Пресс-конференция - один из излюбленных инструментов PR-менеджеров. Они предлагают компаниям использовать его регулярно. Иногда даже без повода, просто чтобы собрать интересующих клиента журналистов в одном помещении, напичкать их информацией, накормить до отвала, надарить подарков, и тем самым подтолкнуть к написанию материала о компании.
Пресс-конференция - это инструмент, который находится на стыке двух сфер - PR и ивент-менеджмента. С одной стороны, пресс-конференция преследует чисто PR цели, с другой - это должно быть грамотно организованное и срежиссированное мероприятие, начиная от рассылки приглашений и заканчивая фуршетом.
Основная цель пресс-конференции во все времена была неизменной - это побуждение к написанию журналистами интересного материала. Соответственно, главная целевая акция этого мероприятия - журналисты и представители СМИ. Это очень простое определение, и из него следует правило, как необходимо организовывать пресс-конференции.
Но понимать это одно, а вот сделать гораздо сложнее. Не все организаторы пресс-конференций помнят об этих простых истинах. Увлекаясь задачей выплеснуть как можно больше рекламной информации за отведенное на пресс-конференцию короткое время, они забывают о ее конечной и главной цели. Что вполне объяснимо. Часто клиент старается не упустить ни единой возможности прорекламировать свою компанию. И если разобраться по существу, то у пресс-конференции цели во многом схожи с рекламными. Пресс-конференция - это еще одно звено в цепочке PR- кампании.
По мнению ведущих российских специалистов в области PR, основная проблема состоит в том, что информация для рекламы и PR-информация отличаются по форме и целям[61]. К примеру, если рекламная информация пестрит короткими, запоминающимися, яркими предложениями: «Самый модный и современный», «очень качественный», «доступный всем», «первый на рынке» и прочее, то PR-информация себе таких выражений позволить не может, т.к. задачи у нёе иные. А именно - сообщить практически необходимые правдивые факты, и одновременно (как бы на уровне подсознания) вызвать доверие потребителей к описываемой компании или продукту. Необходимо подчеркнуть как важнейший фактор правдивость (или хотя бы правдоподобность) информации, т.к. если она не будет таковой, внимания она не привлечет.
Существует несколько рекомендаций лицам, организующим пресс-конференции. Чтобы правильно организовать это важное мероприятие, нужно четко понимать следующее: пресс-конференция - это инструмент (или способ - кому как больше нравится) распространения стратегически важной и расширенной информации о компании/продукте через СМИ.
Пресс-конференция может (и в большинстве случаев должна) преследовать рекламные цели. Но. На первом плане - связи с общественностью. А потом, где-то на подсознании, не утомительная, хорошо отрежиссированная информация, со всех сторон расхваливающая компанию.
Чтобы главная цель конференции - публикация интересных материалов - была достигнута, нужно понимать психологию журналистов. Что главное для журналиста? Найти новость или актуальный материал. Новость должна быть правдивой, интересной, в контексте издания. Все, что не попадает под эти пункты, моментально отсекается сознанием журналиста, как мусор (наподобие того, как мы удаляем спам из своих почтовых ящиков). Поэтому, если поставлена цель, чтобы поданная информация не оказалась «спамом» и в итоге попала на страницы журналов или другие каналы СМИ, её следует преподать так, чтобы она содержала новость (то, что раньше не было известно), актуальность, правдивость (или правдоподобность) и совпадала с контекстом приглашенных изданий.
Но описанное выше - только подготовительный этап. Предположим, что подготовленный информационный повод актуален и интересен и «нужные» издания приглашены.
Теперь задачей становится донести эту информацию и действительно обеспечить импульс к написанию материала. На этом этапе современные пиарщики придумывают как действенные, так и не очень «заморочки». Самое главное - это сделать так, чтобы информация была услышана и воспринята. Что это значит? Очень часто хорошая информация с помощью плохой организации бывает не услышана журналистами (бывает, конечно, и наоборот). А из этого следует, что организационная часть не менее важна для достижения результата. Отсюда вытекает следующая рекомендация[62]:
Не стоит планировать пресс-конференцию больше, чем на 1,5 часа в течение рабочего дня. Это с учетом того, что 30 мин. могут уйти на опоздания, фуршет и дополнительные вопросы. Ну, а в идеале необходимо занять внимание журналистов не больше чем на час: со всей информацией и ответами на вопросы. Потому как доказано практикой, что через час даже самая интересная тема начинает утомлять. Считается, что выступление официальных лиц не должно быть дольше 30 минут. 15 минут на вопросы журналистов. 30-45 минут – неофициальная часть – фуршет и т.д. Это стандарты классической пресс-конференции. В принципе, на такой продолжительности пресс-конференции сходятся многие PR-специалисты.
