Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


нений безынвентарны. Относительно редкие вещи из этих курганов (топоры, копья, умбоны щитов, пряжки и др.) принадлежат к типам, распространенным у многих балтских племен, в том числе ятвяжских.

Самые поздние трупосожжения в каменных курга­нах относятся к последним векам I тысячелетия и к самому началу II тысячелетия н. э. По устройству ка­менные курганы этого времени не отличаются от более ранних, но количество трупосожжений в них не превышает одного-двух. Такие курганы известны по всему древнему ятвяжскому региону. В бассейне Немана их исследовали С. Круковский, Ф. Д. Гуре-вич, Я. Г. Зверуго и др. (Krukowski St., 1911, s. 1— 21; Гуревич Ф. Д., 1962, с. 204; Очерки, 1972, с. 45), в Среднем Побужье — С. А. Дубинский, И. В. Бируля и др. (OAK, 1911, с. 65, 66; Бируля И. В., 1966, с. 280).

Каменные курганы с трупосожжениями в Среднем Побужье — невысокие, круглые в плане. Под дерном обнаруживается каменная кладка, сложенная в один—три яруса. В каждом кургане обычно находит­ся по одному захоронению. Остатки трупосожжения, совершенного на стороне, помещены чаще среди кам­ней насыпи (Бацики Дальние, Клюково, Цецели), реже — в основании кургана (Бацики Ближние, Це­цели) или в 'небольшой подкурганной ямке (Вой-ская). Большинство захоронений — без вещей. Из­редка встречаются оплавленные слитки стекла и бронзы или обломки глиняных сосудов.

В течение XI—XII вв. обряд трупосожжения в ка­менных курганах постепенно сменяется обрядом ин-гумацип, но устройство насыпей остается неизменным (табл. XXX, 32}. По-прежнему каменные насыпи имефт покров из камней в один или несколько ярусов, встречаются курганы, сложенные из камней целиком. Смена обрядов в разных местах ареала каменных курганов происходила неодновременно. Так, в Брест­ском Побужье наиболее поздние трупосожжения да­тируются XI в., а в северной части Белорусского По-неманья этот обряд удерживается до начала XIII в.

Каменные курганы с трупоположениями в Среднем Побужье широко известны по раскопкам многих ис­следователей. В конце XIX в. они раскапывались Т. Луневским, 3. Глогером, К, Столиво, Р. Эйхлером, Л. Паевским (Luniewski Т., 1883, s. 477, 478; Musia-nowicz К., 1950-1951, s. 229-250), в начале XX в. -С. А. Дубинским (OAK, 1911, с. 65, 66), а в последние десятилетия — И. В. Бирулей и В. В. Седовым (Биру­ля И. В., 1966, с. 280; 1970, с. 120-122; Седов В. В., 19636, с. 41—43). В Понеманье аналогичные курганы изучались Э. А. Вольтером, 3. Глогером, В. А. Шуке-вичем, С. Яроцким, К. Салевичем (Шукевич В. А., 1893, с. 96-100; SzukiewiczW., 1899; 1902; JarockiS., 1901; Jaskanis D., 1962, s. 337-361).

Умерших клали в этих курганах или на материк, или в неглубокую подкурганную яму. Большинство погребенных имели западную ориентировку. Но встречаются захоронения мужчин, обращенных голо­вой к востоку (Войская, Свищево, Ратайчицы, Зеле­ные Гурки), что характерно для балтского погребаль­ного ритуала. Около погребенных обнаруживаются скопления золы и углей. В каждом кургане нахо­дится одно захоронение, в редких случаях — два-три.

В Среднем Побужье и в южной части Верхнего По-неманья наряду с каменными курганами хорошо из­вестны и обычные славянские, насыпанные из песка


и глины и не имеющие каменных конструкций. Ран­ние—X в.—содержат захоронения по обряду трупо­сожжения, курганы XI—XIII вв.— трупоположешш. В Побужье такие курганы раскапывали Н. П. Авена­риус, С. А. Дубинский и другие (Авенариус Н. П., 1890, с. 18—20), в Верхнем Понеманье - М. Федоров­ский, М. А. Цыбышев,Е. Голубович, Ф. Д. Гуревич, К. В. Павлова (Gloger Z., 1882, s. 491, 492; Цыбы-шев М. А., 1893, с. 73-76; Cehak-Holubowiczowa Я., 1938, s. 183-196; Гуревич Ф. Д., 1962, с. 97-112; Павлова К. В., 1965, с. 99-105; 1973, с. 56-61; 1974, с. 59-68; Зверуго Я. Г., 1978, с. 414, 415).

Вещевой инвентарь славянских (земляных) и ка­менных курганов XI—XIII вв. идентичен и принадле­жит восточнославянской культуре.

В захоронениях женщин обычны перстнеобразные височные кольца с заходящими концами или полуто-раоборотные (табл. XXX, 4, 6, 8, 10-12). Реже встре­чаются перстнеобразные кольца со спиральным за­витком на конце (табл. XXX, 1—3) и небольшие про­волочные кольца с S-образным завитком. Последние украшения, по всей вероятности, свидетельствуют, что в Брестское Побужье наряду с волынянами и дре­говичами проникали и западные славяне. Единичные перстнеобразные кольца имели завязанные концы (табл. XXX, 7), а одно из колец — конец, завернутый в обратном направлении (табл. XXX, 5).

Ожерелья из бус не были распространены. Только в немногих курганах найдены бусины (от одной до шести в погребении) — мелкие из синего, светло-зе­леного или матового стекла, пастовые или глиняные, стеклянные позолоченные или посеребренные, а иног­да и бронзовые, покрытые зернью (табл. XXX, 9, 14, 21—26). Встречены также круглые привески (табл. XXX, 18). Браслеты и перстни немногочислен­ны и принадлежат в основном к общеславянским ти­пам (табл. XXX, 15-17,19, 27). Кроме того, встреча­ются поясные пряжки (табл. XXX, 29, 30), металли­ческие пуговицы (табл. XXX, 13), пряслица. Все эти находки славянского типа. Лишь единичные украше­ния принадлежат к прибалтийским типам. Таковы подковообразные застежки с утолщенными концами (Сергеева 3. М., 1977, с. 34—37) и с поднятым фигур­ным концом (табл. XXX, 20, 28).

Погребальный инвентарь мужчин представлен копьями, топорами, пряжками и кресалами. Желез­ные ножи и глиняные сосуды (табл. XXX, 33, 34) встречаются и в мужских, и в женских захоронениях.

Анализ вещевого материала каменных курганов XI—XIII вв. Верхнего Понеманья и Берестейской волости показывает, что эти памятники оставлены в основном не собственно ятвягами, а их славянизиро­ванными потомками. Следовательно, население "этих земель было в то время уже преимущественно сла­вянским. Два типа курганных насыпей (славянских и ятвяжских) отражают разноэтничное происхожде­ние населения в Среднем Побужье и Верхнем По­неманье. Там, где наблюдается концентрация ка­менных курганов и отсутствуют собственно славян­ские погребальные насыпи, вероятно, сохранилось ятвяжское население. Очевидно, оно пополнялось за счет беженцев из пруссо-судавских областей. В Бе­лорусском Понеманье еще в XVII—XIX вв. сущест­вовали островки ятвяжского населения, но уже гово­рившего на литовском языке.



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.