Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональное обучение



Профессиональный отбор, как уже отмечалось, имеет ограниченную сферу применения; он необходим лишь для наиболее сложных, специфи­ческих видов операторской деятельности. Универсальным средством профессиональной подготовки операторов служит обучение. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений. Какой именно должна быть эта система у оператора, зависит от его профиля. Иначе говоря, содержание обучения определяется спецификой операторской деятельности.

В общем смысле профессиональные знания — это та информация, которую усваивает (накапливает в памяти) человек в процессе профес­сионального обучения и деятельности.

С психологической точки зрения знания могут выступать в форме на­глядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным и обобщенным отражением действительности. Одним из существенных свойств системы знаний оператора является такая ее организация, ко­торая обеспечивает возможность легкого перевода (трансформации) наглядных представлений в понятия, и наоборот. Это составляет важ­нейшее условие формирования концептуальных моделей, оперативных образов, субъективных моделей управляемого объекта и среды, которые осуществляют функцию регуляторов операторской деятельности.

В процессе обучения, жизни и деятельности каждый человек нака­пливает знания, относящиеся к различным областям. При этом одни усвоенные знания могут служить основой и содействовать овладению новыми знаниями, в других возможно возникновение взаимной интер­ференции знаний, т.е. отрицательное влияние усвоенных знаний на вновь усвояемые. Эти моменты важно учитывать в организации обучения: в определении последовательности тем, порций материала, сообщаемого на каждом занятии, и т.д. Инструктор, мастер, педагог, руководитель должен помнить, что все сообщаемые ученику знания так или иначе объединяются, систематизируются, обобщаются в его голове.

Эффективность и надежность действий оператора зависят не только от системы имеющихся у него знаний, но также от точности и своевре­менности выполняемых им действий.

Действия, доведенные до известной степени совершенства, выполняе­мые легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и в то же время с наименьшим напряжением, т.е. как бы автоматически, называются в психологии навыками. Основным средством их формирования является упражнение.


Конечно, далеко не всякое действие оператора нужно доводить до «автоматизации». Более того, излишняя автоматизация может стать причиной ошибок оператора. Как правило, «автоматизировать» следует лишь те действия, которые характеризуются известным однообразием, могут выполняться по некоторому шаблону.

При обучении той или иной определенной операторской деятельности необходимо установить, какие именно действия целесообразно доводить до «автоматизации», а в отношении каких этого делать не следует.

В психологии различают три основных вида навыков: сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), моторные (двигательные навыки) и интеллектуальные (приемы решения задач). Процессы формирования этих навыков обладают некоторыми общими чертами. Рассмотрим их на примере образования моторного навыка.

Одной из основных черт процесса формирования навыка является образование двигательных (или каких-либо других, например умствен­ных) структур, объединяющих отдельные рабочие движения в некоторое единое целое. На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные входящие в него движения (или другие трудовые акты) порознь, с большими или меньшими интервалами между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действии опытного оператора ряд последовательных частных движений выступает как одно сложное движение.

Другая черта процесса формирования навыка — это выявленнис че­ловеком сигналов, релевантных данной деятельности. На анализаторы человека при выполнении действия поступает масса разнообразных сиг­налов, но далеко не все они имеют прямое отношение к выполняемому действию. Такие сигналы носят название иррелевантных.

В процессе овладения навыком человек из всей массы сигналов, по­ступающих на его анализаторы, выбирает те, которые релевантны задаче. Иначе говоря, формируется не только моторная, но также и сенсомо-торная структура. При стихийном обучении тому или иному действию человек нередко идет по пути «проб и ошибок». При этом закрепляются пробы, дающие положительный результат, и отсеиваются ошибочные действия. При организованном обучении важно показать обучаемому не только правильные, но и неправильные действия, а также соответ­ствующие им сигналы. Иногда целесообразно использовать специальные устройства, сигнализирующие человеку о его ошибочных действиях.

В процессе выявления релевантных сигналов и формирования сенсомоторной структуры, являющейся основой навыка, происходит


перестройка взаимодействия разных анализаторов. На начальных этапах овладения навыком главную роль в регуляции и контроле совершаемых движений играют дистантные анализаторы, в основном зрительный. Именно зрительные сигналы образуют сенсорную структуру действия, они же выполняют и функцию обратной связи.