Ни в коем случае нельзя обещать в приглашении журналистам той темы, которую не удастся раскрыть на пресс-конференции. Очень распространенная болезнь пиарщиков - покрасивее и пообширнее задать тему конференции. Обычно такое делается, когда пресс-конференция используется как откровенно рекламное мероприятие и организаторы не «создали» информационный повод. Такой метод хорош, чтобы «завлечь» побольше прессы на мероприятие. Но любой журналист сразу распознает, что его нагло обманули. И в итоге можно лишиться сразу двух вещей - написанного материала и доверия журналиста. Ведь «обманутый» однажды, в следующий раз он уже не придет. Пример такой ситуации очень хорошо описал Алексей Фурман, главный редактор РеклаМастера[63]: «Самая неудачная пресс-конференция на моей памяти произошла года 4 назад. А запомнилось, наверное, потому, что проводило ее профильное PR-агентство, которое активно заявляло тогда о своем сверхвысоком профессионализме и громадных «наполеоновских» планах. Называть это агентство не буду - оно существует и сегодня, столь же активно и, судя по результатам его работы, кое-чему все-таки научилось.
Организация была «ниже плинтуса», что явственно читалось на лицах немногих журналистов, удостоивших офис агентства своим посещением.
Главное же было в другом. Темой пресс-конференции значилось «Тенденции и перспективы развития Public Relations в Украине». Тема и сейчас животрепещущая. А тогда она могла стать просто хитовой. Потому и удивило меня малое число журналистов. Может, они, в отличие от меня, что-то знали?
Разочарование обуяло уже после первой десятиминутки. Потому что, вместо раскрытия собственно заявленной темы, присутствующие услышали много лестных слов, сказанных руководителями агентства о себе любимых. Как-то так выходило, что появление сего агентства и раскрывает новые перспективы развития PR в Украине, а также ставит оное направление на более высокую ступень благодаря освоенным сим агентством новым подходам и технологиям (о которых никто ничего не услышал). Пресс-конференция продлилась не более получаса. Ни одного вопроса у журналистов не возникло …».
Поэтому не следует пытаться «впихнуть» в небольшое время пресс-конференции большое количество саморекламы. Часто наблюдается такая ошибка: перед тем как перейти непосредственно к поводу пресс-конференции, спикеры очень долго рассказывают об истории компании, о замечательной продукции этой компании и даже о своем жизненном пути… Конечно, кто-то из журналистов сочтет эту информацию любопытной, но не стоит перегибать палку. Такое «вступление» может утомить, а то и рассеять внимание приглашенных. Особенно, если этому будет посвящено больше 10 мин. А ведь бывает часто, что компании в течении часа говорят о себе, замечательных, а о самом событии рассказывают в течении 10 мин. и предлагают всем желающим задать вопросы во время фуршета. По мнению журналиста, такая пресс-конференция - это 60 минут впустую потраченного времени. Чтобы этого избежать, нужно постараться коротко подать «справочную» информацию на пресс-конференции, параллельно раздав обширное описание вместе с пресс-релизами и предварительно разослав их по электронной почте. Конечно, в таком случае нельзя гарантировать, что эту информацию прочитают все. Но зато она не будет раздражать во время пресс-конференции и позволит качественно донести информацию о событии (что и будет в итоге хорошим PR компании).
Нельзя рассчитывать, что фуршет и подарки журналистам заменят им новостную информацию. На пресс-конференцию журналисты приходят работать, а значит, получать актуальную информацию. А уже потом - кушать, пить и радоваться разноцветным пишущим принадлежностям. Конечно, такие «спецэффекты» как фуршет или подарки благоприятно настраивают приглашенных (кому же не нравится получать подарки!). Среди PR-менеджеров бытует мнение, что фуршет и подарки - это обязательный атрибут пресс-конференции для солидной компании. Однако фуршетом уже никого не удивишь – сегодня значительно реже можно попасть на пресс конференцию без фуршета, нежели с ним.
