Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Железнодорожным транспортом



По мере усложнения электронной вычислительной техники и про­цессов управления выдвигаются новые аспекты проблемы «человек-машина», решение которых не сводится только к оптимизации условий обслуживания машины человеком. Функции, которые выполняют ЭВМ, надо рассматривать включенными в систему деятельности человека, управляющего техникой. Как ни сложны и как технически ни совер­шенны машины, они остаются орудиями труда, пользуясь которыми, человек осуществляет сознательно поставленные цели. За машинами остаются те функции, которые представляют собой способы и средства реализации программируемых действий человека. Из этого следует, что главная задача заключается не в том, чтобы просто вписать человека в контур созданной технической системы, а в том, чтобы, исходя из задач системы «человек—машина», разработать проект его деятельности и определить требования к техническим устройствам, необходимым для ее осуществления. Такой путь позволит повысить эффективность и на­дежность системы, научно, обоснованно определить уровень, на котором должна протекать трудовая деятель]гость человека.

В АСУ всегда органически переплетаются функции человека и маши­ны. Во-первых, участие человека в производственных процессах связано с социальными, психологическими, моральными и физиологическими факторами, которые не поддаются математическому описанию, не могут быть формализованы и запрограммированы, их может учесть только че­ловек. Во-вторых, большие системы управления непосредственно влияют на экономическое положение страны, а следовательно, их функциони­рование должно быть подчинено вполне определенным идеологическим


принципам общества этой страны, которые также трудно поддаются формализации. Идеологические принципы в управление вносит человек. В-третьих, характерная черта больших систем — необходимость в раде случаев принимать решения в условиях неполной информации. Из-за сложности самой системы, многочисленных ее связей, необходимости учитывать ^запрограммированные случаи такие решения опять-таки может принимать только человек, обладающий опытом и хорошо по­нимающий задачи, стоящие перед системой в целом.

Основная особенность режима выработки решений в реальном време­ни — жесткие ограничения во времени, связанные с тем, что управление осуществляется в процессе функционирования самой системы. Здесь роль человека также крайне важна. Участие человека заставляет гово­рить о существенных особенностях процессов обработки информации в АСУ. В ходе обработки человек использует большой набор информа­тивных элементов различной природы: слова или фразы — в звуковых системах; механические воздействия, вибрацию — в механических. Как правило, чтобы получить одни и те же сведения, характеризующие то или иное явление, человек использует практически одновременно информативные элементы различной природы. Человеку присущи два способа восприятия информации: образное и элементарно-образное. И в том, и в другом случае в мозгу человека хранится образ — цельный или элементарный. ЭВМ не может оперировать образами, а использует информацию, в определенной мере соответствующую некоторому об­разу. Поэтому первая отличительная особенность процесса обработки информации в АСУ заключается в структурной организации человеком информативного элемента и способа его восприятия.

Другая особенность — характер поведения человека и ЭВМ в ходе это­го процесса различен. В поведении человека можно выделить стратегию и тактику. Как первая, так и вторая формируются в процессе обработки информации. Существенно при этом то, что тактика и стратегия поведе­ния человека могут значительно меняться. Поведение же ЭВМ ограни­чено заранее сформулированными алгоритмами обработки информации и правилами, определяющими последовательность выполнения этих алгоритмов. Такими правилами ограничены даже случаи ошибок, сбоев программ, некорректных заданий исходных данных и др. Значит, тактика поведения ЭВМ ограничена. Что касается стратегии, то она отсутствует вовсе. Машина не знает, что делать дальше, если сделано то, что было ей предписано. Конечно, можно объяснить отставание стратегии рядом технических причин: ограниченностью средств обработки информа­ции, малыми ресурсами внутренней памяти и др. Все это, действуя во


взаимосвязи, существенно затрудняет возможности ЭВМ для выработки стратегических планов. А отсутствие стратегии вынуждает человека к постоянному неразрывному сотрудничеству с машиной. Эффективность этого сотрудничества зависит от преодоления главного барьера, разделяю­щего их, — языкового. Его ликвидация позволит четко сформулировать возможности совместной деятельности человека и машины, делающих этот комплекс наиболее производительным.

В неожиданных ситуациях машине может прийти на помощь чело­век, он оценит ситуацию в целом, направит процесс по наиболее целе­сообразному пути, сообразуясь с обстановкой, уточнит критерии, в ходе диалога с машиной проконтролирует ее решения, откорректирует их. Во многих случаях машина предоставляет человеку право реализации вы­бранного способа действия. Вычислительные операции ЭВМ выполняет без участия человека, она только обрабатывает информацию и готовит результаты, а человек использует их для управления процессом. Маши­на постоянно страхует человека, при невмешательстве его принимает решения согласно заданному алгоритму, а при ошибке может совсем прекратить процесс управления.

Очень часто ЭВМ считают усилителем умственных способностей человека, забывая о том, что реальные схемы управления зависят оттого, что подано на вход ЭВМ. При недостаточно направленной информации, если показатели какой-либо деятельности неразумны, использование машины может принести скорее вред, чем пользу. В ряде случаев систе­ма управления без ЭВМ при правильном использовании возможностей человека, его стремлений и целей может дать лучший результат, чем иная другая система, насыщенная электронными машинами. Это не следует, конечно, воспринимать как недооценку ЭВМ. Необходимость их ши­рокого внедрения бесспорна. Но бесспорно и то, что с помощью ЭВМ можно повысить роль человека в системе управления.

Во всех управляющих системах человек с его сложнейшими характе­ристиками является главным звеном. В технических системах поэтому основная задача состоит в том, чтобы наилучшим образом вооружить человека техническими средствами, с их помощью создать ему спокойные условия, обеспечить надежные принятие и реализацию решений. Человек является главным ресурсом в системе управления, и мобилизация всех его возможностей, вместе с эффективным использованием технических средств, значительно ускорит научно-технический прогресс на транс­порте. И сейчас, и в будущем человек останется главным инициатором и решающим звеном любой системы автоматизированного управления, особенно большой.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.