Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


В 20—30-х годах XX в., когда белорусские археоло­ги развернули серьезную деятельность по выявлению, обследованию и раскопкам археологических памят­ников в Белоруссии, было раскопано около 400 дрего­вичских курганов. Наиболее крупные исследования принадлежат А. Н. Лявданскому, С. А. Дубинскому и И. А. Сербову. Кроме того, раскопками курганов дреговичей занимались В. П. Сущинский, А. 3. Кова-леня, С. С. Шутов, И. Р. Колодкин и М. Н. Конвиса-ров. Вещевые коллекции и полевая документация ис­следований белорусских археологов погибли во время Великой Отечественной войны. Результаты раскопок некоторых курганов были напечатаны исследователя­ми, о других имеется лишь краткая информация (Ляуданст А. Я., 1925, с. 86, 87, 96-101; 1928в,с. 1-92; 19306, с. 254-258; 1932, с. 230-235; ДубтсмС.А., 1928, с. 510-512; Сербау I. А., 1927, с. 193-231; Кава-леня А. 3., Шутау С. С., 1930, с. 365-368).

В 30-годах XX в. небольшие раскопки курганов па западе дреговичской территории произведены поль­скими археологами Е. Голубович и М. Новаком (Cehak-Holubowiczowa Н., 1938, в. 183-196). В после­военные годы исследованиями дреговичских курганов в Припятском бассейне занимались Ю. В. Кухаренко, Б. В. Миролюбов, П. Ф. Лысенко (Кухаренко Ю. В., 1961, с. 20-22; Лысенко П. Ф., 1969а, с. 139; 19696, с. 43—55). Небольшие исследования проводились и в других местах дреговичского ареала (Ширин-ский С. С., 1965, с. 121-123; Риер Я. Г., 1976, с. 179—185). В верховьях р. Птичь курганы ко­пали Г. В. Штыхов и В. Е. Соболь (Штыхов Г. В., Соболь В. Е., 1978, с. 428, 429).

Первая попытка исторической интерпретации ар­хеологического материала, собранного в земле дрего­вичей, принадлежит В. 3. Завитневичу. Уже в одной из ранних работ исследователь высказал предположе­ние, что для погребального обряда дреговичей ха­рактерны трупоположения в основаниях курганных насыпей. В последующих трудах В. 3. Завитневич проводил ту же точку зрения. Открывая в раскоп­ках трупоположения в грунтовых ямах под курга­нами, исследователь относил их к иноплеменни­кам, переселившимся в дреговичский регион из областей древлян и полян, где, по его мнению, господствовали захоронения в подкурганных ямах. На юге граница дреговичей, по В. 3. Завитне­вичу, проходила по правому берегу Припяти, а на юго-западе — по водоразделу Припяти и Буга. На северо-западе к дреговичам относился Черников-щинский курганный могильник, расположенный в верховьях Немана. Оказалось, что северная и во­сточная границы дреговичского ареала определению не поддаются, так как курганные трупоположения на горизонте распространены также у кривичей-полочан и радимичей. В. 3. Завитневичу пришлось очертить северную границу расселения дреговичей на основе рубежа между Туровским и Полоцким княжествами, а за восточные пределы принять Днепр. Хотя выводы В. 3. Завитневича и были использова­ны в трудах А. С. Грушевского, Е. Ф. Карского и других исследователей, они не получили признания археологов. В работе А. А. Спицына «Расселение древнерусских племен по археологическим данным» (Спицын А. А., 1899в, с. 325—327) выделенная В. 3. Завитневичем деталь погребальной обрядности


не вошла в число существенных признаков курганов дреговичей. А. А. Спицын в этой статье впервые под­метил характерные для дреговичей признаки — перст-необразные височные кольца с заходящими концами, крупные зерненые бусы и присутствие деревянных срубов или теремков внутри курганных насыпей.

В начале 50-х годов XX в. курганы южной Белорус­сии были объектом исследования А. В. Успенской (Успенская А. В., 1953, с. 97—124). Вслед за А. А. Сшщыным она выделяет в качестве дрего­вичских признаков крупнозерненые бусы и перстне-образные полутораоборотные височные кольца. Домо­вины в курганах, как и присутствие над покойника­ми остатков кострищ, она относит к второстепенным признакам. Картографирование этих особенностей позволило А. В. Успенской очертить территорию, близкую в общих чертах к той, которая предлагается в настоящей работе.

В упоминавшемся исследовании Е. И. Тимофеева, посвященном юго-западным племенам (Тимофе­ев Е. И., 1961а), утверждается, что в XI—XIII вв. у дреговичей господствовал обряд погребения умерших в основаниях курганов. Курганы с трупоположениями в ямах на дреговичской территории, по мнению Е. И. Тимофеева, оставлены не дреговичами, а выход­цами из более южных районов.

Анализ и картография деталей курганного погре­бального обряда и вещевых инвентарей в междуречье Припяти и Западной Двины (Седов В. В., 1963а, с. 112—125; 19706, с. 77—91) показали, что самым важным этноопределяющим признаком дреговичей являются крупные металлические бусы, покрытые зернью (табл. XXIX, 5, 11-13, 17-21). В лите­ратуре эти украшения иногда называются бусами минского типа. Однако они не связаны ни с Мин­ском, ни с территорией Минского княжества. Вернее называть их дреговичскими бусами.

Такие бусы в составе ожерелий на территориях расселения других восточнославянских племен почти неизвестны. С этноопределяющими украшениями кри­вичей, радимичей, вятичей, словен новгородских и северян они не коррелируются. Более того, дрего-вичские бусы, как правило, отсутствуют в тех курган­ных группах, где встречены височные украшения других славянских племен. В пограничных кривич-ско-дреговичских и дреговичско-радимичских районах курганы, в которых найдены зерненые бусы, образуют отдельно стоящие группы. Таков, например, курган­ный могильник IV в окрестностях Заславля. Все это

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.