Поездной диспетчер занимает центральное место в управлении перевозочным процессом на железных дорогах. Высокая значимость данной должности заключается в профессиональных способностях диспетчеров организовывать эффективную работу, а также предупреждать возникновение и ликвидировать такие производственные ситуации, в которых могут ошибаться другие участники перевозочного процесса.
Традиционным в мировой научной практике путем решения подобных задач, связанных с повышением надежности работы человека, является профессиональный отбор кандидатов на данную должность по их психологическим характеристикам, которые получили название ПВК (профессионально важные качества).
По заданию ЦЦ МПС Психологическим центром ПГУПСа к 1996 г. разработана Автоматизированная система профессионального психологического отбора поездных диспетчеров (АСП ДНЦ). Цель ее создания — повышение безопасности и эффективности перевозочного процесса за счет улучшения организации и процедуры профессионального психологического отбора кадров диспетчерского звена непосредственно на рабочих местах и в центрах подготовки персонала железных дорог.
АСП ДНЦ представляет собой современный рабочий инструмент для построения прогноза успешности деятельности кандидата в ДНЦ и
определения уровня его профессиональной пригодности для работы в этой должности. Результаты прогноза представляются в форме, удобной для дальнейшего использования работниками отдела кадров и руководителями подразделений.
В методике профессионального психологического отбора поездных диспетчеров используются специально созданные компьютерные варианты как достаточно известных психологических тестов, так и тестов, разработанных с учетом специфики работы поездных диспетчеров. Эта методика создана на основе экспериментального психологического исследования индивидуальных и личностных особенностей диспетчеров с различной профессиональной успешностью, работавших на кругах различной сложности трех отделений Октябрьской железной дороги (всего 110 человек). Методика проверена на надежность и прогностическую точность, что дает возможность прогнозировать будущую качественную работу кандидата на эту должность с достаточно высокой вероятностью.
Процедура прогнозирования позволяет различать четыре уровня профессиональной пригодности кандидатов:
• недопуск кандидата к работе в качестве ДНЦ;
• условный допуск кандидата;
• допуск кандидата к работе в качестве ДНЦ;
• допуск кандидата к работе в качестве ДНЦ без ограничения круга сложности.
Результатом обследования кандидата на должность ДНЦ является индивидуальная карта психологического обследования, куда входят значения тестовых показателей по результатам выполнения компьютерного варианта всего комплекса методик, и психологический портрет кандидата, где дано качественное описание развития ПВК.
Профессиональный психологический отбор введен как обязательная процедура во всех случаях и для всех категорий кандидатов, планируемых для работы поездным диспетчером.
Процедура тестирования проводится до назначения кандидата на должность ДНЦ.
Первичному профессиональному психологическому отбору подвергаются при принятии на работу люди, которых планируется использовать в должности ДНЦ; при переводе с других должностей на должность ДНЦ; при создании резерва ДНЦ из перспективных оперативных работников (ДСП и т.п.); при планировании принять на работу ДНЦ по переводу из других отделений, информация по психологическим показателям на которого не известна.
Периодический профессиональный психологический отбор ДНЦ проводится впервые при организации процедуры профессионального психологического отбора на отделениях железных дорог и далее раз в два года среди всех работников ДНЦ с целью выявления уровня ПВК и их изменений в процессе деятельности.
Внеочередной профессиональный психологический отбор ДНЦ проводится в случае, если уже работающий ДНЦ допустил серьезные нарушения, которые привели к браку особого учета, аварии, крушению. В случае получения отрицательного результата по профессиональному психологическому отбору данный работник не может быть допущен в дальнейшем к выполнению своих профессиональных обязанностей в качестве ДНЦ.
Процедура профессионального психологического отбора ДНЦ проводится специалистами Центров подготовки персонала при отделениях дорог или специалистами отдела перевозок отделений железных дорог. Целесообразность специальной подготовки пользователей АСП ДНЦ продиктована узкой направленностью методики и спецификой деятельности поездного диспетчера.
В Психологическим центре ПГУПСа специалисты-психологи, направленные на обучение с железных дорог сети, в течение недельного курса получают необходимые теоретические знания по основам профессионального психологического отбора, знакомятся с результатами современных исследований обеспечения надежности оператора в системе железнодорожного транспорта, овладевают практическими навыками пользования системой профессионального психологического отбора поездных диспетчеров.
На специальных занятиях, проводимых в форме тренинга, производится разбор сложных, нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть в ходе внедрения этой системы на местах.
На практических занятиях по обучению пользованию АСП ДНЦ психологи знакомятся со спецификой работы автоматизированной системы, получают полную характеристику тестов, вошедших в систему, приобретают навыки самостоятельной работы по диагностике профессиональной пригодности диспетчеров. По всем возникающим вопросам обучающиеся имеют возможность получить квалифицированную консультацию непосредственно у разработчиков системы.
Программа занятий предполагает знакомство специалистов-практиков с основными методами анализа психологических данных, традиционными математическими моделями и алгоритмами построения психологических систем на примере разработки и создания АСП ДНЦ.
В курс обучения введено занятие по ознакомлению с системой компьютерной почты, которая позволяет пользователю АСП ДНЦ с железных дорог сети оперативно направлять необходимую информацию в Психологический центр ПГУПСа, а также оперативно получать из него консультации по проблемным ситуациям.
Особое внимание на занятиях по подготовке пользователей АСП ДНЦ уделяется технике формирования необходимой мотивации к прохождению тестов у кандидатов в поездные диспетчеры или у других лиц, проходящих испытание на АСП ДНЦ. Здесь необходимо подчеркнуть важность профессиональных навыков психолога, с помощью которых специалист может создать у кандидата стремление к сотрудничеству, сформировать серьезное, заинтересованное отношение к процедуре тестирования, снять ненужный страх и опасения, показать целесообразность и преимущества такого диагностического обследования. Важность этого этапа продиктована тем, что приходящие на обследование кандидаты могут впервые сталкиваться с тестированием, компьютером и даже с психологом.
Не менее важен и заключительный момент работы — индивидуальная беседа психолога с претендентом после получения карты обследования, обсуждение созданного психологического портрета и заключение о профессиональной и психологической пригодности для данной должности. На этом этапе психолог должен выступать не только как комментатор полученных результатов, но и как грамотный консультант по выбору оптимальной стратегии и тактики дальнейших действий для кандидата в поездные диспетчеры.
К проведению мероприятий по профессиональному психологическому отбору ДНЦ может быть допущен специалист, успешно прошедший соответствующую подготовку в Психологическом центре ПГУПСа и получивший свидетельство на право использования АСП ДНЦ в практической деятельности.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору ДНЦ могут проводиться только по методике, утвержденной МПС.
Автоматизированная система профессионального психологического отбора поездных диспетчеров прошла сертификацию, согласована с профсоюзными органами и разрешена к использованию на сети железных дорог России. Использование АСП ДНЦ непосредствен но на дорогах сети и в центрах подготовки персонала позволяет принимать обоснованные решения по использованию диспетчерских кадров и тем самым сделать более эффективной работу персонала диспетчеров как основного аппарата управления перевозками, а значит, более безопасным и эффективным перевозочный процесс на сети железных дорог РФ.