На транспорте человек и техника взаимодействуют в трех сферах деятельности: непосредственное управление транспортными подвижными объектами («машинист—локомотив»); дистанционное управление комплексами подвижных или неподвижных транспортных объектов (диспетчерский персонал, дежурные по станциям, операторы сортировочных горок и др.); управление большими системами (автоматизированные системы управления отдельными видами транспорта). Каждая из этих сфер требует особого подхода к изучению и разработке рекомендаций. В то же время они обладают сходными чертами, общими зависимостями.
Изменение функций человека в транспортных эргатических системах сопровождается появлением новых особенностей деятельности, вызванных тем, что оператор все чаще управляет одновременно несколькими объектами, решая при этом ряд несходных между собой задач. Он все больше удаляется от объектов управления, получая информацию об их состоянии по системам дистанционной передачи данных. По-иному нагружены его органы чувств, так как зрительный канал восприятия становится основным для приема информации. Наконец, в большинстве современных транспортных человеко-машинных систем оператор часто действует в условиях дефицита времени, вызванного возросшей скоростью передвижения транспортных средств.
Таким образом, на транспорте требования предъявляются не только к технике, но и к человеку. Ведь ему взаимодействие с весьма сложными машинами и механизмами приходится осуществлять в условиях напряженной деятельности, испытывать на себе самые разные, иногда неблагоприятные воздействия окружающей среды, постоянно быть бдительным, чувствовать огромную ответственность. Учет человеческого
фактора как при создании транспортных технических средств, так и при организации труда железнодорожников имеет первостепенное значение. Необходимо не только создавать хорошие условия труда на основе знания психофизиологических возможностей человека, но и обеспечить высокую эффективность производственного процесса. Это требование не зависит от того, работает ли в системе человек или она полностью автоматизирована.
Рассмотрим подробнее эргатическую систему «машинист—локомотив». В последние годы резко возросли скорости и интенсивность движения поездов. Это значительно увеличивает психофизиологическую нагрузку людей, выполняющих водительские функции. В среднем из общего баланса рабочего времени машиниста локомотива около 45 % приходится на работу в пути, 39 % — на проверку и 2 % — на уход за локомотивом на стоянках, 16 % — на прием и сдачу локомотива в депо и подачу его к поезду.
Современный локомотив, как и другие подвижные транспортные объекты, относится к классу эргатических систем, работа машинистов которых характеризуется двумя основными параллельными компонентами деятельности: управлением со своим контуром регуляции — процессом самого вождения (управление перемещением в пространстве) и контролем за работой энергосистемы, поддержание ее функционирования в пределах нормы. Значение уровня организации взаимодействия оператора и техники в подобных случаях удвоения контура управления особенно велико, так как при этом возрастает вероятность отказов системы в целом.
В деятельности машиниста можно выделить два последовательных этапа: подготовку локомотива к поездке (осмотр машины и прием ее в депо) и поездную работу. При подготовке к поездке машинист должен убедиться в исправности локомотива, контроллера, освещения и др., наличии песка, смазки, проверить, нет ли постороннего шума и стука в агрегатах и узлах. После прицепки локомотива к составу машинист (помощник машиниста) проверяет правильность сцепления локомотива с первым вагоном и соединения их воздушных магистралей. На эту работу затрачивается значительное количество времени, так как тщательность проверки — гарантия безотказной работы отдельных систем локомотива в пути, а даже мелкие неисправности могут привести к серьезным осложнениям во время рейса.
Поездная работа предъявляет высокие требования к работоспособности различных анализаторных систем организма машиниста, прежде всего зрительной, двигательной и слуховой. Машинист должен на чрезвычайно
малом отрезке времени не только воспринять соответствующий сигнал, но и правильно осмыслить его, принять верное решение и выполнить необходимый двигательный акт. Объект основного внимания машиниста — состояние пути. В процессе движения он непрерывно воспринимает осведомительную информацию о состоянии напольных сигналов, околодорожного пространства, движущихся объектов, имеющих определенное значение для безопасности движения (пешеходы, транспорт на переездах и др.). Объем информации такого рода достаточно велик. Подсчет сигнальных раздражителей, действующих на машиниста в течение рейса протяженностью 500 км, показал, что из общей суммы (8—10 тыс.) лишь 10 % производственно важны (светофоры, переезды, ограничители скорости, указатели профиля пути и др.). Остальные, как правило, в любой момент могут стать такими. Это значит, что даже при умеренных для современного железнодорожного транспорта скоростях (80—100 км/ч) машинист в течение каждой минуты воспринимает в среднем 20 сигнальных раздражителей при скорости 80 км/ч и 22—28 — при скорости 100 км/ч. Напомним, что на отдельных участках отечественных железных дорог скорость движения превышает 200 км/ч.
