Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Состояние рынка PR-услуг в крупных городах России



 

В нескольких крупных городах России (в том числе Санкт-Петербурге и Москве) в прошлом году было проведено масштабное исследование с целью выявления состояния рынка PR-услуг. Результат - отрасль в стране находится в зачаточном состоянии[79].

Бюро коммуникаций «BC COMMUNICATIONS» при поддержке СЗ РАСО провело исследование, целью которого было выявить состояние развития PR-отрасли Петербурга. Результаты подтвердили гипотезы.

В основу выборки легли официальные данные, опубликованные в справочниках «Кто есть кто в деловом Петербурге», «Желтые страницы», «Весь Петербург», а также данные из «Общероссийского PR справочника» за 2005 год. Методом исследования было выбрано телефонное анкетирование по стандартизированной анкете, а также глубинное экспертное интервью.

«Во время общения с представителями бизнес-структур, мы неоднократно сталкивались с негативным отношением к работе отдельных PR-агентств, зачастую, распространяемым на все PR-агентства города, - пояснила директор агентства «BC Communications» Ольга Чернышева цель исследования. - Понятно, что данное мнение сказывается и на наших отношениях с клиентами. Поэтому мы решили попробовать разобраться в этой ситуации, в первую очередь, желая оптимизировать свои отношения с реальными и потенциальными клиентами».

В исследовании приняли участие 283 респондента, из них 154 менеджера петербургских компаний, 23 руководителя петербургских коммуникационных агентств, 25 руководителей коммуникационных агентств Москвы, 38 менеджеров рекрутинговых компаний, 30 журналистов городских деловых и общественно-политических СМИ, а также 13 представителей ВУЗов, предоставивших информацию о количестве выпускников по специальности «связи с общественностью».

Исследовательская компания выдвинула несколько гипотез о том, например, что статус PR-специалистов в компаниях довольно низок, расходы на PR из общего бюджета по-прежнему, минимальны, на рынке PR-услуг Петербурга наблюдается существенная разница в стоимости на услуги коммуникационных агентств, а журналисты все также оценивают уровень профессионализма PR-специалистов как низкий. В целом, гипотезы подтвердились.

Для выявления уровня развития PR-деятельности коммерческих организаций были опрошены менеджеры компаний, работающие в семи наиболее динамично развивающихся отраслях рынка: пищевой, алкогольной, табачной, банковской, телекоммуникационной, автомобильной, а также в отрасли страхования. По результатам исследования стало ясно, что интенсивное становление PR-деятельности в петербургских компаниях происходило в последние шесть лет, в этот период в 83% опрошенных компаний появились PR-специалисты. В ходе исследования выяснилось, что нет специалистов в области PR в 21% компаний, а в 17% компаний вся PR-деятельность осуществляется через московский офис.

Также высокий процент опрошенных компаний (65%) имеет в своем штате специалистов, занимающихся интегрированными маркетинговыми коммуникациями, из которых половина PR-специалисты, в остальных случаях это специалисты по маркетингу, менеджеры по рекламе и PR, менеджеры по рекламе, коммерческие директора – 8%, менеджеры по маркетингу и рекламе, а также бренд-менеджеры.

Профессиональные обязанности пиарщиков разделились между - media relations (82%) и special events (85 %). Кроме того, значительную долю занимает подготовка информационных материалов, ведение сайта компании и корпоративного издания. Помимо этого специалисты занимаются PR- и рекламными кампаниями, социальными акциями, взаимодействием с агентствами и типографиями. Лишь единицы занимаются работой с общественными организациями, международными ассоциациями, а также GR.

Согласно полученным результатам, на рекламные бюджеты приходится от 40 до 70% из бюджетов на интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК), на маркетинг компании тратят от 25 до 52%, на обеспечение PR-деятельности приходится в среднем от 10 до 24 %.