Тем не менее, проводится множество отличных пресс-конференций, в которых есть замечательный информационный повод и нет фуршета или подарков. И это никого из журналистов не оскорбляет, т.к. они получили интереснейший материал для публикации. Отсюда простой вывод: подарки, фуршет, и прочие развлечения - с одной стороны способ «поблагодарить» журналистов за потраченное время. Но с другой стороны, не стоит рассчитывать, что такие «заморочки» спасут пресс-конференцию, если у нее недостаточный информационный повод.
Если пресс-конференция организовывается с целью еще раз «засветить» своего клиента, необходимо постараться (хоть, зачастую, это и тяжело) убедить своего клиента: говорить сжато и по теме; не рассказывать свою биографию или биографию компании (если это не заявлено в теме), а также историю замечательного сотрудничества с другими компаниями. Чем больше они излагают фактов и правдивых данных, тем больше шансов, что эта информация будет опубликована. И соответственно, чем больше они жонглируют абстрактными эпитетами («самый лучший», «самый современный», «уникальное предложение» и т.д.), тем меньше этого «плетения словес» будет выпущено в свет. Это и есть тот спам, который моментально выбросят журналисты из своих материалов.
Безусловно, каждый PR-менеджер из собственного опыта знает, что бывают разные варианты: плохая организация + хороший информационный повод (в итоге многие журналисты останутся довольны); хорошая организация + отсутствие информационного повода (журналисты возможно и останутся довольны подарками, но руководство издания будет недовольно отсутствием хорошего материала); и то, и другое - плохо. Организатор пресс-конференции, без сомнения, должен быть неплохим режиссером и суметь подать любую информацию так, чтобы она не оставила присутствующих равнодушными.
Подход к организации пресс-конференции во многом зависит от самого информационного повода. Если он сам по себе очень сильный, то ничего особенного выдумывать не надо, достаточно лишь грамотного подхода. А именно: пригласить «нужных журналистов», которым интересна данная тема. Если они являются лояльными журналистами, - то есть, с ними ведётся постоянная работа – тем больше шансов на получение качественных засветок в нужном количестве.
Необходимо составить информативный, но интригующий пресс-релиз, после прочтения которого журналисты захотят прийти на пресс-конференцию, чтобы узнать о том, чего не сказано в релизе.
Бывает, что информационный повод недостаточно силен или же интересен лишь очень узкому кругу журналистов, при этом стоит задача широкого PR-покрытия. В этом случае, помимо правильного подбора журналистов и грамотного оформления пресс-релиза, нужно вызвать неподдельный интерес у журналиста, создать у него яркое впечатление от мероприятия. Для этого сегодня все чаще организаторы вносят event-составляющую в пресс-конференцию – таким образом, сама концепция, формат мероприятия вызывают большой интерес журналистов, который автоматически переносится и на предмет пресс-конференции. Речь идет о нестандартных подходах к подбору и оформлению места проведения мероприятия, пригласительного и формы его доставки/вручения, а также о формате и особенностях самого мероприятия.
Подчеркнуть вышесказанное можно примерами оценки самих организаторов пресс-конференций удачных и неудачных мероприятий[64]:
Суслова Наталья, руководить проектов, Коммуникационная группа «ПРТ»:
«Одной из лучших пресс-конференций в моей практике я бы назвала конференцию, проведенную для известной косметической компании. Залогом успеха стал тщательно прописанный и отрепетированный детальный план мероприятия - за каждой составляющей плана были закреплены ответственные сотрудники. Заранее были проверены оборудование, зал, свет, звук, таблички и т.п. Выступающие четко знали свои темы и следили за регламентом. Модератором выступила менеджер по связью с общественностью компании, которая владела ситуацией в полной мере. Это позволило адекватно управлять процессом общения с журналистами в режиме реального времени и обходить невыгодные темы. Также был основательно подготовлен пресс-кит.
В итоге резонанс в СМИ был высокий, журналисты подали тему интересно и разносторонне (так как «кит» содержал информацию по теме как финансовую – для деловых СМИ, так и социальную – для общественно-популярных СМИ) и донесли до общественности мессидж, максимально отвечающий поставленным целям.
