Главная цель всей PR-деятельности заключается в том, чтобы продукция фирмы приобрела известность; чтобы о фирме сложилось благоприятное мнение потребителей; чтобы увеличились продажи её товаров и т. д. А для этого нужно знать, каковы ответные реакции потребителей на проводимую PR-деятельность.
«Обратная связь» со СМИ
Определение эффективности PR-деятельности, осуществляемой с помощью СМИ, достаточно проста. После того, как на фирме проанализировали удачность работы над выпуском пресс-релизов, эффективность данных интервью, а также качество организованных пресс-конференций, вполне можно оценить эффективность и обратной связи каждого из проводимых мероприятий. И лучше всего об этом скажут деньги.
Итак, подготовленный пресс-релиз, интервью или пресс-конференция стали основой для вышедших в печать новостных или очерковых публикаций в газете, журнале или любом другом виде изданий. Это замечательно, но как оценить и сравнить эффективность одного пресс-релиза с другим; пресс-релиза — с пресс-конференцией и т. д.? Существует один простой способ. Это не идеальный, но весьма эффективный инструмент сравнения. Он состоит в том, чтобы сначала установить имеющийся объем публикаций, а затем подсчитать, сколько стоило бы, если бы пришлось заплатить за тот же самый объем публикаций по цене рекламы[49]. Например, публикация на внутренних страницах отраслевого журнала занимает четверть страницы. Сверившись с тарифной картой этого издания, полученной во время подготовки PR-кампании, можно выяснить, сколько стоил бы тот же объем публикации, если бы за него заплатили как за рекламу. Подобная методика подсчета применима и к теле-, и к радиопрограммам: нужно смотреть, слушать, вести хронометраж, а затем сверяться с тарифной картой. Таким образом можно установить, сколько «бесплатной известности» получено в ходе PR-деятельности (учитывая каждое из проведенных PR-мероприятий), а затем перевести это в сравнимые, оцениваемые по денежными параметрам, единицы измерения.
Конечно же, существуют и другие факторы, которые следует принимать во внимание наравне с указанным количественным показателем эффективности PR-деятельности. Например, одни издания поместят посвященную фирме публикацию на левой стороне разворота, а другие — на правой. Что будет лучше с точки зрения восприятия читателя? Одни издания проиллюстрируют текст публикации фотографией, а другие — нет. Скажется ли это на эффективности публикации? Один журналист при написании статьи будет придерживаться простого, основанного на фактах стиля, в то время как в публикации другого мнений будет больше, чем фактов. Какая из этих публикаций даст наилучший результат? Анализируя эффективность радио- и телевизионных программ, возможно, возникнет желание узнать, в какое время интервью выйдет в эфир, поскольку утренний эфир предпочтительнее послеобеденного, так же как простое интервью более эффективно как средство воздействия на аудиторию, нежели дискуссия. Большинство работников СМИ, с которыми фирма имеет дело: журналисты, аналитики и т. д., могут подсказать что наилучшим образом подходит для их газеты, радиостанции, телевизионного канала и т. д. По возможности необходимо учитывать их замечания в работе. Нужно помнить и о том, что это фирма зависит от СМИ, а не наоборот. Так, газета поместит публикацию о фирме там, где сочтёт удобным, совершенно независимо от того, что думает на этот счёт заинтересованная сторона. По ходу проведения PR-кампании нужно делать собственные выводы о проводимой работе, принимая при этом во внимание ответную реакцию целевой аудитории.
Отзывы аудитории
Реакция аудитории на проводимую фирмой PR-деятельность наиболее сложна для сколько-нибудь точного анализа и измерения. Точность этого анализа зависит главным образом от того, что именно оценивать. Если попытаться сформировать свою базу потребителей, то, вероятно, нужно оценивать количество и содержание запросов, которые стали результатом PR-деятельности[50]. Если же целью является повышение товарооборота, то более интересными представляются данные об объёме и стоимости продаж — насколько они превысили обычные показатели. А если целью PR-кампании было создание нового имиджа фирмы и её бизнеса, что в свою очередь должно изменить её конъюнктурное положение на рынке, необходимо определить степень изменения отношения потребителей к компании.