Результаты исследования показали[80], что на петербургском рынке PR-услуг, одна часть агентств, осваивая технологии в области интегрированных маркетинговых коммуникаций, переходит в разряд коммуникационных агентств. Тем самым, на смену названиям «информационное агентство», «информационно-рекламный центр», «агентство СО» приходит новая формулировка – «коммуникационное агентство» и «агентство маркетинговых коммуникаций».

На сегодняшний день 7 из 23 агентств специализируются на бизнес-PR, 12 оказывают услуги в области ИМК (при этом 4 из них, занимаются политическим консалтингом). Сегодня 23% агентств являются аффилированными партнерами международных компаний, что позволяет им перенимать позитивный опыт и технологии работы.

Цены на услуги агентств серьезно различаются. Лишь два агентства рассчитывают стоимость услуг, исходя из почасовых ставок специалистов. Треть опрошенных агентств в своих расчетах выставляют или фиксированные расценки, или проценты от бюджета, или почасовые ставки.

По-прежнему основными, приносящими прибыль, услугами, были названы media relations, special events и абонентское PR-обслуживание. Немногие агентства занимаются investor relations, GR, антикризисным PR и производством корпоративных изданий. В качестве новых направлений, упоминались коммуникационный аудит, маркетинговый и рекламный консалтинг, брендинг и BTL.

Выяснилось, что организация пресс-конференции может обойтись компании от $700 до $8 тыс. Максимальная же цена за пресс-конференцию на рынке Петербурга составляет $4-7 тыс. Довольно хаотичная ситуация складывается с расценками на абонентское PR-обслуживание, которое может стоить от $800 до $10000.

Одним из удивлений стал тот факт, что расценки петербургских и московских агентств отличаются в пользу последних. Частота обращений в московские агентства существенно выше, однако анализ деятельности агентств двух городов показал, что не существует серьезной разницы ни в подходах к ценообразованию услуг, ни в структуре услуг, ни в оценках ожиданий и требований клиентов.

Среди новых направлений деятельности помимо брендинга, коммуникационного аудита, консалтинга и услуг в области маркетинговых коммуникаций, назывался Internet marketing, который не упоминался петербургскими агентствами.

Опрос рекрутеров показал, что на рынке по-прежнему наблюдается нехватка профессионалов высокого уровня. Коммерческие структуры не заинтересованы принимать на работу выпускников факультетов по связям с общественностью, которых каждый год становится на рынке все больше. За все время существования российского PR-образования в Петербурге было выпущено 1262 специалиста, в том числе в 2005 году – 413 специалистов. Прогноз на 2006 год – 500 выпускников факультетов по связям с общественностью.

Анкетирование редакторов и журналистов выявило, что 65% респондентов считают, что наличие в компании PR-специалиста не облегчает процесс получения требуемой информации. Около 60% журналистов заявило, что при обращении в компании за сведениями достаточно редко или менее чем в половине случаев получают информацию от специалистов по СО. Кроме того, журналисты подчеркнули, что предпочитают избегать контактов с пиарщиками, поскольку те являются барьером на пути к получению нужных данных.

«Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о весьма зачаточном состоянии рынка PR-услуг в Петербурге. Показали основные болевые точки этого рынка. Основная практическая ценность данного исследования в том, что оно позволяет нам и нашим коллегам более объективно оценивать свои возможности и потребности, свое положение на рынке и перспективы развития. И налаживать эффективное взаимодействие с клиентами во благо себе и всему PR-сообществу, в целом», - подвела итог Ольга Чернышева.

 

 

Заключение

 

Правильно спланированная и реализованная PR-акция может дать не менее эффективную отдачу, чем полномасштабная рекламная кампания. При этом расходы клиента значительно сокращаются. И одной из основных таких PR-акций является пресс-конференция. Это один из способов вынудить СМИ рассказать о фирме. Вопрос в другом — что именно о ней напишут?

Традиционная форма пресс-конференции сегодня не в особом почете — на неё придут только при совершенно определенных условиях: если руководители фирмы - достаточно известные лица (для политиков желательно — скандально известные), или если они находятся в скандальной ситуации, или если журналистам заранее обещано сообщить нечто сенсационное. Если же им сообщается, что проводится «пресс-конференцию по итогам работы за год» или же она посвящена какому-нибудь узкоспециализированному вопросу — есть шанс, что её посетителями будут один или два человека (а возможно, и того меньше).

