Качество СЧМ, заложенное в процессе проектирования, необходимо обеспечить профессиональной подготовкой операторов к конкретной деятельности. Она включает в себя четыре составляющие (табл. 11.1):
1) профессиональный отбор;
2) профессиональное обучение; 3)тренировки;
4) формирование коллективов.
Таблица 77.7 Этапы профессиональной подготовки
Профессиональный отбор
Обучение
Тренировки
Формирование коллективов
Определение требований к операторам
Выявление закономерностей формирования навыков и знаний
Определение продолжительности, периодичности тренировки
Разработка структуры и организация группы
Разработки методов оценки качества операторов
Разработка принципов и методов обучения
Разработка требований к тренажерам
Подбор операю-ров для групповой деятельности
Проверка эффективности предлагаемых методов
Определение продолжительности обучения
Создание тренажеров
Оценка групповой
совместимости,
срабатываемости
Проведение профессионального отбора
Организация процесса обучения
Организация и проведение тренировок
Управление групповой деятельностью
1L2.L Профессиональный отбор
Основой для разработки методов профессионального отбора является учение о способностях человека. Под способностями в психологии понимают комплекс свойств человека, являющихся условием успешного овладения определенными видами деятельности, совершенствования в них и достижения высоких результатов. Различают способности общие и специфические. К первой группе относятся такие, как хорошая долговременная и оперативная память, способность сосредоточивать или распределять внимание и т.д. Примером способностей второй группы может быть музыкальный слух.
Центральное место в проблеме способностей занимает вопрос об их происхождении. Некоторые утверждают, что способности человека
полностью предопределены наследственностью, запрограммированы от рождения, заложены в «генном снаряжении» человека. Есть и другая точка зрения, согласно которой способности полностью определяются условиями жизни человека. Обе эти точки зрения — крайние. Психологические исследования показывают, что способности человека формируются и развиваются в процессе жизни. Но формируются они не на «голом месте». Природной предпосылкой способностей являются задатки, т.е. некоторые прирожденные особенности. Связь между способностями и задатками не является жесткой и однозначной. На основе сходных задатков могут развиться различные способности, и наоборот, на основе различных задатков могут развиться сходные способности.
Задатки каждого человека в высшей степени специфичны, уникальны, поскольку, как утверждает генетика, для человека характерен гигантский генетический полиморфизм. Это значит, что нет оснований делить людей на способных и неспособных. Каждый человек обладает такой специфической для него системой качеств, которая позволяет достичь высоких результатов в ряде деятельностей. Специфичность способностей каждого человека требует тщательной индивидуализации процессов обучения и воспитания (вообще, работы с людьми).
По своим психофизиологическим свойствам люди различаются, и эти различия важно учитывать. Нужно иметь также в виду, что большинство свойств в силу пластичности человеческого организма развиваются и изменяются в процессе индивидуальной жизни. Поэтому направленное воспитание и обучение безусловно дает положительный эффект. Однако степень этого эффекта может быть неодинакова, так как имеются относительные ограничения изменчивости психофизиологических свойств человека, таких, как пороги ощущения, объем оперативной памяти и т.д. В связи с этим профессиональный психологический отбор там, где он необходим, ставит задачу выявить таких лиц, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения.
Проблема сходства и различия между отдельными индивидуумами уже давно интересовала исследователей. Однако лишь в результате работ И. П. Павлова, показавшего, что основа различных типов высшей нервной деятельности определяется силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов — возбуждения и торможения, началось настоящее научное исследование индивидуальных психологических различий. Дальнейшее изучение этого вопроса, проведенное Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, показало наличие у человека четырех основных свойств нервной системы: силы, динамичности, подвижности и лабильности. Каждое из них характеризуется тремя показателями: по
возбудительному процессу, тормозному и их балансу (уравновешенности). Психофизиологические особенности человека определяются не только основными свойствами нервной системы, но и многими другими качествами, которые пока менее изучены. Поэтому для получения разносторонней психофизиологической характеристики людей необходимо применять различные методические приемы исходя из представлений о системе свойств человека.
Человек не может быть охарактеризован только с точки зрения, например, его мыслительных особенностей, определяющих выполнение операций по переработке информации. Необходимо знать его эмоциональную устойчивость, волевые качества и т.д. Поэтому, как правило, при психологическом отборе приходится применять большое число методов, раскрывающих различные свойства человека, важные для того или иного вида деятельности. Система профессионального отбора включает в себя ряд этапов.
1. Определение требований к оператору (путем составления про-фессиограммы). Различают четыре группы требований: медицинские, образовательные, социальные (чувство долга, идейная убежденность, мировоззрение и т.д.), психофизиологические (память, внимание, скорость, реакция, устойчивость).
2. Разработка методов оценки. Основные методы оценки качеств оператора: анализ документов, характеристик, беседа (устная), наблюдения, тестирование, медицинское наблюдение.
3. Проверка эффективности предлагаемых методов. Обычно проводится методом корреляционного анализа психофизиологического показателя и показателей успешности выполнения деятельности.
4. Проведение профотбора. Основными формами являются индивидуальный и групповой.
При проведении профотбора должна обеспечиваться стандартность испытаний. Требование стандартности относится прежде всего к обстановке, внешним условиям при проведении испытаний. Они должны быть совершенно одинаковы для всех испытуемых. Опыт показывает, что даже небольшие изменения в тексте инструкции могут повлиять на результаты работы. Поэтому инструкцию лучше всего давать в виде аудиозаписи или печатных бланков. Наконец, должна быть обеспечена стандартизация обработки и интерпретации результатов испытаний.
Результаты испытаний обрабатываются с помощью методов математической статистики. По этим результатам происходит отнесение испытуемых к одной из возможных групп. Чаще всего применяется три
Цессе"РоВеДения 4 = 5V„
/7
an)
Где л т"* J*У'
де*,-~ РезулЬТат „ y=i
3^ч. Од„ , Фо^Ульг п / п *ОТоРь« nDOR
Ятельности.
Рассмотренный подход к диагностике профпригодности испытуемых не является единственно возможным. Кроме него существуют другие подходы, основанные на использовании метода последовательного статистического отношения вероятностей и теории распознавания образов.
Если в процессе разработки системы отбора не представляется возможным установить пороги классификации Ау и А2, то применяемый подход следует использовать не для классификации, а только для ранжирования испытуемых. В этом случае цель отбора несколько изменится: вместо заключения о пригодности (или непригодности) испытуемых к данной профессии осуществляется их распределение (ранжирование) по показателю Ау
Наблюдение за операторами, анализ результатов их работы должны продолжаться и при выполнении ими самостоятельной деятельности по избранной специальности. Эта работа позволит осуществить обратную связь в системе профотбора, выявить имеющиеся неточности и недоработки в его проведении и внести возможные коррективы.