекса по NPr, TSp. n. post, были существенно отклонены от нормы, размер NPr был увеличен, a TSp.n. post, укорочен. Поперечник верхней челюсти на прямых снимках также был несколько меньше, чем это встречается в норме. Пропорциональность лицевого черепа обычно нарушается за счет увеличения высоты нижней половины лица, хотя нижняя челюсть у большинства обследованных находится в ретроположении. Тело нижней челюсти было укорочено у 10 человек, не отличалось от нормальных показателей для данного возраста у 22 и даже незначительно было увеличено у 8, что сочеталось с неправильным положением языка. Довольно часто изменение размеров нижней челюсти сопровождалось увеличением размеров гениального угла. Недоразвития корней какой-либо группы зубов не наблюдалось. Так же, как и у пациентов с другими видами деформаций и даже без них,

встречались нарушения сроков прорезывания некоторых групп зубов, ретенция третьих моляров и даже клыков, поворот верхних клыков вокруг вертикальной оси.

Таким образом, наблюдения показывают, что ранний рахит может оставлять после себя небольшое укорочение основания черепа в области передней черепной ямы, ретроположение верхней челюсти, неравномерность ее роста в высоту с отставанием в задних отделах, что обычно связано с септальной перегородкой. Иногда встречаются дистальное смещение нижней челюсти и нерезко выраженные изменения размеров тела и ветви, из которых наиболее существенно увеличение гониального угла.

Необходимо подчеркнуть, что указанные отклонения от нормы обнаруживаются и у пациентов без признаков перенесенного рахита. Поэтому не всегда удается достоверно связать обнаруженные изменения только с рахитом.

Следовательно, нарушения процессов остеогенеза, вызванные рахитом, могут привести к самым различным порокам формирования черепных костей. Не будучи специфичными только для этого заболевания, они тем не менее приводят к диспропорции лицевого черепа и различным аномалиям прикуса, нарушению формирования и прорезывания отдельных групп зубов. Установлено, что все виды зубочелюстных аномалий и деформаций у детей, переболевших рахитом, встречаются чаще, чем у детей, не болевших им.

Возможности саморегуляции аномалий развития зубочелюстной системы у детей, болевших рахитом, весьма ограничены. Как показывают клинические наблюдения, большинство аномалий, возникших в период молочного прикуса, с течением времени прогрессируют, превращаясь в стойкие деформации зубочелюстной системы. Ортодонтическое лечение зубочелюстных аномалий у детей, болевших рахитом, представляет значительные трудности, особенно если оно проводится в более позднем возрасте. Поэтому профилактику, и лечение рахита и обусловленных им деформаций следует проводить в возможно более ранцем возрасте.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.