А уж написать о фирме при этом могут что угодно (хотя присутствие на пресс-конференции представителя какого-либо издания вовсе не гарантирует, что оно станет писать о ней вообще). Кто-то может посвятить всю статью анализу неправильной дикции выступающего, другой напишет о низком организационном уровне проведения, а третий и вовсе ударится в размышления, что же такое представители фирмы хотели сказать, если никто из присутствующих их не понял?

Принципы проведения пресс-конференции предельно просты: нужно определить: зачем это нужно, что руководство фирмы хочет сказать и зачем это нужно журналистам? Ответив на эти вопросы, можно приступать к делу.

Для достижения наилучшего эффекта лучше создать более доверительную обстановку, усилить впечатление. Это позволяет избежать агрессивного развития беседы, а также осветить задаваемые вопросы более полно. Кроме того, желательно снабдить каждого из приглашенных заранее подготовленным пакетом документации, куда войдет пресс-релиз и приложения к нему, в число которых надо включить всё, что руководство фирмы посчитает нужным; это даст им возможность подготовить материал более основательно и в спокойной обстановке.

Последний фактор — это персональное определение человека, который будет проводить пресс-конференцию. Каждый из нас — отнюдь не «суперзвезда», и если вы не любите устных выступлений, имеете недостатки дикции или теряетесь от неожиданных вопросов, не стоит позволять кому-либо оттачивать на ваших проблемах свое остроумие. Мероприятие вполне может провести и кто-то из заместителей, пресс-секретарь или начальник PR-службы.

Что касается пресс-релиза, то из его текста должна быть видна конечная цель, зачем вы все это написали. К сожалению, это условие соблюдается не всегда; особенно грешат этим, как ни странно, некоторые политические партии.

Желательно, чтобы текст пресс-релиза умещался на одной странице формата А4. Всю остальную информацию можно включить в приложения, объем и количество которых, ничем не ограничены.

Текст пресс-релиза должен быть тщательно отредактирован с позиций элементарной грамотности и стилистики. Безграмотно составленный документ только подрывает авторитет фирмы.

Нельзя оставлять журналистам возможности неоднозначно толковать написанное. При составлении любых документов для прессы желательно придерживаться предельной конкретности и точности в формулировках.

Важную роль в проведении подобных мероприятий играет то, что кредит доверия публикации в независимом издании обычно значительно выше, чем у обычных типов рекламы. PR-компания разрабатывается целой группой людей — от брэнд-менеджера, разрабатывающего стратегию, до журналиста-пиарщика.

Особенно чётко это видно при проведении пресс-конференций. Очень часто именно она оказывает и на её участников-журналистов, и на зрителей у экранов телевидения – если она транслируется телеканалом – решающее значение. Можно сколько угодно расхваливать товар или очередного политика, стремящегося во власть, но если пресс-конференция окажется провальной, политик будет бэкать и мэкать, а менеджеры, рекламирующие товар, будут не слишком убедительны – что на первом, что на втором можно будет ставить крест.

И наоборот, если политик или товар (что, зачастую, одно и тоже) получит после проведённого PR-мероприятия хорошую прессу, человек будет убедителен, а товар представлен хорошо, можно быть уверенным в том, что политическая карьера первого и количество продаж второго пойдут вверх.

Пресс-конференции, являются очень выгодной формой рекламы, так как заказчик, объявляя о каком-то событии, приглашая на пресс-конференцию журналистов, фактически объединяет в одном пространстве и времени различные СМИ, которые оперативно донесут информацию до потребителей. Таким образом, грамотно организованная пресс-конференция может выгодно и эффективно, быстро и ненавязчиво прорекламировать продукцию или услуги фирмы.

 

Список использованной литературы

Блэк С. Введение в паблик рилейшенз. Ростов н/Д: Феникс. 2003 г.