Позднее, по мере тренировки, сенсорная структура перестраивается: возрастает роль осязательных и кинестетических сигналов. Так, опытные профессионалы могут выполнять довольно сложные координированные движения без зрительного контроля. Перераспределение роли разных анализаторов при формировании навыка приводит к значительному сокращению времени цикла регулирования.

В процессе овладения навыком осязательный и кинестетический анализаторы берут на себя функции обратной связи. Это освобождает зрительный анализатор от необходимости детального контроля за со­вершаемыми действиями. В связи с этим появляется возможность из­менения направленности внимания. Человек, овладевший навыком, начинает зрительно контролировать не столько сами движения, сколько результат действия в целом. Появляется также возможность параллельно с выполнением двигательного действия решать дополнительные зри­тельные задачи.

Третья черта процесса формирования навыка — это изменение со­отношения уровней регуляции. На первых этапах обучения даже срав-нительно простые элементы двигательного действия регулируются речемыслительными процессами. Позднее их регуляция передается сенсорно-перцептивному уровню, аречемыслительныи процесс начинает регулировать более крупные единицы деятельности. Автоматизация дей­ствий прежде всего состоит в перераспределении роли различных уровней регуляции. Учеловека, владеющего навыком, мышление направлено уже не на координацию движений (это осуществляется сенсорно-перцептивным уровнем), а на решение других задач. Благодаря этому создается иллюзия, будто навык уходит из-под контроля сознания. В действительности же лишь изменяется характер сознательного контроля. Вначале сознанием контролируется каждый элемент действия. На стадии же автоматизации сознательный контроль относится ко всему действию в целом.

Наконец, еще одной чертой формирования навыка является усвое­ние ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий навыком, может работать длительное время без утомления. Помимо этого возникают широкие возможности произвольно изменять темп работы. Темп новичка, как правило, неустойчив и плохо подчинен его воле. Опытный мастер способен сравнительно легко переходить от


одного темпа к другому. При этом высокий темп не снижает, а часто повышает качество работы.

Рис. 11.1. Изменение затрат в зависи­мости от продолжительности обучения

Профессиональные знания — информация, которую усваивает оператор в процессе профессио­нального обучения и деятельности. Задача обучения — формирование концептуальных моделей, опе­ративных образов, субъективных моделей управляемого объекта и среды.

Важным условием обучения является его срок (рис. 11.1). Оп-

ределение срока обучения /об связано с двумя условиями: увеличение /об ведет к увеличению расходов на обучение и способствует повыше­нию надежности оператора, что приводит к уменьшению эксплуата­ционных расходов. Приведенные затраты, обусловленные обучением операторов, равны


Щ^=МСошс-Р„)о-


vt + EnKtQ


(11.2)


где N-

■ число решаемых оператором задач в течение года; -ош ~~ П0ТСРИ> связанные с одной ошибкой оператора; РСН — соответственно вероятность безошибочной работы оператора на стационарном уровне и в начале обучения;

К— затраты, приходящиеся на единицу времени обучения; v — скорость обучения оператора.

Решая это уравнение на условие оптимальности и полагая /об = /оггг получаем


^(ЛТТТ



lnvM7OT1I(Pc-/>H)

ЕНК


(И.З)


Факторы, ускоряющие процесс обучения: представление учебной информации на языке, соответствующем образному описанию его дей­ствия; максимальное сообщение учебной информации без искажения смысла (например, используя сетевой график); обеспечение переноса приобретенных ранее знаний и навыков; обеспечение обратной связи между обучаемым и источником учебной информации; большая заин­тересованность обучаемого в подготовке.


Основными критериями выхода оператора на заданный стационар­ный уровень обученности являются безошибочность и быстродействие. Математически параметры числа ошибок пош и времени решения за­дачи ton описываются, как правило, экспоненциальными функциями и имеют вид

т(п) = тс+(т^-тс)е~а1П; (11.4)

*ош(") = 'с+(*и-*с)*~а2П> (И.5)

где /с и тссоответственно стационарные значения времени решения задачи и числа ошибок;

/и и я?и — исходные значения этих показателей;

п — циклы (время) обучения;

(Xj и а2 — скорости обучения но безошибочности выполнения работы и бы­стродействию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.