Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мониторинг «обратной связи»



 

Главная цель всей PR-деятельности заключается в том, чтобы продукция фирмы приобрела известность; чтобы о фирме сложилось благоприятное мнение потребителей; чтобы увеличились продажи её товаров и т. д. А для этого нужно знать, каковы ответные реакции потребителей на проводимую PR-деятельность.

«Обратная связь» со СМИ

Определение эффективности PR-деятельности, осуществляе­мой с помощью СМИ, достаточно проста. После того, как на фирме проанализировали удачность работы над выпуском пресс-релизов, эф­фективность данных интервью, а также качество организован­ных пресс-конференций, вполне можно оценить эффек­тивность и обратной связи каждого из проводимых мероприя­тий. И лучше всего об этом скажут деньги.

Итак, подготовленный пресс-релиз, интервью или пресс-конферен­ция стали основой для вышедших в печать новостных или очерковых публикаций в газете, журнале или любом другом виде изданий. Это замечательно, но как оценить и сравнить эффективность одного пресс-релиза с другим; пресс-релиза — с пресс-конференцией и т. д.? Суще­ствует один простой способ. Это не идеальный, но весьма эффектив­ный инструмент сравнения. Он состоит в том, чтобы сначала установить имеющийся объем публикаций, а затем подсчитать, сколько стоило бы, если бы пришлось заплатить за тот же самый объем публикаций по цене рек­ламы[49]. Например, публикация на внутренних страницах отраслевого журнала занимает четверть страницы. Сверившись с тарифной картой этого издания, полученной во время подготовки PR-кампании, можно выяснить, сколько стоил бы тот же объем публикации, если бы за него заплатили как за рекламу. Подобная мето­дика подсчета применима и к теле-, и к радиопрограммам: нужно смотреть, слушать, вести хронометраж, а затем сверяться с тарифной картой. Таким образом можно установить, сколько «бесплатной известности» получено в ходе PR-деятельности (учитывая каждое из проведенных PR-меро­приятий), а затем перевести это в сравнимые, оцениваемые по де­нежными параметрам, единицы измерения.

Конечно же, существуют и другие факторы, которые следует при­нимать во внимание наравне с указанным количественным показате­лем эффективности PR-деятельности. Например, одни издания поместят посвященную фирме публикацию на левой стороне разворота, а другие — на правой. Что будет лучше с точки зрения вос­приятия читателя? Одни издания проиллюстрируют текст публика­ции фотографией, а другие — нет. Скажется ли это на эффективности публикации? Один журналист при написании статьи будет придер­живаться простого, основанного на фактах стиля, в то время как в пуб­ликации другого мнений будет больше, чем фактов. Какая из этих публикаций даст наилучший результат? Анализируя эффективность радио- и телевизионных программ, возможно, возникнет желание узнать, в какое время интервью выйдет в эфир, поскольку утренний эфир пред­почтительнее послеобеденного, так же как простое интервью более эффективно как средство воздействия на аудиторию, нежели дискус­сия. Большинство работников СМИ, с которыми фирма имеет дело: жур­налисты, аналитики и т. д., могут подсказать что наилучшим образом подходит для их газеты, радиостанции, телевизионного канала и т. д. По возможности необходимо учитывать их замечания в работе. Нужно помнить и о том, что это фирма зависит от СМИ, а не наоборот. Так, газета поместит публика­цию о фирме там, где сочтёт удобным, совершенно независимо от того, что думает на этот счёт заинтересованная сторона. По ходу проведения PR-кампании нужно делать собственные выводы о проводимой работе, принимая при этом во внимание ответную реакцию целевой аудитории.

 

Отзывы аудитории

Реакция аудитории на проводимую фирмой PR-деятельность наиболее сложна для сколько-нибудь точного анализа и измерения. Точность этого анализа зависит главным образом от того, что именно оценивать. Если попытаться сформировать свою базу потребителей, то, вероятно, нужно оценивать количество и содержание запросов, которые стали ре­зультатом PR-деятельности[50]. Если же целью является повыше­ние товарооборота, то более интересными представляются данные об объёме и стоимости продаж — насколько они превысили обычные показатели. А если целью PR-кампании было создание нового имиджа фирмы и её бизнеса, что в свою очередь должно изменить её конъюнктурное положение на рынке, необходимо определить степень изменения отношения потребителей к компании.