Скотт М. Катлип, Ален Х. Сентер, Глен М. Брум. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М.: Вильямс. 2000 г.

Шейнов В.П. Эффективная реклама: Секреты успеха. Мн.: Ось-89. 2003 г.

Цуладзе А.М. Политические манипуляции или Покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет». 2004 г.

Юринов В.К. Скрытое управление человеком. М.: Инфра-М. 2005 г.

Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: Битва за узнаваемость. СПб.: Питер. 2004 г.

Бренков Д.В. Как донести информацию до адресата? Особенности современного пиара. СПб.: Питер. 2003 г.

Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз». М.: Университетский гуманитарный лицей. 2001 г.

Серов А.М. Интервью с PR-советником. М.: Вершина. 2006 г.

Мельникова С.Н. Бизнес-пиар в печатных СМИ. М.: Олимп. 2004 г.

Рыжикова Н.Л. Основы медиапланирования. Екатеринбург: Перо. 2004 г.

Кондрашов Ф.Б. Теория и практика PR – российский и зарубежный опыт. М.: Квинта-Консалтинг. 2006 г.

Тонков В.Г. Планирование PR-деятельности. М.: Олимп. 2005 г.

Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб.: Питер. 2006 г.

Бушков С.В. Программирование PR-деятельности. М.: Издательский дом «Бино». 2006 г.

Блажанов Е.А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: ИМА-пресс. 2004 г.

Кочеткова А.В. Организация деятельности СМИ в России. М.: Инфра-М.

Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб.: Питер. 2003 г.

Алёшина И.В. «Правила составления текста». «Маркетинг». № 4. 2000 г.

Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: От бизнеса до политики. М.: Финпресс. 2006 г.

Пашковская П.Г. Политика и информация в трансформационном обществе. Псков: Веды. 2005 г.

Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М.: АСТ. 2006 г.

Бражник Е.Р. Основы государственного PR. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006 г.

Коханов Е.Ф. ««Паблик рилейшнз» как феномен доверия». «Менеджмент в России и за рубежом». № 2. 2002 г.

Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер. 2003 г.

Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб.: Питер. 2003 г.

Грачёв Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Инфра-М. 1999 г.

Прохоров Ю.Д. Как стать народным избранником? Технология PR. М.: Дрофа. 2006 г.

Перов С.Н. Особенности использования электронных СМИ в PR-кампаниях. М.: Юнити-Дана. 2005 г.

Фролов К.Г. «Интернет-реклама и PR». «Советник». № 2. 2006 г.

Гуров Ф.П. «Неэтичные методы проведения PR-кампании в Интернете». «Компьютерный мир». № 3. 2006 г. стр. 20 – 23.

Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб.: Питер. 2004 г.

Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. М.: Смысл. 2002 г.

Клементьев В.Л. Пресс-конференция как составная часть PR. М.: Издательский дом «Бино». 2006 г.

Дзгоева Б.О. Организация пресс-конференции. М.: Проспект. 2006 г.

Кадандаров К.Х. Управление общественным сознанием: роль коммуникативных процессов. СПб.: Питер. 2003 г.

Афанасьева А.К. «Поведение докладчика на деловой пресс-конференции». «Лаборатория рекламы, маркетинга и Public Relation». № 5. 2005 г.

Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. М.: Проспект. 2004 г.

Мирошниченко А.А. ПР в общественно-политической сфере. М.: Проспект. 2002 г.

Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ЮНИТИ. 2002 г.

Мейтленд Я. Рабочая книга PR-менеджера. СПб.: Питер. 2005 г.

Вайнрих Х. Лингвистика лжи. Язык и моделирование специальных взаимодействий. М.: Инфра-М. 2006 г.

Шомели Ж., Уисман Д. Связи с общественностью. СПб.: Нева. 2007 г.

Почепцев Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук. 2004 г.

Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. Мн.: Амалфея. 2001 г.

Львов Н.Н. Психология влияния. Мн.: Ось-89. 2004 г.