Оценка количества и содержания запросов, которые явятся ответом на печатное, радио- и/или телевизионное PR-мероприятие, может быть достаточно простым делом. Заявки на участие в проводимых фирмой конкурсах среди потребителей могут быть отосланы в местную газету, а оттуда их передадут на фирму. После выхода в эфир радио- и телевизионного интервью можно записать имена и все детали, имеющие отношение к тем слушателям/зрителям, которые звонят в студию, и эта информация также дойдет до руководства фирмы. Достаточно просто определить и прямые запросы, которые будут получены фирмой после соответствующей публикации в СМИ. Нужно всего лишь правильно проинструктировать телефонных операторов, агентов по продажам и т. п., чтобы при получении подобного запроса они задавали вопрос: «Откуда вы узнали о нашей компании (новом товаре, услуге)?» Если проводится сразу несколько PR-мероприятий, то источник возникновения запросов сможете определить с помощью своего рода «ключа» (то есть некоторого идентификационного признака), который будет являться частью каждого из проводимых мероприятий[51]. Скажем, представители фирмы дают интервью трем разным изданиям в течение одной недели. В этом случае в качестве контактного лица, к которому они посоветуют обратиться слушателям за подробной информацией, будут соответственно указаны для каждого издания: «Михаил Боровский», «Софья Сергеева» и «Леонид Петровский». То же самое можно сделать и в отношении радио- и телевизионных интервью, указывая в качестве контактного источника для получения информации различные имена, адреса, отделы, телефонные номера и т. д. Это поможет провести раздельную оценку эффективности каждого из данных интервью.
Очень часто продажи можно измерить по единой базовой методике, просто-напросто отмечая записи заказов, посланных на фирму через СМИ; опрашивая покупателей, «откуда они узнали о...»; а также указывая различные имена, адреса, отделы, контактные телефоны и т. д. Естественно, подобная работа требует аккуратного и точного подхода: одни отзывы будут приходить почти сразу же после выхода публикации в свет, в то время как другие вызовут интерес потребителей гораздо позже. Возможно, мысль о прекращении мониторинга ответной реакции целевой аудитории покажется весьма привлекательной, но стоит потерпеть – вскоре окажется, что поступление отзывов может продолжаться и спустя некоторое время после проведенной фирмой PR-акции (как правило, вплоть до нескольких месяцев после того, как выпуск издания с материалом о фирме поступил в продажу).
Во многих случаях при оценке запросов и продаж можно производить дополнительную оценку тем же самым способом, который использовался при анализе «обратной связи» СМИ. Разделив стоимость рекламной площади (или времени), полученной в том или другом издании, на число запросов, которые стали результатом данной публикации, можно получить некий показатель, оценивающий стоимость каждого запроса. Этот показатель можно с успехом применять для сравнения эффективности различных PR-мероприятий фирмы. Если разделить стоимость рекламной площади (или времени) на число и стоимость тех продаж, которые стали результатом PR-акции, то получится ещё один показатель, который можно использовать для оценки эффективности работы. Конечно, для того, чтобы оценка была адекватной, следует учитывать число тех запросов, которые затем обратились в реальные продажи, а также стоимость этих продаж.
Оценка изменения отношения потребителей к фирме и мнения о ней являются весьма сложным и двусмысленным предприятием. Мнение и склонности потребителей не могут быть автоматически переведены в цифры запросов, заказов и продаж, полученных в результате фирмой. Для того чтобы можно было оценить воздействие PR-кампании на мнения и отношение потребителей к фирме, необходимо провести интервью на широкой и репрезентативной выборке из числа потребителей продукции фирмы. Делается это в два этапа: до и после проведения запланированной PR-акции. Следует также принять во внимание мнения потребителей в начале и в конце анализируемого PR-мероприятия. Конечно же, конечная цель большинства всех PR-мероприятий заключается в увеличении объема продаж на некоторой стадии деятельности фирмы. Именно поэтому чем позже проводится этот анализ, тем больше можно сделать количественных измерений.
Привлечение экспертов
Как правило, в малых и средних компаниях большинство работников PR осуществляют свою деятельность и достигают при этом вполне ощутимых результатов при помощи своих собственных корпоративных специалистов, а также прибегая к услугам внешних специалистов — как тех, что работают в СМИ (журналистов, теле- и радиоведущих, исследователей или же администраторов пресс-центров), так и тех, что являются специалистами различных профессиональных и торговых организаций. Обращаясь к услугам внешних экспертов, следует выяснить, какого рода услуги они могут оказать для проведения вашей PR-кампании. Следует также подумать о том, на основании чего будет осуществляться выбор именно этих (а не иных) специалистов и как оценивать их компетентность. Получить полезную для решения подобных задач информацию можно, обратившись в PR-агентство или к другим специалистам[52].