По данным иностранной печати, в последние годы число элементов индикации на пульте управления локомотивом увеличилось в 2 раза. Возможности же человека по приему информации не изменились. Увеличение скорости движения привело к тому, что время, которым теперь располагает машинист для принятия решений и выполнения необходимых операций по их реализации, сократилось почти в 3 раза.
Загрузка машинистов локомотивов возросла не только из-за увеличения числа органов управления и средств контроля в кабине и их усложнения. Значительно вырос теми обмена информацией между подвижным транспортным объектом и человеком, который им управляет. Информационная нагрузка машиниста зависит от сложности системы управления локомотивом, поездной обстановки, состояния окружающей среды, и с увеличением скоростей движения может достигнуть предельных значений пропускной способности человека. Загрузку увеличивает и несовершенство локомотивной системы контроля энергетических установок, что особенно часто проявляется при возникновении неисправностей, прерывающих нормальный ход рабочего процесса. Чтобы отыскать их (например, в электрических схемах тепловозов), надо в 10 раз больше времени, чем на устранение. Определение неисправностей затруднено многообразием видов отказов и тем, что локомотивные системы контроля не способны выполнять все необходимые функции. Затраты времени на поиск и устранение неисправностей в первую очередь
зависит от учета конструкторами роли машиниста в процессе управления, его участия во взаимодействии с аппаратурой контроля. Существует необходимость определить ограничения возможностей машиниста и согласования их с системами информации, которыми оборудованы современные локомотивы.
Даже хорошо зная участок пути, машинист не гарантирован от непрогнозируемых случайностей, неопределенность которых (в том числе и временная) весьма велика. Неточности и ошибки, допускаемые машинистом при управлении локомотивом (пропуск значимых сигналов, неправильное восприятие сигналов и их оценка), в значительной степени связаны с дефектами субъективной модели условий деятельности.
Анализ особенностей рабочего места в кабине машиниста и его оперативной деятельности показал, что движения, посредством которых машинист управляет локомотивом, несложны и характеризуются минимальными мышечными усилиями. Общая мышечная работа при скорости движения поезда 100—140 км/ч равна 40—50 Дж за 3—6 ч работы, в течение которых он делает примерно 650 незначительных по физическим усилиям движений. В некоторых ситуациях особое значение приобретает способность выполнять быстрые и точные управляющие действия: при внезапных сменах сигналов, появлении препятствий на пути, обрывах контактного провода, резких изменениях напряжения в контактной сети и др. Некоторое увеличение мышечной нагрузки наблюдается на участках со сложным профилем пути. Это объясняется тем, что на спуске машинисты электровозов применяют рекуперативное торможение, а машинисты тепловозов тормозят состав. В обычных условиях управление локомотивом, как правило, состоит из нескольких комбинаций ограниченного числа стандартных двигательных элементов, не требует высокой скорости, особой точности и значительного физического усилия, а следовательно, специальной психомоторной одаренности. Однако зрительный контроль за исполнением действий в ряде случаев свернут и упрощен из-за необходимости постоянно напряженно наблюдать за ситуацией, в том числе за той информацией, которая сигнализирует о результатах уже выполненных управляющих действий. Такая связь управляющих действий органами управления обеспечивается двигательным анализатором, что предъявляет к последнему высокие специфические требования (например, находить на ощупь нужный тумблер).
