циховский (Арциховский A. S., 1928, с. 96—103), М. В. Городцов (Городцов М. В., 1928, с. 542-558) и другие.
После выхода в свет монографии А. В. Арциховско-го о вятичских курганах их полевые исследования продолжались почти ежегодно. Курганы раскапывают очень многие исследователи как Москвы, так и периферийных центров. В Подмосковье их раскапывала кафедра археологии Московского государственного университета, а в послевоенные годы — Музей истории и реконструкции Москвы. Некоторые сведения о работах 30—40-х годов опубликованы в археологическом сборнике, посвященном 800-летию Москвы (Арциховский А. В., 1947а,с. 17-19; 19476, с. 77-81; Бадер О. Н., 1947, с. 88—167). Материалы о раскопках курганов на территории Московской обл. последних десятилетий публиковались многими исследователями (Латышева Г. П., 1954, с. 39—56; Авдусина Г. А., 1962, с. 272-285; Равдина Т. В., 1963, с. 213-217; 1966, с. 222-221-,-РозенфельдтР.Л., 1963, с. 218--220; 1966, с. 202-204; 1967, с. 106-109; 1973а, с. 62-65; 19736, с. 192-199; 1978, с. 81, 82; Векслер А. Г., 1970, с. 122-125; Юшко А. А., 1967, с. 48-53; 1972, с. 185-198; 1980, с. 82, 87).
В бассейне верхней Оки интересные результаты были получены при курганных раскопках П. С. Тка-чевского и К. Я. Виноградова, материалы которых не опубликованы. Т. Н. Никольская вела исследования в курганных могильниках Вороново и Лебедка (Никольская Т. Я., 1959, с. 73-78,120,147), а С. А. Изю-мова — в могильниках, расположенных на территории Тульской обл. (ИзюмоеаС.А., 1957, с. 260,261; 1961, с. 252-258; 1964, с. 151-164; 1970а, с. 191-201; 19706, с. 237, 238). Плодотворно исследуются-и вя-тинекие поселения (Никольская Т. Н., 1977, с. 3—10).
В то время, когда А. В. Арциховский писал монографию о вятичских древностях, материалов о курганах с трупосожжениями в исследуемом регионе было очень немного и они не были опубликованы. Исследователь привел слова летописца: «И радимичи, и вятичи, и северъ одинъ обычай имяху: ...аще кто умряше, творяху тризну надъ нимъ, и по семь тво-ряху кладу велику, и възложахуть и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне» (ПВЛ, I, с. 15) —и сделал вывод, что до XII в. вятичи хоронили «на столпе, на путях», а от такого обряда на долю археологов ничего не остается (Арциховский А. В., 1930а, с. 151, 152).
Однако этимология древнерусского слова «столп» не ограничивается значением «столб», «бревно». В памятниках русской письменности XI—XVI вв. столпами называются и небольшие намогильные домики, и саркофаги (Рыбаков Б. А., 1970а, с. 43). Летописец из Переяславля-Залесского, писавший в начале XIII в., добавил к слова'м текста Повести временных лет о постановке погребального сосуда на столпе: «...и в курганы сыпаху», а «кладу великую» интерпретировал как «громада дров велия» (Летописец Переяславля Суздальского, с. 4). В этой связи вятичюкий погребальный обряд в леггописном изложении можио понимать ка*к захоронение остатков трупосожжеозия в курганных насыпях с деревянными конструкциями в виде домиков, ^или столпов. Поэтому
поиски ранних курганов вятичей вполне закономерны.
Первым их настойчивые поиски начал П. Н. Третьяков, который отнес к вятичам курганы середины I тысячелетия н. э. типа Шаньково, раскопанные в 80-х годах прошлого столетия Н. И. Булычевым в бассейне Угры (Третьяков П. Я., 1941, с. 48-51).
Однако по мере накопления новых материалов, в частности из широких раскопок на поселениях I тысячелетия н. э., оказалось, что древности типа ШанЬ-ково-^Почепок принадлежат неславянскому населению. Это памятники мощинокой культуры, оставленные предками летописной голяди.
Сведения о раскопках ранних вятичских курганов с трупосожжениями, которыми ныне располагает археология, были суммированы и анализированы в специальной работе (Седов В. В., 1973, с. 10—16). Эти курганы подразделяются на два типа. Курганы первого типа в целом идентичны погребальным насыпям других восточнославянских племен. В вятичском регионе они наиболее распространены и встречены во всех пунктах, где 'имеются насыпи с трупосожжениями.
Среди наиболее Исследованных в земле вятичей назовем курганный могильник, расположенный в урочи-ще Игрище, в '0,5 км к северу от д. Лебедка в бассейне Цона, левого притока Оки. В разные годы И. Е. Евсеевым, П. С. Ткачевским, К. Я. Виноградовым и Т. Н. Никольской здесь раскопано 32 кургана. Все они содержали захоронения по обряду трупосожже-ния. В большинстве случаев собранные с погребального костра кальцинированные кости кучкой или в глиняной урне помещены прямо в курганной насыпи, в ее основании или верхней части. Многие насыпи содержали по одному захоронению, другие-от двух до четырех. Большинство погребений лишено вещей. Вещи встречены только в двух захоронениях: в одном — сплавленные стеклянные бусы, биллоновая ажурная пряжка и медные спиральки, в другой -железная пряжка. Глиняные урны из курганов (табл. XLI, 5, 6) имеют аналогии Среди материалов расположенного рядом поселения, нижний слой которого относится к VIII—X вв. (Никольская Т. Н., 1957, с. 176—197). Очевидно, Лебедкинские курганы Принадлежат к тому же времени.
Аналогичные курганы с захоронениями по обряду трупосожжения исследованы во многих местах по