PR-агентства
Прежде чем обратиться в PRагентство, нужно понять, какие именно услуги фирма хочет получить от него. Что именно должны сделать для фирмы работники того или иного PR-агентства? Некоторые PR-агентства предлагают очень широкий и разнообразный выбор услуг: оценка клиента; проведение маркетингового исследования; медиа-планирование; налаживание связей со СМИ; написание пресс-релизов; проведение интервью; организация пресс-конференций и, в конечном итоге, оценка эффективности PR-кампании, то есть вся работа по проведению PR-деятельности. Другие PR-агентства специализируются главным образом на работе по налаживанию рабочих контактов между СМИ и своими клиентами (используя для этого имеющиеся у них базы данных) и организации данных контактов таким образом, чтобы это привело к максимизации возможностей по достижению популярности. (Впрочем, как правило, эти PR-агентства оказывают консультационные услуги и по другим аспектам PR-деятельности.)
На следующем этапе нужно определить, с каким именно PR-агентством стоит иметь дело. Возможно, возникнет желание, чтобы это было известное, авторитетное агентство, которое придерживается должных правил этики, например не работает сразу на двух конкурирующих клиентов, и которое будет предоставлять фирме беспристрастные консультационные услуги и сохранять конфиденциальность при работе с ней. Определяющим при выборе PR-агентства может оказаться то предварительное знание, которое руководство фирмы уже составило о своём имидже, товарах, услугах, потребителях, конкурентах, месте на рынке.
Возможно, предпочтение стоит отдать PR-агентству, которое имеет успешный опыт работы в сфере бизнеса фирмы, а также опыт решения тех проблем, с которыми фирма столкнулась. Так, некоторые PR-агентства специализируются только в определенных сферах (например, финансы, подбор персонала и т. д.), или же работают с определенными товарами и услугами (инновационные разработки, промышленные товары и т. д.), или же с конкретными СМИ (пресса, радио, телевидение). Стоит навести справки о том, сколько лет работает данное PR-агентство на рынке, кто осуществляет руководство его деятельностью, кто являлся (и является) его клиентами, какие оно проводила PR-кампании.
Одним из наиболее важных качеств PR-агентства является креативность. Это особенно важно для таких видов деятельности, как написание пресс-релизов, подготовка цитат (которые помогут при проведении интервью), консультирование по поводу подготовки и проведения пресс-конференций. Поэтому очень важно узнать, насколько компетентным является персонал данного PR-агентства, каково образование его сотрудников, опыт PR-работы, планы, текущие идеи. Другим важным качеством, о котором нередко забывают, является совместимость. Руководство фирмы, её сотрудники, сотрудники PR-агентства, внутренние и внешние задачи и мероприятия — все это должно координироваться совместно и двигаться в одном направлении. Вот почему так важно определить некоторые точки соприкосновения, например симпатии к одним и тем же фирмам, действующим в том же регионе или сфере деятельности. Вот почему так важно умение быстро наладить теплые, рабочие взаимоотношения. Должна быть уверенность, что это PR-агентство стоит тех денег, которые им будут заплачены. Конечно, это важно для всех, но особенно касается небольших фирм, вынужденных действовать в пределах ограниченного бюджета. Будет ли при этом договорённость о фиксированной оплате, о повременной оплате или же о ставках, зависящих от объема и качества достигнутого паблисити — в любом случае нужна уверенность, что это конкурентные расценки, которые фирма может себе позволить.
Нужно составить краткий список потенциально подходящих для целей фирмы PR-агентств. Затем выбрать те из них, которые, на первый взгляд, обладают хотя бы рядом необходимых фирме качеств. Например, это могут быть преимущественно небольшие PR-агентства, которые находятся недалеко от фирмы (значит, велика вероятность того, что у них хорошие профессиональные контакты с местными СМИ). Если после разговора с выбранными PR-агентствами будет решено не пользоваться их помощью, можно обратиться к услугам трех сторонних специалистов и использовать их комментарии и консультации при разработке своей PR-кампании.
