Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Брестское Побужье и Верхнее Понеманье



При характеристике древностей волынян отмечено, что курганы типа Головно известны не только на Во­лыни, но и в Брестском Побужье, что служит свиде­тельством расселения здесь волынян. В пользу этого говорят косвенно и данные русских летописей. В XII в. города Берестье, Дрогичин и часть земель Среднего • Побужья вошли в состав Волынского княжества (ПСРЛ, II, с. 466). Связи Берестья и его волости с Волынской землей не ослабевают вплоть до включе­ния в состав Великого княжества Литовского (1319 г.).

Однако земли Брестского Побужья не были собст­венно волынянскими. Кроме волынян, эту область заселяли также дреговичи, о чем свидетельствуют на­ходки дреговичских крупнозерненых бус (карта 16). Очевидно, из поречья Припяти и окрестностей Туро-ва и Пинска дреговичи расселялись на запад по Ясельде, верховья которой почти вплотную соприка­саются с бассейном Буга. По мнению многих исследо­вателей, город Берестье был основан выходцами из дреговичского племени и первоначально принадлежал Туровскому княжеству (Андрияшев А. М., 1887, с. 41; Грушевский А. С., 1901, с. 16, 19; Лысенко П. Ф., 1974, с. 153—160), возникшему на племенной терри­тории дреговичей.

Вторым регионом дреговичского расселения было Верхнее Понеманье, где также открыты курганные захоронения с крупнозерпеными металлическими бу­сами (карта 16). Дреговичские переселенцы, очевид­но, достигали восточных районов Мазовии. Здесь зернепые бусы дреговичского типа найдены в захо­ронениях под наземными каменными кладками в Пайепе близ Тикоципа, Корневке, урочище Пробняк близ д. Щиты и в Чекаттове (Авенариус Н. 77., 1890, с. 23, 24; Янчук Н., 1892, с. 251; Kaminski A., 1956, s. Ш-152: Rauhut L., 1971, s. 645, 646). В области Верхнего Понеманья проникали также и волыняне, о че1« свидетельствуют полуземляночные постройки в Новогрудке и керамические материалы того же посе-лртпш '(Гцревич Ф. Д., 1969, с. 220, 221; Малев-ская М. В., 1972, с. 14—18). Однако ни дреговичи, шт колыпятте тте составляли основного ядра населе­ния Верхнего Понематтья и Берестейской волости.

Русские и польские историки прошлого столетия (Т. Нарбут, Н. ТТ. Барсов, А. М. Андрияптев, П. Д. Брянцев, М. К. Лтобавский, Д. Шульц, Я. Яро-пготтч и другие), исходя из косвенных данных рус­ских летописей, основываясь па сведениях польских хронистов XV—XVI вв. и картографии географиче­ских названий, образованных от этнонима ятвяги, по­лагали, что до XIII в. ятвяги занимали обширную территорию, включавшую Сувалкию, Верхнее Поне-маттье, польское Подляшье и Берестейскую волость. А. Л. Погодин па основе анализа водных названий утверждал, что Верхнее Понеманье и Побужье до Бреста входили в ареал, заселенный балтскими пле менами (Погодин А. Л., 1910, с. Я54). Работы К. Буги, Я. Розвадо'вского, В. Н. Топорова и других подтвер-


дили присутствие в гидронимии этих территорий слоя балтского происхождения, означающего, что пришед­шие сюда славяне застали на этой территории балтов (Buga /Г., 1923, 100 psl.; Топоров В. Я., 1959, с. 251-256). К. Буга на основании лингвистических данных полагал, что славяне пришли в контакт с ятвягами между VII и X столетиями (Buga К., 1913, 12 psl).

На всей территории распространения ятвяжской гидронимии наряду с обычными славянскими курга­нами известны своеобразные погребальные памятни­ки, не имеющие аналогий ни среди погребальных со­оружений славян, ни среди могильных памятников восточнобалтских (литовско-латышских) племен. Это каменные курганы, ятвяжское происхождение кото­рых обосновывается целым комплексом аргументов (Седов В. В., 1964, с. 36-51; 19686, с. 24-30).

Наиболее изученный участок ятвяжского ареала — Сувалкия — находится за пределами СССР. Здесь неоднократно раскапывались ранние ятвяжские кур­ганы, относящиеся к II—IV вв. (Jaskanis /., 1974). Они сложены или целиком из камней, или из камней и земли. Поверхностный покров обычно состоит из плотно прилегающих друг к другу камней. Высота насыпей 0,3—0,8 м, диаметр оснований от 5 до 20 м. Во II—IV вв. здесь хоронили по обряду и трупосож-жения, и трупоположения. На рубеже IV и V вв. об­ряд трутшсожжения становится господствующим. За­хоронения по обряду кремации обычно помещаются в верхних частях насыпей. При раскопках курганов открывается по нескольку скоплений пепла, угольков и кальцинированных костей. Захоронения по обряду ингумации помещаются в неглубоких погребальных ямах, заполненных камнями. Как правило, в могилах находится один скелет, в редких случаях —по два-три. Иногда умершие подвергались частичному сож­жению. В некоторых курганах вокруг погребальных ям обнаружены следы вертикальных столбов, свиде­тельствующие о том, что над погребениями возводи­лись какие-то домовины. На вершинах многих курга­нов заметны впадины, образовавшиеся в результате проседания насыпей по мере сгпивапия домовины.

Погребения по обряду трупосожжения чаще не со­держат вещей. В виде исключения встречаются бусы и пряжки. Погребальный инвентарь трупоположений разнообразен. В захоронениях мужчин бывают пред­меты вооружения и конского снаряжения (копья, топоры, умбоны, шпоры, удила). В могилах жен­щин — украшения (бронзовые браслеты и гаейпые гривны, стеклянные бусы и др.) и орудия труда (гли­няные пряслица, ножи, иглы).

Каменные курганы IV—VIII вв. известны также на правобережье верхнего Немана (Версека, Багота, Де-вянишкес, Мицконис и др.). Их исследовали в пер­вые десятилетия XXв. R. А. Шукевич и Э. А. Вольтер (Szukiewicz W., 1910a, s. 63-60, 1914, s. 58-62), а па южной окраине Литвы в 50-х годах — А. Таутави-чюс (TautaviZius A., 1958, 69—74 psl.).

Каменные курганы Верхнего Понеманья по устрой­ству однотипны с сувалкскими. Это тоже плоские круглые в плане насыпи высотой 0,5—0,8 м. Верхний покров насыпей складывали из камней в один или несколько ярусов. Остатки трупосожжений помеща­лись или среди камней насыпи, или в подкургапных ямах. Число трупосожжений в одном кургане колеб­лется от одного-двух до шести. Большинство захоро-



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.