Если выделить в деятельности машиниста сенсорный, мыслительный и моторный компоненты, то количественное соотношение их в процессе поездной работы далеко не одинаково. Так, данные хронометража на одном из участков показали, что на протяжении 90 км пути в течение
50 мин машинист действовал контроллером 13 раз, краном машиниста — 7 раз, переключателем жалюзи для регулировки температуры воды — 16 раз, тифоном-свистком — 9 раз, т.е. он совершил 45 движений, необходимых и достаточных для ведения состава и соблюдения правил безопасности движения. За это же время он воспринял 88 производственно значимых сигналов, не считая знаков профиля пути, указателей скорости, сигналов путевых рабочих и др. Одновременно машинист следил за показаниями приборов, характеризующих движение состава и режим работы агрегатов и отдельных узлов локомотива. Таким образом, уже простая фотография небольшого отрезка времени работы машиниста показывает исключительную роль зрительного анализатора, посредством которого воспринимаются сигнальные объекты и показания приборов на пульте управления локомотивом.
Другой вид информации, получаемой машинистом в пути, — периодические рапорты помощника, переговоры по радио с диспетчером и машинистами встречных поездов, а также сигналы, воспринимаемые слуховым анализатором, о состоянии локомотива и пути. Малейшее нарушение привычного шума сигнализирует машинисту о каких-либо неисправностях агрегатов и отдельных узлов. Что касается мыслительной деятельности, то в нормально протекающем рейсе на хорошо знакомом участке дороги ее нельзя квалифицировать как очень напряженную, так как она не связана с формированием новых творческих решений и обычно ограничена лишь выбором одного из небольшого числа хорошо знакомых решений (рис. 10.1).
Нередко предотвращение аварийной ситуации зависит от того, насколько точно машинист на ходу поезда определит расстояние до внезапного препятствия. Если водители других видов транспорта при необходимости могут объехать препятствие, то у машиниста в подобной ситуации реальна только одна возможность избежать аварии — остановить поезд. Приближаясь к станции, он обязан избегать резких толчков и остановить состав в строго определенном месте.
В этой связи большое значение имеет непосредственная оценка расстояния до места остановки. В равной степени это относится и к перегону, где машинисту на отдельных участках пути необходимо определить время, место и силу торможения для изменения скорости движения поезда. Следовательно, для успешной деятельности ему должно быть присуще особое восприятие времени и пространства, характеризующееся высокой точностью.
Непрерывная зрительная оценка длины различных участков пути часто осуществляется в крайне неблагоприятных условиях: ночью,
Рис. 10.1. Картограмма гигиенических условий, тяжести и напряженности труда машинистов электровозов:
1 — легкая ненапряженная работа в оптимальных гигиенических условиях; 2— работа средней тяжести, малонапряженная, в допустимых гигиенических условиях; 3— тяжелая напряженная работа в неблагоприятных условиях; 4—тяжелая, очень напряженная работа во вредных условиях; ОСВ — освещенность; М К — микроклимат; Ш — шум; В — вибрация; ЭМП — электромагнитные поля; ИИ — ионизирующее излучение; ХВ — химические вредности; ОБФ — отрицательные биологические факторы; РТ — режим труда; СМ — длительность и чередование рабочих смен; П — внутрисменные перерывы; ДР — динамическая работа; СТН — статическая нагрузка; РП — рабочая поза; МГ — максимальный груз; НАФ — напряжение анализаторских функций; ВН — нагрузка внимания; ПС — плотность восприятия перерабатываемых сигналов; ОП — объем оперативной памяти; ЭН — эмоциональное напряжение; ИН — интеллектуальное напряжение, М — монотонность работы и производственной обстановки
в туманную или дождливую погоду и др. Особую значимость точная зрительная оценка расстояния приобретает в случаях экстренного торможения. Точность ее зависит прежде всего от того, насколько правильно умеет машинист сравнивать различные пространственные величины в нормальных условиях работы. Специально поставленные эксперименты во время поездной работы при хорошей видимости и на прямых участках пути показали, что способность к оценке расстояния даже у опытных машинистов нестабильна. Короткие (100—350 м) дистанции в основном переоцениваются; средние (350—600 м) и длинные (600—1000 м) в большинстве случаев недооцениваются. При плохой видимости и на сложных профилях пути качество такого рода оценок ухудшаются. Для безопасности движения большое значение имеет расчет тормозного пути. Длина его определяется техническим состоянием тормозных механизмов, составом, массой и скоростью поезда. Но точность расчета зависит от функционального состояния машиниста, его опыта и квалификации.