Оценка количества и содержания запросов, которые явятся ответом на печатное, радио- и/или телевизионное PR-мероприятие, может быть достаточно простым делом. Заявки на участие в проводимых фирмой кон­курсах среди потребителей могут быть отосланы в местную газету, а от­туда их передадут на фирму. После выхода в эфир радио- и телевизионного интервью можно записать имена и все детали, имеющие отношение к тем слушателям/зрителям, которые звонят в студию, и эта информа­ция также дойдет до руководства фирмы. Достаточно просто определить и прямые запро­сы, которые будут получены фирмой после соответствующей пуб­ликации в СМИ. Нужно всего лишь правильно проинструктировать телефонных операторов, агентов по продажам и т. п., чтобы при получе­нии подобного запроса они задавали вопрос: «Откуда вы узнали о нашей компании (новом товаре, услуге)?» Если проводится сразу несколько PR-мероприятий, то источник возникновения запросов сможете опре­делить с помощью своего рода «ключа» (то есть некоторого идентифи­кационного признака), который будет являться частью каждого из про­водимых мероприятий[51]. Скажем, представители фирмы дают интервью трем разным изданиям в течение одной недели. В этом случае в качестве контактного лица, к которому они посоветуют обратиться слушателям за подробной информацией, будут соответственно указаны для каждого издания: «Михаил Боровский», «Софья Сергеева» и «Леонид Петровский». То же самое можно сделать и в отноше­нии радио- и телевизионных интервью, указывая в качестве контактно­го источника для получения информации различные имена, адреса, отделы, телефонные номера и т. д. Это поможет провести раздель­ную оценку эффективности каждого из данных интервью.

Очень часто продажи можно измерить по единой базовой методике, просто-напросто отмечая записи заказов, посланных на фирму через СМИ; опрашивая покупателей, «откуда они узнали о...»; а также указывая различные имена, адреса, отделы, контактные телефоны и т. д. Есте­ственно, подобная работа требует аккуратного и точного подхода: одни отзывы будут приходить почти сразу же после выхода публикации в свет, в то время как другие вызовут интерес потребителей гораздо позже. Возможно, мысль о прекращении мониторинга ответной реак­ции целевой аудитории покажется весьма привлекательной, но стоит потерпеть – вскоре окажется, что поступление отзывов может продолжаться и спустя некоторое время после проведенной фирмой PR-акции (как правило, вплоть до нескольких месяцев после того, как выпуск изда­ния с материалом о фирме поступил в продажу).

Во многих случаях при оценке запросов и продаж можно произво­дить дополнительную оценку тем же самым способом, который использовался при анализе «обратной связи» СМИ. Разделив стоимость рек­ламной площади (или времени), полученной в том или другом изда­нии, на число запросов, которые стали результатом данной публика­ции, можно получить некий показатель, оценивающий стоимость каждого запроса. Этот показатель можно с успехом применять для сравнения эффективности различных PR-мероприятий фирмы. Если разделить стоимость рекламной площади (или времени) на число и стоимость тех продаж, которые стали результатом PR-акции, то получится ещё один показатель, который можно использовать для оценки эффективности работы. Конечно, для того, чтобы оценка была адек­ватной, следует учитывать число тех запросов, которые затем обратились в реальные продажи, а также стоимость этих про­даж.

Оценка изменения отношения потребителей к фирме и мнения о ней являются весьма сложным и двусмысленным предпри­ятием. Мнение и склонности потребителей не могут быть автоматиче­ски переведены в цифры запросов, заказов и продаж, полученных в результате фирмой. Для того чтобы можно было оценить воздействие PR-кампании на мнения и отношение потребителей к фирме, необходимо провести интервью на широкой и репрезентативной выбор­ке из числа потребителей продукции фирмы. Делается это в два этапа: до и после проведения запланированной PR-акции. Следует также принять во внимание мнения потребителей в начале и в конце анализируемого PR-мероприятия. Конечно же, конечная цель большинства всех PR-мероприятий заключается в увеличении объема продаж на неко­торой стадии деятельности фирмы. Именно поэтому чем позже проводится этот анализ, тем больше можно сделать количественных из­мерений.

 

Привлечение экспертов

Как правило, в малых и средних компаниях большинство работников PR осуществляют свою деятельность и достигают при этом вполне ощу­тимых результатов при помощи своих собственных корпоративных спе­циалистов, а также прибегая к услугам внешних специалистов — как тех, что работают в СМИ (журналистов, теле- и радиоведущих, исследовате­лей или же администраторов пресс-центров), так и тех, что являются специалистами различных профессиональных и торговых организаций. Обращаясь к услугам внешних экспертов, следует выяснить, какого рода услуги они могут оказать для проведения вашей PR-кампании. Следует также подумать о том, на основании чего будет осуществляться выбор именно этих (а не иных) специалистов и как оценивать их компетентность. По­лучить полезную для решения подобных задач информацию можно, обратившись в PR-агентство или к другим специалистам[52].

