кин И. И., 1961, с. 356—366), который пришел к заключению, «что славяне проникли в область Левобережья около VIII в. из западных (правобережных) районов. Откуда конкретно и какими путями шло это проникновение, сказать сейчас трудно. Для решения
этой задачи необходимы дополнительные источники, Добытые путем раскопок». Иными словами, роменско-(юршевские древности — окраинная ветвь славянской культуры последней четверти I тысячелетия н. э., развившейся на основе древностей предшествующего времени.
П. Н. Третьяков предложил гипотезу о верхне-дненровско-окском происхождении носителей ромен-ско-боршевской культуры (Третьяков П. Н., 1969, с. 78—90). Согласно мнению этого исследователя, славяне — носители зарубинецкой культуры в первых веках I тысячелетия н. э. уходят в Верхнее Поднеп-ровье и на Оку. Спустя несколько столетий из верхнеднепровских областей и Верхнеокского бассейна начинается расселение на юг — одна группа славян продвигается в днепровское лесостепное левобережье, где создает роменско-боршевскую культуру (Третьяков П. //., 1970, е. 80-92).
Гипотеза П. Н. Третьякова встретила серьезные возражения О. В. Сухобокова (Сухобоков О. В., 1975, с. 138—140), с которыми нельзя не согласиться.
На территории северян, кроме памятников роменской культуры, встречаются почти синхронные им древности иного облика. Они были выявлены еще в конце XIX и начале XX в. и выделены в группу памятников волынцевского типа в 40-х годах (Березо-вець Д. Т., 1952а, с. 242—250). Первая обстоятельная характеристика этих древностей дана И. И. Ляпуш-киным (Ляпушкин И. И., 1959а, с. 58—83). Позднее, в процессе пополнения материалов, к ним обращались Е. А. горюнов (Горюнов Е. А., 1975а; с. 3—10) и 0. В. Сухобоков '(Сухобоков О. В., 1975, с. 49-57; 1977, с. 50—65). Продолжаются полевые исследования поселений с напластованиями волынцевского облика (Горюнов Е. А..Казанский М. М., 1978а,с.314; Максимов Е. В., Терпиловский Р. В., 1978, с. 351,352).
Основным типом поселений волынцевского типа были селища. Исключением является лишь Битицкое городище, устроенное на высоком мысе коренного берега Пела и имевшее искусственные оборонительные сооружения. Топографически селища размещались в сравнительна невысоких местах поблизости от поды. Наряду с небольшими известны крупные селища, площадью 6—7,5 га.
Жилищами служили полуземлянки срубпой или столбовой конструкции площадью от 12 до 30 кв. м. По типу волынцевские дома одинаковы с роменскими. Печи, сложенные из глины или вырезанные в глиняном материковом останце, находились, как правило, и углу (табл. XXXV, 77). Однако выявлены жилища и с неславянским интерьером, в которых отопительные устройства занимали срединное положение (табл. XXXV, 18}.
Могильники волынцевской группы не имеют каких-либо внешних признаков и содержат урновые захоронения по обряду трупосожжения на стороне. Урны с прахом ставились на специально расчищенных площадках. В захоронениях встречены стеклянные и пастовые бусины (табл. XXXV, 5), боонзовые браслеты с утолщенными концами (табл. XXXV, 10}
и т. п. Наиболее известны могильники около с. Во-лынцево Сумской обл. и у г. Сосницы Черниговской обл.
Волынцевская керамика существенно отлична от роменской. Одним из основных ее типов являются горшки с высоким вертикальным венчиком и выпуклыми плечиками. Их черная или темно-коричневая поверхность часто орнаментирована лощеными и прочерченными вертикальными и перекрещивающимися линиями (табл. XXXV, 8, 12—16, 19}. Среди этих сосудов есть как лепные, так и гончарные.
Кроме керамического материала, на волынцевских памятниках обнаружены серебряные или бронзовые серьги (табл. XXXV, 1, 2), пряжки (табл. XXXV, 6, 7, 11), привески (табл. XXXV, 3, 4}, глиняные пряслица (табл. XXXV, 9} и др.
В литературе высказаны два основных мнения о датировке волынцевских памятников. Согласно Д. Т. Березовцу эти древности принадлежат-к особой, предшествовавшей роменской, группе славянской культуры днепровского левобережья, датируемой VTI-VTTI вв. (Березовецъ Д. Т., 1952а, с, 242-250). И. И. Ляпушкин полагал, что волынцевские древности синхронны роменским и, таким образом, относятся к VIII-Х вв. (Ляпушкин И. И., 1959а, с. 58-83).
К Д. Т. Березовцу присоединяется О. В. Сухобоков. Он обращает внимание на то, что в составе Харьев-ского клада, который найден в горшке волынцевского типа, имеются пастовые бусины с очковым орнаментом, датируемые V—VII вв., а бронзовые трапециевидные привески из Сосницкого могильника имеют аналогии среди вещей Суджанского клада VI—VII вв. Исходя из этого, исследователь считает возможным датировать памятники волынцевского типа VII— VIII вв. (Сухобоков О. В., 1975, с. 55-57). Напротив, Е. А. Горюнов обращает внимание на наличие волынцевских элементов на Новотроицком и некоторых других роменских поселениях,определенно датируемых IX — началом X в., и считает вслед за И. И. Ля-пушкиным, что волынцевские памятники одновременны оанним городищам роменской культуры (Горюнов Е. А., 1975а, с. 9).
Керамика волынцевского типа не находит ни прототипов, ни аналогий среди славянской глиняной посуды второй половины Т тысячелетия н. э. Ближайшие аналогии ей обнаруживаются в салтовской культуре. Салтовская столовая посуда также имеет преимущественно черную или темно-коричневую поверхность и лощение в виде вертикальных или перекрещивающихся полос. В салтовской керамике есть формы, идентичные или близкие волынцевским, хотя в целом она отличается значительным многообразием (Ляпушкин И. И., 19586, с. 112. 114; Плетнева С. А., 1959,'с. 214-225; 1967, с. 103-134).
Гончарная керамика — почти единственное, что связывает памятники волынпевского типа с алано-болгарской среттой Донского бассейна. Поэтому, очевидно, неправ М. И. Артамонов, относивший волын-цевокие древности к болгарскому племени кутригу-dob. ассимилированному славянами (Артамонов М. И., 1970а, с. 29—31). Другие элементы волынцевской культуры (жилища-полуземлянки с глиняной печью в углу, обряд тпупосожжения, некоторые формы лепной кепамики) сближают ее с достоверно славянской роменской культурой. И. И. Ляпушкин выска-