Горюнов К.С. «Ведение PR-кампании: практика «пробного прогона»». «Менеджмент в России и за рубежом». № 3. 2006 г.

Путь к успеху. Пособие для проведения PR-кампании. Под ред. Алексеевой Е.П. М.: Дело. 2003 г.

Наволоцкая Я.В. Мифы и рифы рекламного бизнеса. М.: Феникс. 2005 г.

Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб.: Питер. 2002 г.

Даушев Д.А., Симонов Е.А. Беседы о масс-медиа. М.: Радуга. 1999 г.

Пашенцев Е.Р. ПР: от бизнеса до политики. М.: ЮНИТИ. 2005 г.

Ляйнеманн Р., Байкальцева Е.И. Измерения медиарилейшнз. Как оценить вклад PR в успех компании. М.: Вершина. 2006 г.

Рюнтю И.Е. «Как правильно составить ключевое сообщение». «Маркетинг». № 4. 2005 г.

Райс Э., Райс Л. Расцвет пиара и упадок рекламы. М.: АСТ. 2005 г.

Роуден М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе. М.: Добрая книга. 2007 г.

Кленси К. Дж., Криг П. Антиинтуитивный маркетинг. СПб.: Питер. 2006 г.

Снежинская М.В., Болдарева Т.В. «Директ-маркетинг». «Управление персоналом». № 1. 2007 г.

Рябкова О.А. Как оценить эффективность PR-кампании? М.: Олимп. 2006 г.

Руденко З.В. PR: шаг за шагом. СПб.: Питер. 2005 г.

Иванова К.А. Бесценные советы для настоящих PR-менеджеров. Устная коммуникация. СПб.: Питер. 2006 г.

Связи с общественностью как социальная инженерия. Сб. под ред. Очкасова П.И. и Володина С.К. М.: Инфра-М. 2006 г.

Фурман А.В. «Как правильно выбрать PR-агентство». «PR-диалог». № 2 2006 г.

Питякова М.В. Роль пресс-конференции в PR-кампании. М.: Дело. 2006 г.

Афанасьева А.В. «Правила поведения на деловой пресс-конференции». Альманах «Лаборатория рекламы, маркетинга и Public Relation». № 5. 2005 г.

Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб.: Питер. 2006 г.

Серов А.М. Интервью с PR-советником. М.: Вершина. 2006 г.

Ольшевский А.С. Антикризисный ЗК и консалтинг. Работа со СМИ. Реклама. М.: Вершина. 2006 г.

Байкальцева Е.И. «Пресс-конференция и PR». «Маркетинг». № 1. 2007 г.

Мальчиков В.К. Как правильно проводить PR-кампанию. М.: Дело. 2007 г.

Гундарин М.К. Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации. СПб.: Питер. 2006 г.

Маркони Дж.Л. PR. Полное руководство. М.: Вершина. 2006 г.

Сенцов М.И. «Особенности ведения PR-кампании в Интернете». «PR в России». № 3. 2006 г.

Маркони Дж. Л. PR. Полное руководство. М.: Вершина. 2006 г.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Инфра-М. 2004 г.

Евстафьев В.А., Яссонов В.Н. Введение в медиапланирование. М.: Вершина. 2005 г.

Виноградов В.С. «Критерии эффективности PR-кампании». «Бизнес-журнал». № 4. 2006 г.

Ключковская Я.Н. «Коммуникационная эффективность». «Маркетинг». № 1. 2007 г.

Ранчина К.А. «PR-услуги в России». «Деловой Петербург». 14 сентября 2006 г.

Киселёв В.Д. «Роль ИМК в построении и поддержании бренда». «Деловой Петербург». 17 декабря 2006 г.


[1] Блэк С. Введение в паблик рилейшенз. Ростов н/Д: Феникс. 2003 г.

[2] Скотт М. Катлип, Ален Х. Сентер, Глен М. Брум. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М.: Вильямс. 2000 г.

[3] Шейнов В.П. Эффективная реклама: Секреты успеха. Мн.: Ось-89. 2003 г.

