течение IX в. в Малой Польше на первое место выдвигаются племена вислян и лендзян.
Как бы то ни было, несомненно, что восточнославянские хорваты, участвовавшие в походе киевского князя Олега на Византию в 907 г., были остатками вбширного праславянского племени. На основе упомянутых выше топонимических данных нужно полагать, что им принадлежали верхнеднестровские области, а возможно, и области, входящие ныне в Закарпатскую Украину.
Археологические памятники VIII—IX вв. на этой территории можно назвать хорватскими. По-видимому, прав Б. А. Тимощук, утверждая, что исследуемые им поселения Северной Буковины оставлены хорватами (Тимощук Б. О., 1976, с. 138, 139). Однако эти поселения не имеют каких-либо специфических особенностей, по которым можно было бы очертить территорию хорватов. Памятники Верхнего Поднестро-вья, Северной Буковины и Украинского Закарпатья по деталям домостроительства и керамическому материалу никак не выделяются среди поселений других антских территорий.
В области расселения хорватов изредка встречаются курганы. Наиболее ранние относятся к VII— VIII вв. Один могильник находился около с. Чер-венева в Закарпатской обл. Его раскопки вели в 30-х годах XX в.— И. Янкович, в 60-х годах — С. И. Пеняк (Пеняк С. И., 1968, с. 596-600). Во всех курганах открыты остатки сожжений. Кальцинированные кости лежали в основаниях насыпей в виде кучек или слоев площадью от 0,4X0,3 до 3,2X1,3 м. Отдельные кальцинированные кости и обломки лепной керамики зафиксированы в насыпях курганов. Урны, которые удалось склеить, принадлежат к округлобоким горшкам, имеющим наибольшее расширение в средней части их высоты. Найдены и раннегончарные сосуды.
Еще один курганный могильник исследуется близ с. Черновка Новоселицкого р-на Черновицкой обл. (Русанова И. 77., 1980, с. 331). В нем насчитывается более 100 круглых или овальных в плане насыпей высотой до 0,5 м. Остатки кремации, совершенной на стороне, помещены под насыпями на древнем горизонте. Кальцинированные кости, зола и уголь ссыпаны в небольшие неглубокие ямки. В каждом кургане находилось по две-три погребальные ямки. Погребения окружены кольцевыми ровиками с отвесными стенками (ширина и глубина их 0,3—0,4 м). В могильных ямках и в ровиках встречены обломки лепной и гончарной посуды X в.
Курганный обряд захоронения в области расселения хорватов, очевидно, не получил распространения. Курганы с трупоположениями, встречаемые в Под-нестровье, скорее всего появились здесь вследствие инфильтрации волынян. По всем признакам и погребальному инвентарю они тождественны волынянским курганам.
Как и в других местностях бывшего антского региона, в ареале хорватов погребения, видимо, совершались в грунтовых могильниках, обнаружить которые всегда очень трудно. Известны только единичные грунтовые могильники с захоронениями по обряду кремации. Так, в Ужгороде в урочище Галаговое во время земляных работ было открыто два погребения с остатками сожжения.
Более многочисленны бескурганные могильники с
трупоположениями. Они найдены преимущественно в Поднестровье (карта 18) и подразделяются на два типа: грунтовые без каких-либо наземных признаков; такие же захоронения, покрытые каменными плита- ми (в археологической литературе они получили название подплитовых). Как правило, могильники со-держат погребения какого-либо одного из этих типов, и только в пяти могильниках встречены захоронения обоих типов. Конечно, не исключено, что захоро-нений в подплитовых могилах было значительно больше, чем известно в настоящее время. При пaxo-те каменные плиты обычно убирали с полей, и под-плитовые захоронения превращались в могилы пep-вого типа.
Большинство бескурганных могильников открыто случайно и не подвергалось планомерным научным раскопкам. Поэтому говорить о размерах могильников, о количестве захоронений в каждом из них не при- ходится. Судя по тому что в отдельных пунктах ис-следовано по нескольку десятков погребений (Копа-чинцы, Городок, Зеленый Гай и др.), могильники были довольно крупными.