PR-агентства

Прежде чем обратиться в PRагентство, нужно понять, какие именно услуги фирма хочет получить от него. Что именно должны сделать для фирмы работники того или иного PR-агентства? Некоторые PR-агентства предлагают очень широкий и разнообразный выбор услуг: оценка клиента; прове­дение маркетингового исследования; медиа-планирование; налажива­ние связей со СМИ; написание пресс-релизов; проведение интервью; организация пресс-конференций и, в конечном итоге, оценка эффек­тивности PR-кампании, то есть вся работа по проведению PR-деятельности. Дру­гие PR-агентства специализируются главным образом на работе по налаживанию рабочих контактов между СМИ и своими клиентами (используя для этого имеющиеся у них базы данных) и организации данных контактов таким образом, чтобы это привело к максимизации возможностей по достижению популярности. (Впрочем, как правило, эти PR-агентства оказывают консультационные услуги и по другим аспектам PR-деятельности.)

На следующем этапе нужно определить, с каким именно PR-агентством стоит иметь дело. Возможно, возникнет желание, чтобы это было известное, авторитетное агентство, которое придерживается должных правил этики, например не работает сразу на двух конкури­рующих клиентов, и которое будет предоставлять фирме беспристраст­ные консультационные услуги и сохранять конфиденциальность при работе с ней. Определяющим при выборе PR-агентства может ока­заться то предварительное знание, которое руководство фирмы уже составило о своём имидже, товарах, услугах, потребителях, конкурентах, месте на рынке.

Возможно, предпочтение стоит отдать PR-агентству, которое имеет успешный опыт работы в сфере бизнеса фирмы, а также опыт решения тех про­блем, с которыми фирма столкнулась. Так, некоторые PR-агент­ства специализируются только в определенных сферах (например, финансы, подбор персонала и т. д.), или же работают с определенными товарами и услугами (инновационные разработки, промышленные товары и т. д.), или же с конкретными СМИ (пресса, радио, телевиде­ние). Стоит навести справки о том, сколько лет работает данное PR-агент­ство на рынке, кто осуществляет руководство его деятельностью, кто являлся (и является) его клиентами, какие оно проводила PR-кам­пании.

Одним из наиболее важных качеств PR-агентства является креа­тивность. Это особенно важно для таких видов деятельности, как на­писание пресс-релизов, подготовка цитат (которые помогут при проведении интервью), консультирование по поводу подготовки и проведения пресс-конференций. Поэтому очень важно узнать, на­сколько компетентным является персонал данного PR-агентства, каково образование его сотрудников, опыт PR-работы, планы, теку­щие идеи. Другим важным качеством, о котором нередко забывают, является совместимость. Руководство фирмы, её сотрудники, сотрудники PR-аген­тства, внутренние и внешние задачи и мероприятия — все это долж­но координироваться совместно и двигаться в одном направлении. Вот почему так важно определить некоторые точки соприкоснове­ния, например симпатии к одним и тем же фирмам, действующим в том же регионе или сфере деятельности. Вот почему так важно уме­ние быстро наладить теплые, рабочие взаимоотношения. Должна быть уверенность, что это PR-агентство стоит тех денег, которые им будут заплачены. Конечно, это важно для всех, но особенно касается небольших фирм, вынужденных действовать в пределах ограниченного бюдже­та. Будет ли при этом договорённость о фиксированной оплате, о повре­менной оплате или же о ставках, зависящих от объема и качества достигнутого паблисити — в любом случае нужна уверенность, что это конкурентные расценки, которые фирма может себе позволить.

Нужно составить краткий список потенциально подходящих для це­лей фирмы PR-агентств. Затем выбрать те из них, которые, на первый взгляд, обла­дают хотя бы рядом необходимых фирме качеств. Например, это могут быть преимущественно небольшие PR-агентства, которые находятся недалеко от фирмы (значит, велика вероятность того, что у них хорошие профессиональные контакты с местными СМИ). Если после разговора с выбранными PR-агентствами будет решено не пользоваться их помощью, можно обратиться к услугам трех сторонних специалистов и использовать их комментарии и кон­сультации при разработке своей PR-кампании.

