Американские PR-специалисты предлагают следующие правила работы с прессой[43]:
1) говорить с точки зрения интересов общественности, а не своей организации;
2) делать новости легкими для чтения и использования;
3) сообщать в первую очередь наиболее важные факты;
4) не спорить с репортером, не терять контроля над собой;
5) на прямой вопрос репортера давать прямой ответ;
6) не зная ответа на вопрос, сказать об этом;
7) говорить только правду, как бы тяжела она ни была;
8) не собирать пресс-конференцию, если у вас нет ничего, что журналисты сочли бы новостью.
Наблюдения показывают, что наиболее неприятные реплики и вопросы можно получить от людей, сидящих по периметру (с краю, на последнем ряду) или на отдаленных местах — отодвинутых диванах, за отдельно стоящими столиками. Чем можно объяснить такое поведение ? И как надо предварительно расставлять мебель во время проведения пресс-конференций?
На указанных местах никогда не располагаются лидеры. Чаще всего там сидят «отверженные». И если человек случайно оказался на одном из таких мест, срабатывает архетип: «Я отвержен. Значит, они — мои враги». А на врагов надо нападать. И подсознание работает над поиском агрессивного противодействия.
Поэтому предварительной расстановкой кресел (например, в форме полусферы) можно обеспечить такое размещение участников пресс-конференции, когда никто из них не будет ощущать себя в роли отверженного.
Публичное выступление
Публичные выступления являют собой кульминацию многих PR-мероприятий: предвыборных митингов и собраний, пресс-конференций, презентаций, симпозиумов, конгрессов, слушаний и т.д. От эффективности выступлений зависит успех или неуспех многих PR-акций, но зачастую именно грамотно и успешно проведённая пресс-конференция является основной формой отношения с прессой в ходе проведения PR-кампании.
Выступление будет убедительным, если будут выполнены два условия[44]:
1) уровень культуры, профессионализма оратора достаточно высок (во всяком случае, не ниже, чем у слушателей);
2) оратор хорошо подготовился к выступлению.
Установлено, что в военном деле для успешности наступления одним из необходимых условий является троекратное превосходство в силе над противником.
Нечто аналогичное наблюдается и в ходе публичного выступления: оратор должен значительно больше слушателей знать о предмете своей речи, чтобы быть интересным и суметь ответить на задаваемые вопросы. Конечно, далеко не все выступающие, особенно по общественным проблемам, отвечают этому условию. Поэтому и убедительность многих речей оставляет желать лучшего.
Основательная подготовка к выступлению — залог успеха.
В любой речи должна быть стержневая идея, которую необходимо сформулировать в самом её начале. Когда слушатели знают цели, которые преследует выступающий, это усиливает их внимание к тому, что они услышат.
Стержневая идея имеет большое значение и для самого выступающего, являясь связующим звеном для отдельных положений его речи.
Выступление может иметь несколько стержневых идей, но не более трех, если они не взаимосвязаны.
От того, как выступающий начнет говорить, насколько ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало приводит к снижению интереса слушателей к теме, рассеиванию их внимания.
Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Оно решает важную психологическую задачу— настроить слушателей на восприятие того, что им излагают.
Аудитория нередко пытается оценить, насколько выступающий компетентен в излагаемом им вопросе. Ему стоит удовлетворить ее любопытство. Кратко, как бы между делом, он должен описать историю своих «отношений с вопросом». В любом случае найдутся выигрышные стороны. Главное — четко и уверенно сказать о том, что действительно связывает выступающего с темой выступления, а вывод слушатель сделает сам.
Наилучшая модель взаимоотношений с аудиторией — отношения уважающих и ценящих друг друга, равных по статусу коллег. («Я больше знаю в одной области, вы — в другой, мне интересно и важно ваше мнение».) Прямо или косвенно свое отношение нужно обязательно выразить словами: «Для меня важно знать ваше мнение...» или «Мне интересно выступать перед такой аудиторией», — эти слова никогда не будут лишними. Можно использовать слова типа «мы», «вы и я», «мы знаем, что...» В результате у слушателей возникает ощущение общности с выступающим.
Все излагаемое в выступлении должно вращаться вокруг стержневой идеи. Рассматриваются различные аспекты, способствующие ее лучшему осмыслению слушателями. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения. В связи с этим выступающему рекомендуется иметь в запасе сокращенный вариант основной части и воспользоваться им, если он не укладывается в отведенное время. Это лучше, чем торопиться изложить как можно больше фактического материала и в итоге скомкать заключительную часть или вообще лишиться ее.
Замечено, что выступающие обычно периодически смотрят на левую часть аудитории и меньше обращают внимание на сидящих справа, уделяя основное внимание центру. Непрерывно скользя взглядом по аудитории, нетрудно определить одного или группу слушателей, которые кажутся обеспокоенными или проявляют признаки скуки и сонливости. Обращаясь непосредственно к ним, обычно удается восстановить полный контакт над аудиторией. Для этого необходимо внезапно заговорить громче, — они наверняка взглянут на оратора. Продолжая говорить как бы только с ними, можно снова завладеть их вниманием.