Неудачный пример - пресс – конференция, проведенная с точностью до наоборот. Во – первых, заранее никто не проверил готовность зала и не подумал об оборудовании, в итоге отсутствовали микрофоны на столах у журналистов, поэтому в ТВ и радиозаписи остались только ответы выступающих и монтировать сюжеты впоследствии оказалось сложно. Во – вторых, отсутствовал модератор и так как координировать выступающих было некому, докладчики передавали друг другу вопросы журналистов, по ходу перешептываясь и решая, кто будет на него отвечать. Длительность мероприятия затянулась и когда журналистов пригласили к фуршету, который проходил в том же помещении, в зал начали входить приглашенные на следующее мероприятие… в общем, впечатление о пресс-конференции было смазано окончательно».
Андрей Кравчук, PR-менеджер рекламного агентства DIALLA Communications:
«Работая с департаментом информационных технологий украинского представительства компании Samsung Electronics, наши медиа и PR отделы имеют обширный опыт проведения пресс-конференций. На одном из недавних мероприятий для департамента информационных технологий украинского представительства компании Samsung Electronics был использован нестандартный шаг для распространения пресс-релизов. Пресс-релиз буквально «появился» из нового устройства для печати и копирования документов (которому собственно и было посвящено само мероприятие). И это притом, что устройство не было подключено к компьютеру. Разумеется, репортерам пришлось подойти вплотную к новому устройству и очень внимательно рассмотреть сам «чудесный агрегат» и принцип его действия. В итоге наша цель была достигнута - журналисты были под впечатлением и одновременно получили всю необходимую информацию…».
Ариадна Бахматова, PR-менеджер группы компаний Provid/BBDO:
«Пример нестандартного подхода к организации мероприятия – пресс-конференция по поводу открытия магазина ИНТЕРТОП в Сочи, которое организовывало Talan Proximity. Роль пригласительного билета на данное мероприятие играла синяя панама с надписью ИНТЕРТОП. Все журналисты, придя на мероприятие, имели возможность переобуться в стильные кроссовки Skechers. Всю пресс-конференцию они провели, сидя в удобных шезлонгах с тропическими коктейлями в руках – таким образом организаторы передали главную концепцию сети магазинов ИНТЕРТОП – комфорт во всем.
Журналистам показали «дефиле комфорта»: один за другим к зрителям выходили представители самых разных профессий, у каждого из которых на ногах был обувь одной из 25 торговых марок, представленных в сети магазинов ИНТЕРТОП. В результате такого подхода к мероприятию удалось получить массу бесплатных засветок в различных СМИ».
Обычно пресс-конференция посвящается определенной теме или событию и предполагает наличие ньюсмейкера, возможность задавать интересующие вопросы и получение самой свежей информации. Основная задача — добиться определенного общественного резонанса. Как public relations пресс-конференция — привычный, а, главное, удобный для представителей СМИ способ получения информации. Именно поэтому PR-менеджеры очень активно используют этот инструмент в своей практике и знают, что, наряду с высокой информативностью выступления ньюсмейкера, немаловажную роль играет манера общения основного выступающего с присутствующими журналистами.
Контингент представителей СМИ разнообразен, и в некоторых случаях невозможно просчитать дальнейшую судьбу преподнесенной на пресс-конференции информации; поэтому, чтобы снизить риск появления «неожиданной» информации, необходимо учитывать особенности поведения и речи на этом мероприятии.
Важно помнить: любое общение с представителями СМИ — это изменение общественного мнения, поэтому текст речи должен быть тщательно отработан. В выработке доклада не обязательно придерживаться схемы «введение — основная часть — заключение». Вполне приемлемо кратко высказаться по сути, иначе говоря, «взять быка за рога», а общую информацию о компании раздать перед началом пресс-конференции в пресс-пакете. Как правило, идеальный хронометраж выступления ньюсмейкера — 15—20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выступление не выглядело слишком поверхностным или чересчур нудным. Желательно, чтобы комментарии других выступающих (их численность не должна превышать трех человек) не выходили за рамки 5— 7 минут. Таким образом, с учетом вступительных слов ведущего, основная часть (доклады) укладывается в 30—40 минут. Оставшиеся 20—30 минут отводят для вопросов журналистов[65].