Необходимо проделать всю работу, которая позволит выбрать под­ходящее PR-агентство, независимо от того, в каких целях фирма собирае­тся прибегнуть к его помощи: воспользоваться его контактами; прове­сти полное планирование PR-кампании или что-то иное. Крайне важно, чтобы обе стороны отдавали себе полный отчет в том, что требуется от каждой из них; позже все это поможет избежать дублирующих дей­ствий, непонимания и возможных конфликтов. Вероятно, наиболее при­емлемыми для обеих сторон будут следующие правила и требования к взаимному сотрудничеству: предоставление письменного подтверж­дения устных требований; предложение взаимной помощи (при невме­шательстве в компетенцию каждой из сторон); обмен своевременной информацией о ходе PR-кампании и возникающих изменениях и про­блемах; предоставление рабочих услуг и оплаты в назначенное время. Нужно предложить администраторам тех PR-агентств, из которых фирма собира­етесь сделать свой выбор, подготовить к совместной встрече своего рода «черновые» предложения, касающиеся презентации и аналитиче­ской работы; попросите показать рекомендации от их настоящих и предыдущих клиентов.

Другие специалисты

Если фирма предпочитает не прибегать к услугам PR-агентств и решает пуститься в «самостоятельное плавание», нужно подумать о том, что время от времени все же стоит обращаться к услугам экспертов. Так, напри­мер, фирма, которая занимается проведением маркетинговых иссле­дований, может собрать дополнительную информацию о потребителях продукции фирмы, конкурентах и состоянии рынка. Художник вы­полнит качественную дизайнерскую работу, скажем, разрабо­тает логотип фирмы, печатный бланк официального письма, корпоративный стиль печатной продукции, плакаты для пресс-конфе­ренции. Фотограф сделает профессиональные фотоиллюстрации, ко­торые станут сопроводительным материалом к будущим пресс-релизам; их можно использовать в брошюрах, каталогах или пресс-пакетах, а также при видео- (или проекционной) демонстрации на пресс-кон­ференции. Копирайтер поможет составить информативный и живой текст; верстальщик покажет различные шрифты, которые потребуют­ся для печати. Все эти специалисты могут способствовать успеху PR-деятельности

Нужно подумать о том, каких экспертов следует привлечь к сотрудниче­ству. Так, например, неполное знание своей потребительской базы мо­жет привести к убыткам. Если, скажем, фирма недостаточно хорошо знает читательские интересы своей целевой аудитории, то при разработке плана PR-кампании, проводимой для обеспечения известности, можно выбрать не те газеты и журналы, которые следовало бы. Привлечение непрофессионального фотографа также может привести к проблемам. Разница между профессиональным фотографом и хорошо подготовлен­ным любителем может оказаться весьма значительной.

Ошибкой может стать излишнее доверие к своей компьютерной программе, если целью является демонстрация ассортимента логотипов и шриф­тов для официальных документов фирмы — ведь этой программой пользуются многие мелкие предприниматели и менеджеры, и они мо­гут сделать то же самое. В то же время художник и версталь­щик могут предложить нечто совершенно уникальное. И даже если фирма в состоянии осуществить все мероприятия по проведению PR-кампании силами сотрудников своей собственной фирмы; возможно, все-таки следует поддерживать связь с другими, не являющимися со­трудниками фирмы, специалистами, чтобы можно было соста­вить более широкое и более полное понимание того, что следует сделать.

Работа с фирмами, проводящими маркетинговые исследова­ния, равно как с художниками и всеми другими специалистами, воз­можно, будет развиваться так же, как если бы они были сотрудниками каких-либо PR-агентств. Нужно определить ключевые качества, которыми должны обладать данные специалисты. Не послед­нее место в списке этих качеств должны занимать живое воображение, хорошее знание той сферы бизнеса, в которой действует фирма, ясное понимание тех особенных обстоятельств, в которых она находится, а также конкурентоспособные расценки на их услуги. Стоит навести справки о каждом из тех специалистов, которых фирма собирается привлечь для сотрудничества, — это позволит ей убедиться в том, насколько каждый из них соответствует критериям отбора.