За последние годы взгляды разработчиков транспортных подвижных объектов на человека претерпели существенные изменения. Теперь человек не рассматривается ими в качестве «черного ящика», способного восстанавливать работоспособность системы при отказе ее элементов и находить правильные решения в неожиданных ситуациях. Конструкторы пробуют учесть эргономические характеристики человека. Для систем управления подвижными транспортными объектами такой характеристикой служит особое психическое состояние водителя — бдительность, которая зависит от большого числа разнообразных факторов. Например, на железнодорожном транспорте нарастанию утомления локомотивной бригады и, как результат, снижению бдительности способствуют резкие колебания температуры в кабине машиниста в зависимости от времени года, ее перепады на уровне ног и головы, изменение скорости движения воздуха. Особенно сильные воздействия этих изменений испытывают машинисты скоростных локомотивов. Абсолютная величина колебания давления, вызванного движением воздуха, при скорости 130—140 км/ч достигает 1,33 кПа. С увеличением скоростей движения параметры изменения давления более высоки. Зрительная информация принимается на фоне интенсивного набегания пути, мелькания шпал, что очень утомляет локомотивную бригаду. В общем объеме воспринимаемой машинистом информации, как показывают исследования, полезная составляет всего 1,5%, поэтому надо ограничивать поле зрения машиниста. Если сдвинуть кабину назад от торца кузова, образовавшаяся перед ветровым стеклом наклонная площадка защитит машиниста от неблагоприятного воздействия набегания шпальной решетки.
Требуется пересмотреть значения допустимых шума и вибрации в кабинах машиниста, которые сейчас превышают норму в 3—7 раз.
Для увеличения надежности управления движущимися транспортир ми объектами очень важны размещение оборудования, компоновка пуд, та управления и эстетическое оформление кабины, а также обеспечение оптимального поля зрения машиниста. Значение повышения надежнос\,и взаимодействия машиниста-оператора с техникой в процессе управленья огромно не только из-за большой оперативной нагрузки, приходящейся на человека, но и из-за особо высоких требований к качеству его деятед ь_ ности. Допущенную машинистом ошибку практически никто исправить не может, а любая ошибка в управлении подвижными единицами ьа транспорте часто чревата тяжелыми последствиями.
10.2. Диспетчерские системы управления
Для управления комплексами транспортных объектов наиболее xapav_ терны диспетчерские системы. Главное, что определяет задачи исслед0. вания этих систем, — всевозрастающее значение надежности диспетчер занятого управлением производственным процессом в режиме реального времени. Если неверные или неточные действия рабочего, который зацят производством деталей, ведут к частичному браку, то ошибка дисдет^е_ ра в управлении транспортными средствами нередко грозит крупныьи материальными потерями. Цена ошибок, допускаемых людьми, котор^1С управляют сложными техническими системами, намного более высоьч Как показывает анализ, нарушения хода технологических процессов в^ званы тем, что в конструкциях машин, приборов, систем отображения информации недостаточно учтены возможности человека. Казалось б^х работа диспетчера контейнерной площадки крупной грузовой станцц^ спокойна, однако ошибочные решения при исполнении обязанности приводят к большим экономическим потерям, к непроизводительно^, простою машин и кранов, снижению производительности труда.
Довольно простые диспетчерские системы на железподорожн^м транспорте — системы управления роспуском вагонов на сортировочн^ горках и маршрутно-релейной централизации на станциях. Однако 6oj)b_ шие психологические нагрузки ощутимо влияют на надежность люд^й работающих в них. Здесь психологическое состояние человека влш}ет на качество управления. Горочный оператор, ожидая всевозможна^ нарушения в работе системы, находится в постоянном напряжении, ^ к концу дежурства доходит до высокой степени утомления. Ошибки, ц0_ пускаемые дежурными по горке, приводят к тому, что в течение сме^ы из-за них горка простаивает до 1 ч.