Выступление лучше не читать, а заранее выучить (исключение составляют цифровые показатели). Таким образом удается, во-первых, удерживать внимание аудитории, а во-вторых, наблюдать, как аудитория реагирует на сообщение. Кроме того, журналисты, как и все люди, любят, когда обращаются непосредственно к ним и смотрят, что называется, в глаза. В этом смысле желательно не забыть даже далеко сидящих представителей СМИ, возможно, с неприятными лицами или плохо одетых.
Кстати, драные джинсы и плохо выстиранная майка у журналистов, как правило, не признак отсутствия денег на приличный гардероб, а некий вызов истеблишменту, периодически проявляющийся также в резких публикациях и негативных высказываниях. Единственный способ противодействия ему — заранее продуманная тактика поведения и высказываний.
Во время выступления желательно избегать слов- и выражений-паразитов («как бы», «на самом деле», «вот» «и все же» и т.п.), а также непрерывного произнесения междометий (например, «э-э-э…»). Это сразу производит неблагоприятное впечатление: ведь диктофоны работают, а время идет. Поэтому необходимо заранее несколько раз прорепетировать речь. Лучше сделать это перед коллегами, а за отсутствием оных — у зеркала.
Необходимо следить за своими руками. Кроме того, что их обязательно надо держать на столе (а не под ним), время от времени полезно жестикулировать.
Выступление лучше начать с шутки или вскользь коснуться актуальной для всех присутствующих темы. Это разрядит обстановку и будет работать на создание благоприятного имиджа. В любом случае необходимо создать атмосферу сопричастности, но не заискивания.
Например: «Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Искренне рад видеть вас в добром здравии, несмотря на эпидемию гриппа, которая сейчас свирепствует (или которой нас пугают врачи). Надеюсь, это не помешает нашему конструктивному сотрудничеству. Итак, начнем с вашего позволения». (Грипп можно заменить любым другим общезначимым событием: выборы президента, хорошая или плохая погода и пр.)[66].
Удачный ход — подстроенный случай с диктофоном, выражающий заботу о нелегкой работе журналиста. На стол ставится подставной диктофон, через некоторое время раздается щелчок — он останавливается. Прервав выступление, докладчик обращается к журналистам: «Чей это диктофон? (Демонстрирует залу). У Вас пленка закончилась!».
Поведение докладчика на мероприятиях во всех случаях должно быть спокойным и уравновешенным. Даже если собеседник ведёт себя по отношению к нему вызывающе, необходимо сохранять выдержку и спокойствие. При этом его лицо должно быть человечным, а не «каменным». Если вдруг возникает состояние испуга, нужно заставить себя вспомнить, что журналисты — те же люди, они тоже едят, пьют, имеют слабости и недостатки. Если страх не проходит, лучше выбрать из присутствующих одного, наиболее симпатичного, и представить, что это - давний друг и сейчас состоится разговор по душам. В этот момент для докладчика все присутствующие журналисты — друзья. Желательно улыбаться, но, разумеется, только к месту.
Другая неприятность, которая может случиться на пресс-конференции — это технические неполадки, например, отсутствие микрофона или его нетрудоспособность. В этом случае придется говорить громче, что без предварительной подготовки может привести к деконцентрации внимания. Конечно, это крайность, но во время публичного выступления надо быть готовым ко всему, причем заранее. Это залог успеха всего мероприятия и гарантия того, что выступающий сможет достичь нужной цели.
Важная деталь: если кто-то из содокладчиков в силу обстоятельств не может выступить на пресс-конференции (находится в другом городе, заболел, не имеет навыков публичных выступлений и т.д.), то это легко преодолеть, разместив в пресс-пакете интервью с ним.
Одна из классических ошибок, допускаемых ньюсмейкерами, — короткий неинформативный доклад. Особенно часто это допускают руководители молодых компаний, работающих на конкурентоспособном рынке. Так, генеральный директор компании, связанной с мебельным рынком (и имеющей один из самых раскрученных в России брендов), на пресс-конференции, посвященной расширению бизнеса, укорачивает свое выступление до 5 минут, при этом ухитряется ничего нового не сказать (даже отвечая на вопросы журналистов) и делает основной упор на шикарный фуршет. Но, как говорится, бутерброд в статью не заверстаешь. А ведь благодаря стараниям PR-менеджеров, составивших качественный пресс-релиз, на мероприятие пришло до 40 журналистов. Около 15 из них представляли центральные СМИ, но в сложившейся ситуации им здесь просто нечего «ловить». Плачевный итог мероприятия — всего 8 публикаций, причем лишь в специализированных СМИ. Это очень маленький процент от возможного результата. Конечно, логичнее в будущем подобные мероприятия просто называть своим именем — press-party — и не ждать после них особой активности СМИ.