[4] Цуладзе А.М. Политические манипуляции или Покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет». 2004 г.

[5] Юринов В.К. Скрытое управление человеком. М.: Инфра-М. 2005 г.

[6] Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: Битва за узнаваемость. СПб.: Питер. 2004 г.

[7] Бренков Д.В. Как донести информацию до адресата? Особенности современного пиара. СПб.: Питер. 2003 г.

[8] Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз». М.: Университетский гуманитарный лицей. 2001 г.

[9] Серов А.М. Интервью с PR-советником. М.: Вершина. 2006 г.

[10] Мельникова С.Н. Бизнес-пиар в печатных СМИ. М.: Олимп. 2004 г.

[11] Рыжикова Н.Л. Основы медиапланирования. Екатеринбург: Перо. 2004 г.

[12] Кондрашов Ф.Б. Теория и практика PR – российский и зарубежный опыт. М.: Квинта-Консалтинг. 2006 г.

[13] Тонков В.Г. Планирование PR-деятельности. М.: Олимп. 2005 г.

[14] Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб.: Питер. 2006 г.

[15] Бушков С.В. Программирование PR-деятельности. М.: Издательский дом «Бино». 2006 г.

[16] Блажанов Е.А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М.: ИМА-пресс. 2004 г.

[17] Кочеткова А.В. Организация деятельности СМИ в России. М.: Инфра-М.

[18] Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб.: Питер. 2003 г.

[19] Алёшина И.В. «Правила составления текста». «Маркетинг». № 4. 2000 г.

[20] Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: От бизнеса до политики. М.: Финпресс. 2006 г.

[21] Пашковская П.Г. Политика и информация в трансформационном обществе. Псков: Веды. 2005 г.

[22] Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М.: АСТ. 2006 г.

[23] Бражник Е.Р. Основы государственного PR. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006 г.

[24] Коханов Е.Ф. ««Паблик рилейшнз» как феномен доверия». «Менеджмент в России и за рубежом». № 2. 2002 г.

[25] Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер. 2003 г.

[26] Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб.: Питер. 2003 г.

[27] Грачёв Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Инфра-М. 1999 г.

[28] Прохоров Ю.Д. Как стать народным избранником? Технология PR. М.: Дрофа. 2006 г.

[29] Перов С.Н. Особенности использования электронных СМИ в PR-кампаниях. М.: Юнити-Дана. 2005 г.

[30] Фролов К.Г. «Интернет-реклама и PR». «Советник». № 2. 2006 г.

[31] Гуров Ф.П. «Неэтичные методы проведения PR-кампании в Интернете». «Компьютерный мир». № 3. 2006 г. стр. 20 – 23.

[32] Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб.: Питер. 2004 г.

[33] Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. М.: Смысл. 2002 г.

[34] Клементьев В.Л. Пресс-конференция как составная часть PR. М.: Издательский дом «Бино». 2006 г.

[35]Дзгоева Б.О. Организация пресс-конференции. М.: Проспект. 2006 г.

[36] Кадандаров К.Х. Управление общественным сознанием: роль коммуникативных процессов. СПб.: Питер. 2003 г.

[37] Афанасьева А.К. «Поведение докладчика на деловой пресс-конференции». «Лаборатория рекламы, маркетинга и Public Relation». № 5. 2005 г.

[38] Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. М.: Проспект. 2004 г.

[39] Мирошниченко А.А. ПР в общественно-политической сфере. М.: Проспект. 2002 г.

[40] Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ЮНИТИ. 2002 г.

[41] Мейтленд Я. Рабочая книга PR-менеджера. СПб.: Питер. 2005 г.

[42] Вайнрих Х. Лингвистика лжи. Язык и моделирование специальных взаимодействий. М.: Инфра-М. 2006 г.

[43] Шомели Ж., Уисман Д. Связи с общественностью. СПб.: Нева. 2007 г.

[44] Почепцев Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук. 2004 г.

[45] Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. Мн.: Амалфея. 2001 г.

