Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональная подготовка операторов



Качество СЧМ, заложенное в процессе проектирования, необходимо обеспечить профессиональной подготовкой операторов к конкретной деятельности. Она включает в себя четыре составляющие (табл. 11.1):

1) профессиональный отбор;

2) профессиональное обучение; 3)тренировки;

4) формирование коллективов.

Таблица 77.7 Этапы профессиональной подготовки

 

Профессиональ­ный отбор Обучение Тренировки Формирование коллективов
Определение требований к операторам Выявление за­кономерностей формирования на­выков и знаний Определение продолжительно­сти, периодично­сти тренировки Разработка струк­туры и организа­ция группы
Разработки мето­дов оценки каче­ства операторов Разработка прин­ципов и методов обучения Разработка требований к тренажерам Подбор операю-ров для групповой деятельности
Проверка эффек­тивности предла­гаемых методов Определение про­должительности обучения Создание трена­жеров Оценка групповой совместимости, срабатываемости
Проведение про­фессионального отбора Организация про­цесса обучения Организация и проведение тренировок Управление груп­повой деятельно­стью

1L2.L Профессиональный отбор

Основой для разработки методов профессионального отбора является учение о способностях человека. Под способностями в психологии по­нимают комплекс свойств человека, являющихся условием успешного овладения определенными видами деятельности, совершенствования в них и достижения высоких результатов. Различают способности общие и специфические. К первой группе относятся такие, как хорошая долго­временная и оперативная память, способность сосредоточивать или рас­пределять внимание и т.д. Примером способностей второй группы может быть музыкальный слух.

Центральное место в проблеме способностей занимает вопрос об их происхождении. Некоторые утверждают, что способности человека


полностью предопределены наследственностью, запрограммированы от рождения, заложены в «генном снаряжении» человека. Есть и другая точка зрения, согласно которой способности полностью определяются условиями жизни человека. Обе эти точки зрения — крайние. Психоло­гические исследования показывают, что способности человека формиру­ются и развиваются в процессе жизни. Но формируются они не на «голом месте». Природной предпосылкой способностей являются задатки, т.е. некоторые прирожденные особенности. Связь между способностями и задатками не является жесткой и однозначной. На основе сходных за­датков могут развиться различные способности, и наоборот, на основе различных задатков могут развиться сходные способности.

Задатки каждого человека в высшей степени специфичны, уникальны, поскольку, как утверждает генетика, для человека характерен гигантский генетический полиморфизм. Это значит, что нет оснований делить людей на способных и неспособных. Каждый человек обладает такой специфи­ческой для него системой качеств, которая позволяет достичь высоких результатов в ряде деятельностей. Специфичность способностей каждого человека требует тщательной индивидуализации процессов обучения и воспитания (вообще, работы с людьми).

По своим психофизиологическим свойствам люди различаются, и эти различия важно учитывать. Нужно иметь также в виду, что большинство свойств в силу пластичности человеческого организма развиваются и изменяются в процессе индивидуальной жизни. Поэтому направленное воспитание и обучение безусловно дает положительный эффект. Однако степень этого эффекта может быть неодинакова, так как имеются отно­сительные ограничения изменчивости психофизиологических свойств человека, таких, как пороги ощущения, объем оперативной памяти и т.д. В связи с этим профессиональный психологический отбор там, где он необходим, ставит задачу выявить таких лиц, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения.

Проблема сходства и различия между отдельными индивидуумами уже давно интересовала исследователей. Однако лишь в результате работ И. П. Павлова, показавшего, что основа различных типов высшей нервной деятельности определяется силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов — возбуждения и торможения, началось настоящее научное исследование индивидуальных психологических различий. Дальнейшее изучение этого вопроса, проведенное Б.М. Те­пловым и В.Д. Небылицыным, показало наличие у человека четырех основных свойств нервной системы: силы, динамичности, подвижности и лабильности. Каждое из них характеризуется тремя показателями: по


возбудительному процессу, тормозному и их балансу (уравновешен­ности). Психофизиологические особенности человека определяются не только основными свойствами нервной системы, но и многими другими качествами, которые пока менее изучены. Поэтому для получения раз­носторонней психофизиологической характеристики людей необходимо применять различные методические приемы исходя из представлений о системе свойств человека.

Человек не может быть охарактеризован только с точки зрения, на­пример, его мыслительных особенностей, определяющих выполнение операций по переработке информации. Необходимо знать его эмоцио­нальную устойчивость, волевые качества и т.д. Поэтому, как правило, при психологическом отборе приходится применять большое число методов, раскрывающих различные свойства человека, важные для того или иного вида деятельности. Система профессионального отбора включает в себя ряд этапов.

1. Определение требований к оператору (путем составления про-фессиограммы). Различают четыре группы требований: медицинские, образовательные, социальные (чувство долга, идейная убежденность, мировоззрение и т.д.), психофизиологические (память, внимание, ско­рость, реакция, устойчивость).

2. Разработка методов оценки. Основные методы оценки качеств опе­ратора: анализ документов, характеристик, беседа (устная), наблюдения, тестирование, медицинское наблюдение.

3. Проверка эффективности предлагаемых методов. Обычно проводит­ся методом корреляционного анализа психофизиологического показателя и показателей успешности выполнения деятельности.

4. Проведение профотбора. Основными формами являются индиви­дуальный и групповой.

При проведении профотбора должна обеспечиваться стандартность испытаний. Требование стандартности относится прежде всего к обста­новке, внешним условиям при проведении испытаний. Они должны быть совершенно одинаковы для всех испытуемых. Опыт показывает, что даже небольшие изменения в тексте инструкции могут повлиять на результаты работы. Поэтому инструкцию лучше всего давать в виде аудиозаписи или печатных бланков. Наконец, должна быть обеспечена стандартизация обработки и интерпретации результатов испытаний.

Результаты испытаний обрабатываются с помощью методов мате­матической статистики. По этим результатам происходит отнесение испытуемых к одной из возможных групп. Чаще всего применяется три


Цессе"РоВеДения 4 = 5V„
/7 an)

Где л т"* J*У'

де*,-~ РезулЬТатy=i

3^ч. Од„ , Фо^Ульг п / п *ОТоРь« nDOR

Ятельности.



Рассмотренный подход к диагностике профпригодности испытуемых не является единственно возможным. Кроме него существуют другие под­ходы, основанные на использовании метода последовательного статисти­ческого отношения вероятностей и теории распознавания образов.

Если в процессе разработки системы отбора не представляется воз­можным установить пороги классификации Ау и А2, то применяемый подход следует использовать не для классификации, а только для ранжи­рования испытуемых. В этом случае цель отбора несколько изменится: вместо заключения о пригодности (или непригодности) испытуемых к данной профессии осуществляется их распределение (ранжирование) по показателю Ау

Наблюдение за операторами, анализ результатов их работы должны продолжаться и при выполнении ими самостоятельной деятельности по избранной специальности. Эта работа позволит осуществить обратную связь в системе профотбора, выявить имеющиеся неточности и недо­работки в его проведении и внести возможные коррективы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.