2ц
На станциях, где все более широкое распространение получают устройства маршрутно-релейной централизации, при которой перевод стрелок и открытие сигналов осуществляются автоматически от нажатия кнопокна пульте управления, ошибки, вызванные перегрузкой дежурных по станциям, также высоки. Наблюдение за оперативной работой дежурного показывает значительную нагрузку на его двигательный (моторный) аппарат и память.
Большая нагрузка характерна и для работы поездных диспетчеров на участках с диспетчерской централизацией. Основная часть просчетов в регулировании движения поездов происходит из-за их ошибок, т.е. обусловлено человеческим фактором. Ошибки эти часто классифицируют как невнимательность, халатность. Однако чаще всего они зависят от чрезвычайно усложнившихся условий эксплуатации вследствие несовершенства языка общения между техническими средствами и человеком, низкого качества систем автоматизации.
Диспетчер лишен возможности наблюдать объекты управления непосредственно и пользуется информацией, поступающей к нему по каналам связи, т.е. он взаимодействует с информационной моделью, которая передает ему все существенно важные изменения, происходящие на реальном объекте. Значительно увеличились размеры диспетчерских табло и количество объектов информации, которые на них выведены. Большие размеры имеют пульты управления диспетчерских централизации типа «Нева», «Луч». АРМ ДНЦ включают в свой состав до 5—7 терминалов в качестве СОИ.
Между объемом информации, которую человек способен переработать в процессе управления, и его физиологическими возможностями нет прямой зависимости. На эту зависимость влияют способ представления информации и психологическое состояние самого человека. Значит, необходимо установить для каждого конкретного случая предельные возможности людей в восприятии информации и постараться облегчить переработку сведений, поступающих на пульт управления. Самый распространенный способ представления информации — мнемосхема, на которой изображены управляемые агрегаты и высвечиваются различные сигналы, характеризующие изменение режима работы установок. Однако для современных систем с большими потоками информации мнемосхемы — далеко не лучшее средство. Наблюдение за работой диспетчеров показало, что, когда нужно обратиться лишь к трем-четырем информационным точкам мнемосхемы, он фиксирует взгляд на 40—60.
Систему представления информации, очевидно, следует строить по иерархическому принципу, начиная с обобщенной мнемосхемы с по-
следующим выводом на табло все более детализированных ее участков. Можно использовать и другой принцип. Большое количество сигналов, поступающих к диспетчеру, сразу не охватишь взглядом, а уследить надо за всем. Поэтому на столе перед ним располагают маленькую мнемосхему — копию большой. Достаточно бросить на нее беглый взгляд, чтобы заметить, скажем, огонек в нижнем левом углу, а затем перевести взгляд на то же место на большой схеме. Интегральное средство отображения информации значительно снижает информационную нагрузку на человека.
Дежурные по постам МРЦ работают в условиях высокой нагрузки на зрение, слух, голосовой аппарат и память, в обстановке, обусловленной высокой ответственностью за выполнение графика и обеспечение безопасности движения. Их работу, как и работу любого представителя диспетчерских профессий, можно разделить натри этапа: получение информации, се обработку, принятие решения и выдачу команд. Время на выдачу (реализацию) управляющих команд не превышает 5 % продолжительности смены, а между тем основные предложения по автоматизации их работы направлены именно на этот этап деятельности.
В связи с тем что эксплуатационная обстановка на станции постоянно меняется, а дежурные больше половины времени наблюдают за индикацией на табло, следует шире внедрять информационно-логические устройстваи автоматические системы передачи и отображения информации. Это необходимо для облегчения условий труда дежурных по постам централизации, повышения эффективности и надежности управления движением.
С еще большей остротой эта проблема ощущается в устройствах автоматизации роспуска составов. Постоянное напряжение и психологические раздражители, выводящие из равновесия, не только ведут к утомлению, но и значительно снижают надежность работы оператора. Наблюдения показали, что на горке объем информации и интенсивность ее поступления при сбоях в роспуске возрастают в 3—4 раза, а информационная нагрузка в 2 раза и более превышает допустимый уровень. Поэтому горочный оператор пропускает действия, нарушает их последовательность, теряет до 40 % информации из памяти, подчас ошибочно воздействует на органы управления. Здесь для повышения эффективности работы необходимо создать специальные информационно-логические устройства для автоматического контроля за возникновением опасных ситуаций и их устранения.
