Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 4. ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ДНЕПРОВСКОГО ПРАВОБЕРЕЖЬЯ




 


Более определенно в пользу такого решения воп­роса свидетельствуют материалы палеоантропологии. Славянские черепа, происходящие из среднеднепров-ских курганов X—XII вв. с ямными трупоположе-ниями, принадлежат к мезодолихокранному узколи­цему антропологическому типу. Черняховские племе­на Среднего Поднепровья, как и скифы того же региона, по антропологическому строению относятся к тому же типу, свидетельствуя о преемственности населения (Седов В. В., 19746, с. 16—31). Поэтому можно полагать, что обряд трупоположения в грунто­вых ямах в славянских курганах IX—X вв. восходит своими корнями к Черняховскому и далее к скифо-сарматскому ритуалу. Таково же, по-видимому, происхождение ранних подкурганных грунтовых трупоположений и в земле волынян.

Иранский этнический компонент в составе сред-неднепровских славян проявляется и на основе иных материалов. В. И. Абаев и А. Калмыков убедительно показали, что восточнославянские языческие боже­ства Хорс и Симаргл имеют скифо-сарматское проис­хождение (Kalmykow A., 1925, р. 68—71; Аба­ев В. Я., 1965, с. 115—117). В. И. Абаев считает, что украинский Вий этимологически и семантически свя­зан с иранским богом ветра, войны, мести и смерти (Абаев В. //., 1960, с. 5—7). Скифо-сарматское насле­дие прослеживается в древнерусском искусстве, фоль­клоре и ремесле (Kalmykow A., 1925, р. 68—71; Ры­баков Б. А., 1948, с. 99—117). Многочисленные ира-низмы ощутимы и в части славянских языков (Абаев В. Я, 1964а, с. 115-121; 19646, с. 90-99; 1966, с. 1-20; Трубачев О. Я., 1967, с. 37-44).

Дреговичи

Начальная летопись отводит дреговичам простран­ство между Припятью и Западной Двиной: «.. .седо-ша межю Припетыо и Двиною и нарекошася дрего­вичи» (ПВЛ, I, с. 11). Этноним племени произведен от «дрегва» (белорусск.—трясина в болоте; смолен­ское диалектное — болото, зыбун, трясина; украинск. «дряговина».— болото; литовск. «dregnas» — сырой, влажный; Фасмер М., 1964, с. 536—537). Дреговичи — обитатели сырой, болотистой местности. Область дре­говичей — Припятское Полесье — характеризуется сильной заболоченностью. В русских летописях дре­говичи упоминаются до середины XII в. (ПВЛ, I, с. 13, 200; ПСРЛ, II, с. 330). Названы они и в сочи­нении византийца Константина Порфирогенета (Кон­стантин Багрянородный. Сочинения «о фемах...», с. 75). Из письменных сообщений видно, что дрего­вичи были отдельным племенем, жившим самобытно, имевшим собственную территорию и, до вхождения в состав Киевской Руси,— свою политическую орга­низацию, свое «княжение».

В XIX —начале XX в. историки древней Руси пы­тались очертить ареал дреговичей на основе полити­ческих границ Туровской земли (Завитневич В. 3., 1886, с. 576-578; Довнар-Заполъский М. В., 1891, с. 57; Грушевский А. С., 1901, с. 16). Однако, хотя основным ядром населения Туровской земли и были дреговичи, границы этой земли в XII в. уже во мно­гих местах значительно расходились с племенными. Вполне определенно дреговичскими летописи назы-


вают Случеск и Клеческ (под 1116 и 1149 гг.). Дре-говичским городом был также Туров. Хотя в летопи­сях об этом не говорится прямо, но анализ летопис­ных данных позволяет считать, что этот город не только был расположен в земле дреговичей, но и яв~ лялся их племенным центром (Насонов А. Н., 1951а, с. 150; Рыбаков Б. А., 1960, с. 24, 25). Других геогра­фических пунктов для определения границ расселе­ния дреговичей в письменных документах нет.

Н. П. Барсов пытался очертить область дреговичей на основе распространения географических названий XIX в., близких по звучанию к этнониму этого племе­ни (Барсов Я. Я., 1885, с. 124-126; Андрия-шев А. М., 1887, с. 29). Однако часть названий, ис­пользованных исследователем, видимо, происходит не от дреговичей, а от термина «дрегва», другая часть (например, Старые Дороги, Дорожки, Дорошевичи и др.) не имеет ничего общего с этнонимом. Неправо­мерность использования подобных топонимов для оп­ределения дреговичской территории показал Е. Ф. Карский (Карский Е. Ф., 1903, с. 66). Основ­ным источником изучения территории и истории дреговичей остаются данные археологии, среди кото­рых первостепенная роль принадлежит курганным материалам.

Первые раскопки курганов в земле дреговичей от­носятся к началу прошлого столетия. Известный ис­следователь литовских древностей Т. Нарбут в 1810 и 1811 гг. раскопал несколько курганов на восточной окраине дреговичской территории, в окрестностях Быхова и Рогачева (Narbutt Т., 1837, s. 574, 576). В середине и второй половине XIX в. раскопками Дре-говичских курганов занимались многие исследовате­ли. К. П. Тышкевич производил исследование в сре­динной и северной частях ареала дреговичей близ Селища, Гребня, Белкевичей, Видогощ, Старого Боб­ра, Борисова и Логойска (Тышкевич К., 1865, с. 19, 35, 46—48). Близ Логойска и Заславля копал курганы Н. М. Турбин (Указатель памятников, с. 131, 132).

В 70-х годах XIX в. раскопками курганов занима­лись М. Ф. Кусцинский (Указатель памятников, с. 158-161), Г. X. Татур (Татур Г. X., 1893а, с. 69-85; 18936, с. 389, 390; 1897, с. 115-117) и Р. Г. Иг­натьев (Игнатьев Р. Г., 1878; 1880, с. 221-223). В следующем десятилетии исследование курганов производили Н. Мышенков (Мышенков Н., 1892, с. 59—97), Н. Я. Янчук (Указатель памятников, с. 140, 141), Н. П. Авенариус (Авенариус Н. Я., 1893, с. 42) и другие.

Основным же исследователем дреговичских курга­нов был и остается до настоящего времени В. 3. За­витневич. В течение 1885—1892 гг. он раскопал око­ло 700 погребальных насыпей в 82 могильниках, расположенных в разных местах территории дрегови­чей — в бассейне Припяти, на Днепре, в бассейне Березины и в верховьях Немана (Завитневич В. 3., 1886, с. 569-601; 1890а, с. 1-29; 18906, с. 11-15; 1892, с. 11-72; 1893, с. 60-62; 1894а, с. 121-124; 18946, с. 124-153).

После В. 3. Завитневича раскопки курганов в зем­ле дреговичей не проводились вплоть до 20-х го­дов XX в., если не считать раскопок Е. Р. Романова в дреговичско-радимичском пограничье и исследова­ний Ю. В. Шавельского в смешанной кривичско-дре-говичской полосе.



8 Археология СССР

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.