Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 6. ПЛЕМЕНА ЮГО-ВОСТОКА. лялась Повесть временных лет, славянской группи­ровки на верхнем Дону уже не было




 


лялась Повесть временных лет, славянской группи­ровки на верхнем Дону уже не было, поэтому ее имя не попало на страницы русских летописей.

Вятичи

Русские летописи связывают ареал вятичей с Окой. Повесть временных лет отмечает: «...а Вятъко седе съ родомъ своимъ по Оце, от него же прозвашася вя­тичи» (ПВЛ, I, с. 14), а под 964 г. в связи с походом Святослава на северо-восток говорится: «И иде на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи» (ПВЛ, I, с. 46, 47).

Вятичи не один раз упоминаются в летописях и позднее, особенно в связи с политическими события­ми XII в., и эти сведения позволяют в самых общих чертах наметить пределы вятичской земли. Под 1146 г. названы два вятичских города — Козельск и Дедославль. В первый из них бежал к вятичам Свято­слав Ольгович, во вггором созывается вятичское соб­рание, которое принимает решение воевать против Святослава Ольговича (ПСРЛ, II, с. 336-338). В опи­сании похода 1147 г. Святослава Ольговича на Влади­мира Давыдовича черниговского названы города Брянеск, Воробиин, Домагощь и Мценск, находив­шиеся поблизости от вятичской земли или на ее ок­раинах (ПСРЛ, II, с. 342). Впрочем, в XII в. летопис­ные «вятичи» были и административно-территориаль­ной единицей Черниговской земли, а границы послед­ней совсем не соответствовали пределам племенного (этнографического) региона вятичей (Зайцев А. К., 1975, с. 101-103).

Однако представляется несомненным, что админи­стративная область «Вятичи» была какой-то частью племенной территории. Поэтому география городов, указанных летописью в «Вятичах», может быть ис­пользована для реконструкции вятичской этнографи­ческой территории.

Под 1185 г. Карачев определенно отнесен к вятич-ским городам (ПСРЛ, II, с. 637). Кроме того, в «Вя­тичах» упоминаются города Воротииеск (на р. Выс-са, левом притоке Оки), Колтеск (на Оке), Мосальск (в бассейне Угры) и Серенск (в бассейне, Жиздры).

В поздних летописях имеются известия, что на во­стоке вятичская земля простиралась до рязанского течения Оки: «Вятичи и до сего дне, еже есть Рязан-ци» (ПСРЛ, XV, с. 23; XX, с. 42; XXII, с. 2). Таким образом, судя по летописям, территория расселения вятичей охватывала бассейны верхнего и среднего те­чения Оки.

Крупнейшие представители русской исторической географии Н. П. Барсов и М. К. Любавский предпри­нимали попытки детализировать границы вятичского расселения, привлекая данные топонимики и ланд­шафта. Искали также возможность использовать дан­ные диалектологии для реконструкции территории вятичей, но безуспешно. Наиболее аргументирован­ную и подробную картину вятичского расселения дали только археологические материалы.

Вятичские курганы с трупоположениями и их ве­щевые инвентаря были прекрасно систематизирова­ны и интерпретированы А. В. Арциховским (Арци-ховский А. В., 1930а). В небольшой по объему, но


очень насыщенной книге этот исследователь сумел обработать все накопленные к тому времени археоло­гические материалы по вятичам и сделать важные историко-археологические выводы, не потерявшие своего научного значения и поныне. Выделенные им предметы — семилопастные височные кольца, хру­стальные шарообразные и желтые стеклянные шаро­образные бусы, решетчатые перстни и пластинчатые загнутоконечные браслеты, весьма характерные для вятичей, позволили в деталях обрисовать вятичскую племенную территорию. Из названных вещей этни­чески определяющими для вятичей являются только семилопастные кольца. Остальные украшения, хотя и весьма часто встречаются в вятичских курганах, но известны и в некоторых других регионах восточно­славянской территории.

На основе распространения сеодилопастных височ­ных колец пределы вятичского племенного региона обрисовываются следующим образом (карта 21).

На западе вятичи соседили с северянами, радими­чами и кривичами. Западная граница вятичского аре­ала сначала шла по водоразделу Оки и Десны. В бас­сейнах Жиздры и Угры выделяется пограничная по­лоса шириной 10—30 км, где вятичские курганы сосу­ществовали с кривичскими. Эта полоса проходила по верховьям Жиздры и по притокам Угры — Болве, Рес-се и Снопоти. Далее, вятичская граница поднималась на север до верховье(в Москвы-реки, а потом повора­чивала на восток по направлению к верховьям Клязь­мы. Правобережье Москвы-реки целиком принадле­жало вятичам. Вятичи заходили и на левый берег этой реки (на 10—50 км севернее), но здесь вместе с вятичскими курганами встречаются и кривичские. Примерно около впадения Учи в Клязьму вятичская граница поворачивала на юго-восток и шла сначала по левобережью Москвы-реки, а потом — Оки.

Наиболее восточным пунктом с вятичскими височ­ными кольцами является Переяславль-Рязанский. Отсюда юго-восточная граница вятичей шла к верхо­вьям Оки, захватывая бассейн Прони, но не достигая бассейна Дона. Бассейн верхнего течения Оки цели­ком был вятичским.

В этом обширном вятичском регионе раскопано несколько тысяч курганов. Первые научные исследо­вания их относятся еще к 1838 г. (Чертков А. Д., 1838). Во второй половине XIX в. вятичские курганы изучала большая группа исследователей, среди кото­рых можно назвать А. П. Богданова, Н. Г. Керцелли, А. И. Кельсиева, А. М. Анастасьева, В. А. Городцова, А. И. Черепнина, И. И. Проходцева, В. Ф. Миллера, (Богданов А. П., 1867, с. 1-176; Керцелли Н. Г., 1878-1879, с. 9-12; Кельсиев А. И., 1885, с. 30-45; Миллер В. Ф., 1890, с. 182-186; Черепнин А. И., 1896, с. 130-152; 1898а, с. 53-76; 18986, с. 6-17; Городцов В. А., 1898, с. 217-235; Спицын А. А.,

1898. с. 334-340; Проходцев И. И., 1898, с. 81-85;

1899. с. 73-76; Милюков П. Я., 1899, с. 14-137).

Большие исследования курганов на кривичско-вя-тичском пограничье в самом конце XIX и первых де­сятилетиях XX в. провел Н. И. Булычев (Булы-чов Н. И., 1899а; 18996; 1903; 1913).

Из работ первых десятилетий XX в. можно упомя­нуть раскопки курганов в бассейне верхней Оки И. Е. Евсеева (Евсеев И. Е., 1908, с. 29-52). В 20-х годах курганными раскопками занимались А. В. Ар-



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.