Пресс-конференция, как основная форма отношения с прессой в ходе проведения PR-кампании.
Введение
Английское Public Relations (PR) переводится как взаимоотношения с общественностью. Это словосочетание впервые было использовано почти двести лет назад, в 1807 году, третьим президентом США Т. Джефферсоном[1]. Автор проекта Декларации независимости США считал, что без целенаправленного конструирования отношений с общественностью демократия немыслима. Таким образом, термин PR изначально появился в политической сфере. Интенсивное развитие PR как явление получил и вне политики — в сфере экономики и бизнеса. Именно отношения между рабочими и работодателями больше и острее всего нуждались в некой «второй реальности», которая камуфлировала бы негативные моменты этих взаимоотношений с помощью конструирования иной, благополучной видимости социального партнерства.
Первые примеры PR в США— это работа с железнодорожными компаниями, которые не могли развиваться в эпоху своего возникновения, так как люди боялись железнодорожных аварий. Специалисты по работе с общественным мнением доказали всем, что число жертв здесь не больше, чем в любой другой транспортной ситуации, сравнив с числом жертв на километр дорог в Нью-Йорке. Они же подсказали компаниям новые методы работы в случае аварий, заложив основы будущих кризисных паблик рилейшнз.
В литературе насчитывается около пятисот подчас абсолютно разных определений того, что же такое по существу PR. Это и искусство, и наука, и социальная практика достижения гармонии в обществе, благоприятного климата в коллективе и т.п.
В «библии» американских специалистов по PR говорится[2]: «PR является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зависит успех или неудача».
Соответствующее пояснение термина PR в международном словаре Уэбстера выглядит так[3] «содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции».
В американском учебнике для будущих журналистов рассматриваемое понятие определяется с точки зрения теории управления: «Паблик рилейшнз — это функция менеджмента, которая оценивает отношения собственности, идентифицирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действий для обретения общественного понимания и принятия».
Вот еще два часто используемых определения PR — это «система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организаций (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, гак и за ее пределами». «PR состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания»
В других определениях PR присутствуют такие выражения, как «целенаправленное создание желаемого общественного мнения», «установление и поддержание взаимоотношений», «обеспечение гармонии» и т.п. Анализ показывает, что подавляющее большинство определений носит излишне общий характер, где под благозвучными понятиями скрываются достаточно жесткие функциональные цели современного PR. При этом цели PR так или иначе сводятся к манипуляции мнением других групп, учреждений или масс населения, о чём намеренно умалчивают[4].
Если отвлечься от деталей, то можно сказать, что PR решает следующие взаимосвязанные задачи:
- создание благоприятного имиджа организации /или отдельной личности;
- предотвращение негативных ситуаций за счет профилактической работы;
- нейтрализация негативных воздействий в социальной среде.
На Западе наиболее активно развиваются такие области PR, как кризисный, финансовый и правительственный. В России и странах ближнего зарубежья на первое место выходит политический PR (избирательные технологии).
Успех бизнеса в значительной мере зависит от уровня доверия общественности. А доверие создаётся как работой в производственной сфере, так и в сфере PR. К примеру, не может быть такой ситуации, когда название успешной фирмы не известно её потенциальным клиентам.
Данная работа посвящена пресс-конференции, как основной форме отношения с прессой в ходе проведения PR-кампании.