Информационно-логические устройства и системы, связанные с автоматизированной переработкой информации, изменяют конструкцию и конфигурацию пультов управления. Уже первые опыты показали, что
новое размещение элементов (например, горочного пульта) позволяет сократить его габариты на 30—40 %, уменьшить на 7 % потоки информации, а перекомпоновка индикаторов и замена их более совершенными уменьшат затраты времени оператором на прием информации на 30 % и увеличат производительность его труда на 10—20 %.
Нужно сказать, что время приема и переработки информации человеком зависят от маршрута обслуживания пультов управления, т.е. от необходимости выбора очередного органа управления и контроля на основе информации, хранящейся в памяти. Существуют количественные оценки сложности пультов, так называемые показатели неупорядоченности оперативного моля: чем больше абсолютная величина показателя, тем квалифицированнее должен быть оператор.
Проектируя пульты для диспетчерского управления, следует выдерживать рациональное соотношение между пропускной способностью человека по переработке информации в конкретном виде деятельности и требуемой для эффективного управления скоростью ее переработки, а также учитывать характеристики оперативной памяти человека и моторные компоненты его деятельности. Все эти требования, сформулированные и обобщенные, являются теоретической базой научной организации операторского труда. Исследования нормативов скорости приема и переработки информации человеком, способов и процессов восприятия, возможностей распределения и переключения внимания, объема памяти и др. играют немалую роль в решении этой важнейшей проблемы.
Диспетчер, как и любой человек, участвующий в процессе управления, трудится в конкретной системе материального производства, включен в ее контур. Иерархия систем управления включает коллективы и отдельных людей (операторов). Диспетчерские системы управления на железнодорожном транспорте принадлежат к классу многоуровневых эргатических систем. Функции человека на разных уровнях различны и зависят от положения в иерархии управления перевозочным процессом.
Трудовая деятельность поездных диспетчеров в процессе управления движением за последние годы существенно изменилась. Для участков, оборудова! и 1ых лишь селекторной связью, была характерна схема трудовых действий диспетчера «слышу — управляю». С развитием технических средств диспетчеризации ее можно сформулировать как «вижу — слышу — управляю». Технологию работы диспетчеров определяют инструкции и правила, регламентирующие последовательность выполнения операций при управлении движением поездов в зависимости от условий, складывающихся па управляемом объекте — участке, узле. Об этих условиях
диспетчер узнает из поступающих к нему сведений (информации). С позиций эргономики трудовая деятельность диспетчера — это процесс переработки информации. Поэтому рекомендации по совершенствованию работы диспетчеров следует основывать на выявлении тех психических и физиологических процессов, которые определяют переработку информации (рис. 10.2).
С технических позиций наличие человека и принятых процедур управления в эргатическои системе перевозочного процесса позволяют характеризовать ее как одноканальную систему массового обслуживания с ограниченным временем ожидания начала обслуживания. Например, каждый поезд, находящийся на участке, должен быть «обслужен» дис-
Рис. 10 2. Картограмма гигиенических условий, тяжести и напряженности труда поездных диспетчеров (обозначения см. рис. 10.1)
петчером по установленным правилам. Для этого требуются затраты рабочего времени. Значит, пропускная способность эргатической системы , включающей диспетчера, определяется в основном числом поездов, которые могут одновременно находиться на участке, с учетом возможной задержки в их обслуживании. Оценка пропускной способности отдельных звеньев системы показывает, что наименьшее значение ее характерно для диспетчера. Поэтому пропускная способность диспетчера является определяющей для всей системы и зависит от загрузки человека.