Гораздо большей эффективности от пресс-конференции можно добиться, имея на руках действительно интересную новость. Например, агентство Marketer в 2001 году организовало для кинокомпании «СТВ» (фильмы «Брат», «Брат-2», «Война» и др.) пресс-конференцию, посвященную критике двух законопроектов об авторском праве, находившихся в то время на рассмотрении в Госдуме. В качестве основных выступающих кроме генерального продюсера Сергея Сельянова были привлечены известные персоны — Сергей Бодров-младший и Валерий Тодоровский. Несмотря на скромный зал в Доме журналистов и отсутствие фуршета, эффект превзошел все ожидания — пришли журналисты 25 центральных СМИ, развернулась дискуссия, итогом которой стали 20 объемных публикаций, цитирующих основную мысль выступавших: «Существующий закон об авторском праве несовершенен, однако новые проекты — по крайней мере для кинопроизводства — просто губительны»[67].
Недопустимо отказываться от пресс-конференции в самый последний момент без достаточной на то причины, особенно если она посвящена неправомерному вмешательству правоохранительных органов в бизнес заказчика. В середине прошлого года довольно крупная фармацевтическая дистрибьюторская компания Panpharma (до этого не знакомая с такими позициями, как пресс-секретарь и PR-специалист) попала в поле зрения журналистов благодаря утечке информации из правоохранительных органов. По заверениям представителей компании, это была ошибка, которая в ближайшем будущем должна разрешиться. Но уже появилось несколько заметок в СМИ, которые необходимо было блокировать по горячим следам. Решили организовать пресс-конференцию, чтобы доступно объяснить, что же произошло на самом деле. В четыре часа утра основной информатор, до этого никогда публично не выступавший, категорически требует отменить пресс-конференцию, мотивируя это тем, что его запугивают! PR-специалистам пришлось в срочном порядке обзванивать журналистов и ссылаться на случившийся у ньюсмейкера сердечный приступ. Далее по той же причине отменяется прямой эфир на радиостанции «Маяк». Результат — целая серия негативных статей, в которых главным информатором выступает… представитель правоохранительных органов! В данном случае очень сложно кого-то винить, кроме самого заказчика. Привлеченные со стороны PR-специалисты вынуждены были прекратить деятельность за отсутствием бюджета, а журналистам нужно было утолить свой информационный аппетит.
Представителей СМИ, приходящих на пресс-конференцию, можно условно разделить на несколько групп[68]:
- доброжелательно настроенные;
- нейтральные;
- сомневающиеся;
- недоброжелательно настроенные;
- агрессивные;
- заказанные конкурентами;
- заказанные организаторами пресс-конференции (с ними можно договориться о позитивных вопросах, что также будет способствовать достижению цели мероприятия).
Группам «сомневающиеся», «недоброжелательно настроенные», «агрессивные» и «заказанные конкурентами» еще до начала пресс-конференции необходимо уделить особое внимание, продумать их потенциальные вопросы и свои ответы на них (причем как позитивные, так и негативные). Как правило, в процессе подготовки к мероприятию ставится задача максимум — составить 7 позитивных и 7 негативных вопросов. Для тех из них, на которые прямой ответ невозможен, лучше придумать формулировки уклончивых ответов, например, «мы над этим работаем».
Ответы на вопросы — один из самых важных моментов любой пресс-конференции. Начиная отвечать, следует в течение первых десяти секунд смотреть в глаза журналисту, задавшему вопрос. В процессе ответа следует обращаться уже ко всей аудитории, однако, завершая выступление, необходимо вновь вернуться к глазам автора вопроса.
После любого, легкого или сложного, вопроса журналиста не стоит бросаться сразу давать ответ. В течение 10—15 секунд можно помолчать, внимательно посмотреть на задавшего вопрос, как бы изучая его, а в этот момент собраться с мыслями.
Необходимо помнить, что так или иначе на все вопросы надо отвечать. Если на вопрос по существу отреагировать коротким «не знаю», то рейтинг выступающего может снизиться: ведь он пришёл на пресс-конференцию в качестве авторитетного первоисточника.