Необходимо проделать всю работу, которая позволит выбрать подходящее PR-агентство, независимо от того, в каких целях фирма собирается прибегнуть к его помощи: воспользоваться его контактами; провести полное планирование PR-кампании или что-то иное. Крайне важно, чтобы обе стороны отдавали себе полный отчет в том, что требуется от каждой из них; позже все это поможет избежать дублирующих действий, непонимания и возможных конфликтов. Вероятно, наиболее приемлемыми для обеих сторон будут следующие правила и требования к взаимному сотрудничеству: предоставление письменного подтверждения устных требований; предложение взаимной помощи (при невмешательстве в компетенцию каждой из сторон); обмен своевременной информацией о ходе PR-кампании и возникающих изменениях и проблемах; предоставление рабочих услуг и оплаты в назначенное время. Нужно предложить администраторам тех PR-агентств, из которых фирма собираетесь сделать свой выбор, подготовить к совместной встрече своего рода «черновые» предложения, касающиеся презентации и аналитической работы; попросите показать рекомендации от их настоящих и предыдущих клиентов.
Другие специалисты
Если фирма предпочитает не прибегать к услугам PR-агентств и решает пуститься в «самостоятельное плавание», нужно подумать о том, что время от времени все же стоит обращаться к услугам экспертов. Так, например, фирма, которая занимается проведением маркетинговых исследований, может собрать дополнительную информацию о потребителях продукции фирмы, конкурентах и состоянии рынка. Художник выполнит качественную дизайнерскую работу, скажем, разработает логотип фирмы, печатный бланк официального письма, корпоративный стиль печатной продукции, плакаты для пресс-конференции. Фотограф сделает профессиональные фотоиллюстрации, которые станут сопроводительным материалом к будущим пресс-релизам; их можно использовать в брошюрах, каталогах или пресс-пакетах, а также при видео- (или проекционной) демонстрации на пресс-конференции. Копирайтер поможет составить информативный и живой текст; верстальщик покажет различные шрифты, которые потребуются для печати. Все эти специалисты могут способствовать успеху PR-деятельности
Нужно подумать о том, каких экспертов следует привлечь к сотрудничеству. Так, например, неполное знание своей потребительской базы может привести к убыткам. Если, скажем, фирма недостаточно хорошо знает читательские интересы своей целевой аудитории, то при разработке плана PR-кампании, проводимой для обеспечения известности, можно выбрать не те газеты и журналы, которые следовало бы. Привлечение непрофессионального фотографа также может привести к проблемам. Разница между профессиональным фотографом и хорошо подготовленным любителем может оказаться весьма значительной.
Ошибкой может стать излишнее доверие к своей компьютерной программе, если целью является демонстрация ассортимента логотипов и шрифтов для официальных документов фирмы — ведь этой программой пользуются многие мелкие предприниматели и менеджеры, и они могут сделать то же самое. В то же время художник и верстальщик могут предложить нечто совершенно уникальное. И даже если фирма в состоянии осуществить все мероприятия по проведению PR-кампании силами сотрудников своей собственной фирмы; возможно, все-таки следует поддерживать связь с другими, не являющимися сотрудниками фирмы, специалистами, чтобы можно было составить более широкое и более полное понимание того, что следует сделать.
Работа с фирмами, проводящими маркетинговые исследования, равно как с художниками и всеми другими специалистами, возможно, будет развиваться так же, как если бы они были сотрудниками каких-либо PR-агентств. Нужно определить ключевые качества, которыми должны обладать данные специалисты. Не последнее место в списке этих качеств должны занимать живое воображение, хорошее знание той сферы бизнеса, в которой действует фирма, ясное понимание тех особенных обстоятельств, в которых она находится, а также конкурентоспособные расценки на их услуги. Стоит навести справки о каждом из тех специалистов, которых фирма собирается привлечь для сотрудничества, — это позволит ей убедиться в том, насколько каждый из них соответствует критериям отбора.