Загрузка диспетчера, в свою очередь, зависит от времени нахождения поездов на участке, затрат на обслуживание одного поезда, ситуации на станциях, состоянии технических средств и др. Из-за воздействия на процесс движения поездов случайных факторов модель загрузки диспетчера носит вероятностный характер. Математическое ожидание загрузки диспетчера определяется зависимостью
Р3), (10.1)
где N — число поездов, находящихся на участке, включая одиночные локомотивы, дрезины и др.;
*уч — время нахождения поездов па участке,
Гобщ — общее время обслуживания диспетчером всех поездов;
Управляющая деятельность диспетчера в эргатическипх системах во многом определяется условиями, в которых она осуществляется. Их нельзя считать строго определенными, они изменчивы и зависят от многих причин. Эти причины можно разбить на три группы. Первую группу составляют те из них, которые зависят от проявления воздействий внешней среды, их называют внешними (это информация о движении поездов, режим работы диспетчера, микроклимат на его рабочем месте, количество и сложность решаемых им задач и др.). Во вторую группу входят условия, характеризующие техническую часть системы: степень соответствия информационной модели управляемому объекту, эстетические характеристики пульта управления, надежность технических средств, их согласование с психофизиологическими характеристиками человека. Это так называемые технические условия. Наконец, третья группа условий — личностные факторы, прежде всего психофизиологические. Они непосредственно связаны с человеком-диспетчером. Кроме них в эту группу входят морально-политические и социально-демографические факторы (взгляды, возраст, пол), а также факторы, связанные с профессиональной подготовкой (степень обученности, стаж работы).
Многие факторы и условия вполне конкретны, их можно учесть и на них воздействовать. Менее изучены условия, значительно влияющие на характер деятельности диспетчера, прежде всего на его загрузку. Под загрузкой диспетчера понимают затраты времени на выполнение тех или иных операций по управлению движением поездов за период определенной продолжительности (10-минутный, получасовой, часовой) 7) или за смену — Т0$щ. Так как почти все управляющие операции диспетчера связаны с продвижением поездов по станциям участка (прибытием, стоянкой, проследованием, отправлением), общее их количество равно произведению числа станций на количество поездов, т.е. числу «поездо-станций». Отношение Ttк продолжительности Тперрассматриваемого периода /рабочего времени, выраженное в процентах, называется уровнем загрузки:
St= 100 7}/Гпер. (10.2)
Это понятие обеспечивает сопоставимость загрузки диспетчеров в периодах различной продолжительности и значительно облегчает анализ их деятельности. Очевидно, особенности деятельности человека определяются структурой системы, в которой он функционирует, поставленными перед ним целями и характеристиками объекта управления.
Рассмотрим эти особенности на примере поездного диспетчера. Несмотря на то что на определенном участке движением поездов руководит один диспетчер, процесс перевозок на полигоне сети железных дорог поочередно контролируют многие диспетчеры на различных диспетчерских кругах. Диспетчеры соседних участков взаимодействуют на информационном уровне, поэтому их деятельность можно считать многофункциональной и полиэргатической.
Управляемые объекты (поезда, стрелки, светофоры) находятся вне поля зрения диспетчера, что придает опосредствованный характер его деятельности, а «вклинивающиеся» между диспетчером и объектами управления средства передачи информации позволяют определить ее как дистанционную. К тому же дистанционная деятельность диспетчера носит двухступенчатый характер, так как он реализует управляющие воздействия не непосредственно на локомотив, а через сигнальные устройства и людей (локомотивные бригады, дежурных по станциям).
Диспетчер, одновременно управляя движением нескольких поездов, взаимодействует с образами, заменяющими ему управляемые объекты и окружающую среду, — с их информационной моделью. Он постоянно и в конкретной форме отражает в своем сознании как всю поездную ситуацию на участке, так и ее отдельные детали. При этом представления
диспетчера системны и динамичны. При управлении движением поездов могут возникнуть ситуации, когда способа решения конкретной задачи либо вовсе нет, либо, несмотря на ее необычность, диспетчер, комбинируя разные приемы в новых сочетаниях, решает задачу. Такие ситуации позволяют отнести процесс управления движением поездов к классу недетерминированных, а деятельность диспетчера в простейшем контуре эргатической системы — к умственной, эвристической. Известно, что труд делится на физический и умственный Эти два класса трудовой деятельности предъявляют свои требования к разным функциональным системам человека. Умственная деятельность затрагивает многие системы организма в зависимости от содержания работы и от нагрузки отдельных органов человека, поэтому вопрос о физиологических основах умственного труда очень важен.