Первые научные раскопки грунтовых могильников исследуемой территории относятся к 70—80-м годам прошлого столетия. Наиболее крупные исследования принадлежат А. Киркору. В течение семи полевых сезонов (1877—1883 гг.) этот исследователь вскрыл по нескольку погребений в могильниках близ Верхня-ковцев, Волковцев, Глыбочка Великого, Городка, Застенки, Кочубинцев, Лосяча и др. (ZWAK, 1877, s. 14, 31, 196; 1878, s. 9, 10, 14, 61-68; 1879, s. 15-18, 21, 32, 38, 44, 45, 70-73; 1881, s. 67-69; 1882, s. 21, 26; 1883, s. 62; 1884, s. 20-27, 51; 1890, s. 40-49; 1891, s. 19-27, 39-42, 89, 90). Позднее результаты этих раскопок были обобщены Б. Янушем (Janusz В., 1918). К тем же десятилетиям относятся раскопки И. Коперницкого и В. Пшибиславского (несколько могильников в окрестностях Зеленого Гая и Звиняча). В 90-е годы XIX в. раскопками могильни-ков занимались Г. Оссовский, В. Деметржкевич и И. Шомбаты. В начале XX в. в Зеленом Гае и Пала-шевкс раскопки подплитовых могил проводил К. Га-| дачек (Hadaczek К., 1909).
В 20—30-х годах XX в. большое внимание полевым изысканиям бескурганных могильников Верхнего Поднестровья уделяли польские и украинские архео-логи. Раскопками этих памятников занимались В. Антоневич (Городница, Тереке), Я. Пастернак (Лапшин, Новоселки, Костюковка, Осталовицы, Де-лева и др.), Ю. Костшевский (Хомяковка), Т. Сули-мирский (Великая Плавуча, Бодаки), Е. Цехакувна (Грицивцы) и другие (Antoniewicz W., 1925a,.s. 184, 185; 1925b, s. 91, 98; Sulimirski Т., 1935, с. 24, 25; 1937, s. 226, 227; Janusz В., 1929, s. 267; Записки, 1933, с. 128; 1935, с. 262, 264).
Последующие раскопки (Копачинцы) ве А. А. Ратич (Ратич А. А., 1955, с. 25, 26). Ему же принадлежит сводка памятников западных областей Украины, в которой приведена очень краткая инфор-| мация о многих бескурганных могильниках исследу-емой территории (Ратич О., 1957). Е. И. Тимофеев, анализируя погребальные древности Правобережной Украины, высказал догадку о принадлежности рас-сматриваемых могильников хорватам (Тимофе-ев Е. П., 1961а, с. 69).
Какие-либо заметные различия между подплитовы-ми захоронениями и погребениями, не обозначенными каменными плитами, ни в погребальном обряде,
ни в вещевых материалах не, наблюдаются. Все они содержат исключительно трупоположения с западной ориенхировкой. Глубина могильных ям колеблется от 0,3 до 1,1 м. Как правило, покойников хоронили без гробов. Остатки деревянных гробов зафиксированы только в единичных захоронениях четырех могильников — Грицивцы, Зеленый Гай, Михалков, Палашевка. Обычно в могильной яме помещался один покойник. Парные захоронения (мужчины и женщины) чрезвычайно редки. В виде исключения встречаются и семейные захоронения — скелеты взрослых и детей под одной-двумя плитами. В заполнении могильной ямы иногда обнаруживают обломки гончарной глиняной посуды. Обычай бить глиняные горшки при захоронениях отмечен и в других областях древней Руси.
Большинство подплитовых захоронений имеет лишь крупную плиту, положенную горизонтально после засыпки могильной ямы. В настоящее время эти плиты находятся или на поверхности, или под пахотным слоем. Их размеры разнообразны — от 1,5Х Х0,4 до 2,2X1 м.
В могильниках, исследованных в Остановом и Де-леве, открыты захоронения, в которых крупные плиты были обложены камнями. В одной из могил у с. Городок под плитой на глубине 0,4 м обнаружена кучка валунов.