Одним из надежных способов оценки компетентности того или ино­го специалиста является проявление его интереса к фирме, её товарам и услугам. Если он с ответственностью относится к своей работе, то захочет навести о фирме справки и узнать, что она хочет получить от сотрудничества с ним. Поэтому он должен получить ответы на свои вопросы, касающиеся бизнеса фирмы, товаров и услуг, её по­требителей и клиентов, конкурентов, того сегмента рынка, на котором она действует, о PR-планах и намеченных PR-мероприятиях. (Со­вершенно естественно, если копирайтер захочет узнать все, что может помочь ему в составлении грамотного и качественного текста пресс-релиза и рекламных материалов, а наборщик поинтересуется, каким бы руководство фирмы хотело представить свой бизнес на рынке, ибо именно это нуж­но ему для рекомендаций по выбору соответствующего шрифта.)

Необходимо очень чётко обсудить с экспертом ту работу, которую ему планируется поручить. Может быть, есть желание узнать, что потребители и клиенты думают о фирме, товарах и услугах; или получить качественные фо­тографии сотрудников предприятия, занятых обслуживанием потребителей; заказать разработку фирменного знака компании или иллюстрацион­ного материала для демонстрации товара фирмы, планируемой в рам­ках пресс-конференции. Нужно постараться точно и внятно объяснить, что именно ждут от специалиста; в какие сроки и за какие деньги фирма хочет полу­чить работу (принимая во внимание ограничения, налагаемые бюджетом). В свою очередь, эксперт должен сказать, что он ожидает от фирмы: готовый к предсто­ящему сотрудничеству персонал, регулярные уведомления о текущих изменениях и отсутствие накладок, связанных с распределением пол­номочий. Стоит определить, какие именно из наработанных уже мыслей и идей могут быть применены на практике. Типич­ной проблемой, которая может возникнуть в подобной ситуации, яв­ляется та, что специалист прекрасно выполняет работу, но не уклады­вается в сроки. В этом случае лучше отказаться от сотрудничества с человеком, который не соблюдает заранее оговоренные сроки.

Дальнейшие шаги

 

Теперь можно пересмотреть рабочий план PR-кампании. Нужно убедиться, что PR-послание разработано правильно, что оно до­статочно просто и понятно аудитории. Нужно решить, какая PR-тактика наиболее эффективна для реализации поставленных задач: возмож­но, организация ещё одной пресс-конференции потребует слишком много затрат и при этом не приведет к необходимым результатам, которых можно добиться с помощью серии пресс-релизов. Стоит пересмотреть список целевых СМИ — может быть, местные бесплатные газеты помо­гают фирме достичь известности, но это требует от неё слишком больших затрат времени, не приводя при этом к реальным выгодам. Так что может быть отказаться от работы с ними, хотя бы на данное время? Ещё раз нужно оценить, каким способом PR-послание может дойти до различных групп потребителей фирмы в разное время. Возможно, обнаружится, что некоторые СМИ не используют до­ставленные им вовремя информационные материалы (хотя эти мате­риалы могут быть составлены и написаны вполне профессионально).

PR-кампания должна развиваться последователь­но, шаг за шагом. Следует доводить до конца начатое PR-мероприя­тие, прежде чем приступать к его оценке. Необходимо учитывать, что предыдущие оценки теперь могут быть и неточны. Если фирме уда­лось избежать в прошлом той или иной проблемы, не следует забы­вать, что работа идёт в условиях ограниченного объема информации, и на данном этапе этой деятельности фирма так же не знает всего, как и ранее. Не нужно слишком торопитесь рекламировать самим себя, по крайней мере до тех пор, пока фирма не добьётся значительных успехов, не приобре­тёт необходимого опыта и не заполнит имевшихся информацион­ных пробелов.

Не следует забывать также о том, что если внутренние и внешние факто­ры, оказывающие влияние на работу, вскоре изменятся, это бу­дет означать необходимость изменений в работе. Фирма может стать более консолидированной, увеличиться, приобрести до­полнительные преимущества или же недостатки; ее организационная структура может усложниться. То же можно сказать и о производи­мых ею товарах и предлагаемых услугах. Но ведь это же может ока­заться верным и в отношении конкурентов. Может случиться и так, что издание, которое раньше использовалось для поддержания популярности лишь от случая к случаю, теперь следует включить в список постоянно сотрудничающих с фирмой, а одно из преж­де наиболее надежных рекламных изданий прекратило своё су­ществование. Кроме того, различного рода политические, социальные и любые другие события могут оказать воздействие на состояние того сегмента рынка, в котором действует фирма. Все это способно привести к тому, что деятельность фирмы потребует решительных из­менений. Для того чтобы провести успешную PR-кампанию, необходимо держать руку «на пульсе» происходящего, всё время кон­тролировать ситуацию. Нельзя бояться вносить изменения в PR-деятельность, даже если это касается долгосрочных проектов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.