[46] Львов Н.Н. Психология влияния. Мн.: Ось-89. 2004 г.

[47] Горюнов К.С. «Ведение PR-кампании: практика «пробного прогона»». «Менеджмент в России и за рубежом». № 3. 2006 г.

[48] Путь к успеху. Пособие для проведения PR-кампании. Под ред. Алексеевой Е.П. М.: Дело. 2003 г.

[49] Наволоцкая Я.В. Мифы и рифы рекламного бизнеса. М.: Феникс. 2005 г.

[50] Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб.: Питер. 2002 г.

[51] Даушев Д.А., Симонов Е.А. Беседы о масс-медиа. М.: Радуга. 1999 г.

[52] Пашенцев Е.Р. ПР: от бизнеса до политики. М.: ЮНИТИ. 2005 г.

[53] Ляйнеманн Р., Байкальцева Е.И. Измерения медиарилейшнз. Как оценить вклад PR в успех компании. М.: Вершина. 2006 г.

[54] Рюнтю И.Е. «Как правильно составить ключевое сообщение». «Маркетинг». № 4. 2005 г.

[55] Райс Э., Райс Л. Расцвет пиара и упадок рекламы. М.: АСТ. 2005 г.

[56] Роуден М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе. М.: Добрая книга. 2007 г.

[57] Кленси К. Дж., Криг П. Антиинтуитивный маркетинг. СПб.: Питер. 2006 г.

[58] Снежинская М.В., Болдарева Т.В. «Директ-маркетинг». «Управление персоналом». № 1. 2007 г.

[59] Рябкова О.А. Как оценить эффективность PR-кампании? М.: Олимп. 2006 г.

[60] Руденко З.В. PR: шаг за шагом. СПб.: Питер. 2005 г.

[61] Иванова К.А. Бесценные советы для настоящих PR-менеджеров. Устная коммуникация. СПб.: Питер. 2006 г.

[62] Связи с общественностью как социальная инженерия. Сб. под ред. Очкасова П.И. и Володина С.К. М.: Инфра-М. 2006 г.

[63] Фурман А.В. «Как правильно выбрать PR-агентство». «PR-диалог». № 2 2006 г.

[64] Питякова М.В. Роль пресс-конференции в PR-кампании. М.: Дело. 2006 г.

[65] Афанасьева А.В. «Правила поведения на деловой пресс-конференции». Альманах «Лаборатория рекламы, маркетинга и Public Relation». № 5. 2005 г.

[66] Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб.: Питер. 2006 г.

 

[67] Серов А.М. Интервью с PR-советником. М.: Вершина. 2006 г.

 

[68] Ольшевский А.С. Антикризисный ЗК и консалтинг. Работа со СМИ. Реклама. М.: Вершина. 2006 г.

[69] Байкальцева Е.И. «Пресс-конференция и PR». «Маркетинг». № 1. 2007 г.

[70] Мальчиков В.К. Как правильно проводить PR-кампанию. М.: Дело. 2007 г.

[71]Гундарин М.К. Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации. СПб.: Питер. 2006 г.

 

[72] Маркони Дж.Л. PR. Полное руководство. М.: Вершина. 2006 г.

 

[73] Сенцов М.И. «Особенности ведения PR-кампании в Интернете». «PR в России». № 3. 2006 г.

[74] Маркони Дж. Л. PR. Полное руководство. М.: Вершина. 2006 г.

[75] Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Инфра-М. 2004 г.

[76] Евстафьев В.А., Яссонов В.Н. Введение в медиапланирование. М.: Вершина. 2005 г.

[77] Виноградов В.С. «Критерии эффективности PR-кампании». «Бизнес-журнал». № 4. 2006 г.

[78] Ключковская Я.Н. «Коммуникационная эффективность». «Маркетинг». № 1. 2007 г.

[79] Ранчина К.А. «PR-услуги в России». «Деловой Петербург». 14 сентября 2006 г.

[80] Киселёв В.Д. «Роль ИМК в построении и поддержании бренда». «Деловой Петербург». 17 декабря 2006 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.