Чтобы достигнуть хорошего визуального контакта с аудиторией, его следует поддерживать с одним слушателем или группой слушателей в течение периода, примерно равного времени прочтения абзаца средней величины[45]. Это помогает в оценке как слушателей, так и частей сообщения по степени вызываемого ими интереса. Более пристальный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у него неприятное чувство.
Опытный оратор умеет создать у каждого слушателя впечатление, что он обращался лично к нему.
Отсутствие визуального контакта с аудиторией воспринимается ею как равнодушное отношение выступающего к слушателям: «Говорит сам для себя, мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи.
После выступления журналисты обычно задают вопросы. Это важная часть встречи, поскольку она завершает её и от того, какое она оставит впечатление, зависит успех всей предыдущей работы. Ответы на вопросы воспринимаются положительно, если человек слышит то, что он хотел услышать на свой вопрос, а не то, что думает по этому поводу выступающий. Здесь необходимо особое чутье, поскольку ошибки не прощаются. Тем не менее, искусный оратор способен заинтересовать зал и своим мнением, если ответ будет достаточно аргументирован и подкреплен эмоционально.
Сами вопросы можно классифицировать на несколько групп[46].
Во-первых, вопросы политические, касающиеся гражданской позиции выступающего. Положительными являются варианты ответов, воспринимающиеся как защита интересов людей.
Во-вторых, деловые вопросы по поводу практического разрешения проблем, волнующих собравшихся, или частных проблем отдельного человека. Если вопрос общего характера, хорошо воспринимается быстрый и точный ответ по заранее подготовленной схеме на основе предварительного изучения общественного мнения в отношении данной проблемы. Если вопрос частный, выступающему целесообразно попросить человека подойти после встречи и обсудить его.
В-третьих, значительная часть вопросов задается людьми ради «выпуска пара», то есть нейтрализации его внутреннего напряжениями, и чтобы высказать наболевшее. Обычно трудно остановить поток таких эмоциональных вопросов, переходящих в спонтанные вступления, а порой и атакующих выступающего, хотя он нисколько не виновен в возникновении проблемы. Если поднятая проблема важна для всех присутствующих, энергию такого выступления следует использовать в собственных интересах за счет коротких, острых точных реплик, изменяющих направление атаки.
Часто в таких случаях помогает шутка. Здоровый юмор — необходимый элемент на всех этапах встречи. Если выступление с места касается личной проблемы, лучше некоторое время спокойно послушать крикуна, дождаться отрицательной реакции зала, а затем подержать эту реакцию, подавив агрессивного субъекта.
Отдельно стоит выделить вопросы со стороны присутствующих в зале представителей команд конкурентов или подкупленных ими лиц. Такие вопросы, как правило, имеют своей целью скомпрометировать оратора в глазах публики и свести его успех к минимуму. Обычно эти вопросы касаются элементов личной жизни или служебной деятельности кандидата. Зная все свои слабости, ответы на подобные вопросы необходимо готовить заранее.
Высшим мастерством является использование ответа на провокационный вопрос в качестве аргумента против своего конкурента. Зал оценит тактичность, если выступающий сделает это с юмором.
Кроме того, ответы должны быть краткими и не восприниматься как оправдание.
Стоит ещё раз подчеркнуть: слушая ответ на вопрос, человек получает удовлетворение, если слышит то, что хотел услышать.
А теперь остановимся на том, чего делать не рекомендуется.
- Не выступать перед людьми на голодный желудок или, наоборот, только что насытившись и уж тем более выпив «сто грамм для храбрости».
- Не держать руки со сцепленными в замок пальцами, за спиной или в карманах. Это создает впечатление отчужденности и неуважения к аудитории.
- Не поправлять очки, не почесывать лицо, ухо, нос (это жесты лжи).
- Не потирать руки и не опираться о трибуну. Лучше вообще почаще выходить из-за неё, а иногда и спускаться в зал якобы для того, чтобы лучше слышать вопросы.
- Не хмурить брови и не морщить лоб.
- Не смотреть исподлобья и не сжимать кулаки.
- Не расставлять широко ноги.
- Не прищуривать глаза, не смотреть на слушателей искоса.
- Не заслоняться от публики портфелем, папкой т.п. (все это проявления негативного отношения слушателям).
- Не заканчивать выступление и последний ответ вопрос улыбкой (останется впечатление несерьёзности, игры).
- Исключить из своего лексикона слова, подобные «кажется», «может быть», «вероятно», «там посмотрим», «предположительно», «как будто», «повторяю», «поставим на должный уровень», «говоря по» существу» и др.