Диспетчер, управляющий движением поездов, непрерывно получает разнообразную информацию. Он напрягает зрение и слух, чтобы заметить и различить световые и звуковые сигналы. Хронометраж показал, что на напряженных участках диспетчеры 80—98 % рабочего времени практически без перерыва заняты приемом и передачей информации. С физиологической точки зрения, воспринимаемый диспетчером поток информации представляет собой массу раздражителей, сигнализирующих о тех или иных явлениях в производственном процессе. В связи с этим к организму человека, работающего в системе управления, предъявляются серьезные требования. Например, у диспетчера должны быть совершенные анализаторские системы, дающие возможность точно и быстро принимать поступающую информацию. Принимать информацию и реагировать на нее приходится в условиях дефицита времени. Это вынуждает организм работать на пределе физиологических возможностей.
Плотность различного рода информации, которую должен воспринимать в течение дежурства диспетчер, темп поступления сообщений, соотношение важных и второстепенных сведений очень сильно влияют на физиологические показатели диспетчеров. Работа, связанная с переработкой широкого потока информации, вызывает значительные изменения в динамике его высшей нервной деятельности. Деятельность диспетчера отличается сложностью задач, большим их числом и срочностью. Чтобы успешно решать их, необходимо мобилизовать все творческие способности, сложнейшую деятельность центральной нервной системы, работу мозга. Иными словами, требуется полная согласованность функционирования огромного количества подсистем человека и его центральной нервной системы.
Умственная творческая деятельность человека в значительной степени зависит от его эмоционального состояния. Эмоциональные переживания при разных видах работы по силе, яркости, напряжению изменяются от почти полного безразличия до сильного чувства. Эмоции отличаются устойчивостью или длительностью. Работа диспетчеров проходит на насыщенном эмоциональном фоне. Ответственность за жизнь людей и сохранность грузов, перевозимых по железной дороге, обусловливает высокое эмоциональное напряжение во время дежурства. Чем сложнее поездная обстановка на участке, чем больше допущено ошибок, тем чаще возникают различные, вплоть до вспышек аффекта, эмоциональные процессы. А это резко усугубляет и без того напряженную работу, сильно влияет на умственную деятельность.
Психофизиологические исследования показали особую разновидность производственного утомления диспетчеров. После дежурства у них обостряется слух и ослабляется тактильная чувствительность. Запись биотоков коры головного мозга отметила уменьшение в конце работы а-ритма, сокращение его амплитуды. Время двигательных реакций резко удлиняется, увеличивается число ошибочных действий.
О напряженности работы диспетчеров свидетельствуют также значительные изменения физиологических функций в последние часы дежурства. Эти изменения повторяются каждую рабочую смену. Под влиянием утомления, как известно, работоспособность и связанная с ней надежность деятельности человека снижаются. Основная нагрузка в процессе работы приходится на высшую нервную деятельность и зрительный анализатор. Сочетание большой умственной нагрузки с часто повторяющимися эмоциональными возбуждениями вызывает перенапряжение нервных процессов. Таким образом, физиологическую сущность диспетчерского труда характеризуют:
• большое напряжение ряда анализаторов (особенно зрения и слуха) и центральной нервной системы;
• ярко выраженные эмоциональные переживания;
• преобладание умственных процессов в сложном комплексе нервной деятельности.
Труд диспетчера требует быстроты и оперативности мышления, одновременного наблюдения за несколькими изменяющимися во времени процессами, частого переключения внимания на разные объекты, быстрого принятия управляющих решений и их реализации. На диспетчера действуют сложные раздражители, включающие как словесные, так и непосредственные компоненты информации (лампочки на табло). От него требуется не только хорошо развитое мышление, но и
яркая образность представлений. Такую мыслительную деятельность, основанную на переработке информации, очень трудно осуществлять одновременно на базе конкретно-образного мышления и на базе словесных сообщений.
Методологической основой изучения взаимосвязи деятельности человека в системе управления и сопутствующих ей психических процессов служит принцип единства психики и деятельности. Психологические показатели выполняют регулирующие функции в работе и тесно связаны с результатами деятельности. Поэтому очень важно оценить ту область деятельности диспетчера, которая связана с его психикой.