Одним из надежных способов оценки компетентности того или иного специалиста является проявление его интереса к фирме, её товарам и услугам. Если он с ответственностью относится к своей работе, то захочет навести о фирме справки и узнать, что она хочет получить от сотрудничества с ним. Поэтому он должен получить ответы на свои вопросы, касающиеся бизнеса фирмы, товаров и услуг, её потребителей и клиентов, конкурентов, того сегмента рынка, на котором она действует, о PR-планах и намеченных PR-мероприятиях. (Совершенно естественно, если копирайтер захочет узнать все, что может помочь ему в составлении грамотного и качественного текста пресс-релиза и рекламных материалов, а наборщик поинтересуется, каким бы руководство фирмы хотело представить свой бизнес на рынке, ибо именно это нужно ему для рекомендаций по выбору соответствующего шрифта.)
Необходимо очень чётко обсудить с экспертом ту работу, которую ему планируется поручить. Может быть, есть желание узнать, что потребители и клиенты думают о фирме, товарах и услугах; или получить качественные фотографии сотрудников предприятия, занятых обслуживанием потребителей; заказать разработку фирменного знака компании или иллюстрационного материала для демонстрации товара фирмы, планируемой в рамках пресс-конференции. Нужно постараться точно и внятно объяснить, что именно ждут от специалиста; в какие сроки и за какие деньги фирма хочет получить работу (принимая во внимание ограничения, налагаемые бюджетом). В свою очередь, эксперт должен сказать, что он ожидает от фирмы: готовый к предстоящему сотрудничеству персонал, регулярные уведомления о текущих изменениях и отсутствие накладок, связанных с распределением полномочий. Стоит определить, какие именно из наработанных уже мыслей и идей могут быть применены на практике. Типичной проблемой, которая может возникнуть в подобной ситуации, является та, что специалист прекрасно выполняет работу, но не укладывается в сроки. В этом случае лучше отказаться от сотрудничества с человеком, который не соблюдает заранее оговоренные сроки.
Дальнейшие шаги
Теперь можно пересмотреть рабочий план PR-кампании. Нужно убедиться, что PR-послание разработано правильно, что оно достаточно просто и понятно аудитории. Нужно решить, какая PR-тактика наиболее эффективна для реализации поставленных задач: возможно, организация ещё одной пресс-конференции потребует слишком много затрат и при этом не приведет к необходимым результатам, которых можно добиться с помощью серии пресс-релизов. Стоит пересмотреть список целевых СМИ — может быть, местные бесплатные газеты помогают фирме достичь известности, но это требует от неё слишком больших затрат времени, не приводя при этом к реальным выгодам. Так что может быть отказаться от работы с ними, хотя бы на данное время? Ещё раз нужно оценить, каким способом PR-послание может дойти до различных групп потребителей фирмы в разное время. Возможно, обнаружится, что некоторые СМИ не используют доставленные им вовремя информационные материалы (хотя эти материалы могут быть составлены и написаны вполне профессионально).
PR-кампания должна развиваться последовательно, шаг за шагом. Следует доводить до конца начатое PR-мероприятие, прежде чем приступать к его оценке. Необходимо учитывать, что предыдущие оценки теперь могут быть и неточны. Если фирме удалось избежать в прошлом той или иной проблемы, не следует забывать, что работа идёт в условиях ограниченного объема информации, и на данном этапе этой деятельности фирма так же не знает всего, как и ранее. Не нужно слишком торопитесь рекламировать самим себя, по крайней мере до тех пор, пока фирма не добьётся значительных успехов, не приобретёт необходимого опыта и не заполнит имевшихся информационных пробелов.
Не следует забывать также о том, что если внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на работу, вскоре изменятся, это будет означать необходимость изменений в работе. Фирма может стать более консолидированной, увеличиться, приобрести дополнительные преимущества или же недостатки; ее организационная структура может усложниться. То же можно сказать и о производимых ею товарах и предлагаемых услугах. Но ведь это же может оказаться верным и в отношении конкурентов. Может случиться и так, что издание, которое раньше использовалось для поддержания популярности лишь от случая к случаю, теперь следует включить в список постоянно сотрудничающих с фирмой, а одно из прежде наиболее надежных рекламных изданий прекратило своё существование. Кроме того, различного рода политические, социальные и любые другие события могут оказать воздействие на состояние того сегмента рынка, в котором действует фирма. Все это способно привести к тому, что деятельность фирмы потребует решительных изменений. Для того чтобы провести успешную PR-кампанию, необходимо держать руку «на пульсе» происходящего, всё время контролировать ситуацию. Нельзя бояться вносить изменения в PR-деятельность, даже если это касается долгосрочных проектов.