Суфизм: убеждены, что шейхам и вали дозволено выходить за рамки Шариата Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует) и не следовать по его (да благословит его Аллаh и приветствует) пути, и что у них есть свой «шариат», основанный на их мистическом знании, и отличающийся от Шариата Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). И их «шариат» может разрешать им то, что запрещает Шариат Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует) и вменять им в обязанность то, что не возлагал на них Шариат Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует).
Основой для этого убеждения служит история аль-Хидра и Мусы (мир над ними) приводимая в Коране. Они говорят: «Аль-Хидр (мир ему) был вали, а не пророком, и он обладал мистическими знанием, а Муса был одним из великих посланников, но у него было поверхностное знание. И аль-Хидр совершал действия, основываясь на своем знании, а Муса осуждал его, поскольку не обладал мистическим знанием, и, соответственно, не знал того, что было известно аль-Хидру».
Таким образом, мы обнаруживаем, что суфии сделали из этой истории вывод о том, что вали даруется знание и открываются тайны, чего не удостаиваются пророки, и вали имеет право выйти за пределы Шариата Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), как и аль-Хидру было дозволено выйти за рамки шариата Мусы.
А чтобы этот вывод выглядел правильным, они стали утверждать, что аль-Хидр не был пророком, но был только вали, поскольку если бы они сказали, что аль-Хидр был пророком, все их утверждения, касающееся личности аль-Хидра, стали бы ложными, как и все их выводы и заключения из истории его и Мусы.
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: убеждены, что никому не дозволено отходить от Шариата Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует), и кто утверждает разрешенность этого, тот является кяфиром, и это неоспоримый факт (да убережет нас Аллаh от подобного!).
Что же касается уподобления суфиями своих шейхов и вали аль-Хидру, то это уподобление неправильно по нескольким причинам:
1. Аль-Хидр, которого сопровождал Муса (мир над ними обоими), не являлся последователем шариата Мусы, чтобы можно было сказать, что он отошел в своих действиях от шариата Мусы. Муса был послан только к сынам Израилевым, а аль-Хидр не принадлежал к их числу. И известно, что каждый пророк до нашего Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) был послан исключительно к своему народу, а не ко всему человечеству, и наличие нескольких шариатов было вполне возможным до Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует). По этой причине оказалось возможным то, что аль-Хидр не был последователем шариата Мусы.
Существование нескольких различных шариатов имело место до послания нашего Пророка Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует). После начала его миссии никто не может иметь собственный шариат или тарикат, отличающийся от Шариата Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует).
Шариат не приходит иначе как через посланников, и вали, который не является посланником, не может принести людям новый шариат. Каждый шариат был передан людям посредством пророков и посланников, и кто скажет, что есть другой путь ознакомления с Шариатом Аллаhа и Его законами, так что нет нужды в посланниках, тот кяфир, и его следует убить, даже не требуя от него покаяния, поскольку в его случае нет пользы от вопросов и ответов.[206]
Передает ан-Насаи и другие от Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), что он увидел в руках ‘Умара ибн аль-Хаттаба свиток с текстом Торы и сказал: «Колеблетесь, о ибн аль-Хаттаб? Я принес вам ее чистой, и если бы Муса был жив, он обязательно последовал бы за мной». И сказал ‘Умар: «Доволен я Аллаhом как Господом и Исламом как религией и Мухlаммадом как Пророком!»
Этот хадис указывает та то, что никто не имеет права отходить от Шариата Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует). Ведь если Мусе, одному из великих посланников не разрешено было отказаться от следования за Мухlаммадом (да благословит его Аллаh и приветствует), то это уж точно не разрешено тому, кто не является пророком.
Также и другие пророки, которые были предшественниками нашего Пророка Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует), – они, равно как и Муса, если бы были живы, обязаны были оставить шариаты, которые были даны им и книги, которые были ниспосланы им, и последовать Шариату Мухlаммада (да благословит его Аллаh и приветствует). И это – информация о религии, известна всем и каждому, и в этом нет разногласия между учеными Уммы.
2. Аль-Хидру было дано знание, которое не было дано Мусе, и Мусе было дано знание, которого не было у аль-Хидра. (Как об этом сказал аль-Хидр во время его беседы с Мусой при их встрече). И аль-Хидр совершал некоторые действия, основываясь на своем знании, и Муса осудил его действия, поскольку ему не были известны причины, побудившие аль-Хидра к совершению этого. Когда же он узнал эти причины, он удовлетворился этим, перестал осуждать совершенное аль-Хидром, и увидел, что эти действия приемлемы в его шариате. И отсюда не следует, что шариат, последователем которого является аль-Хидр, должен обязательно противоречить шариату Мусы. Все дело в причинах, которые были скрыты от Мусы и известны аль-Хидру.
3. Аль-Хидр был пророком точно так же, как был он и вали, и такого мнения придерживается большинство ученых и исследователей. И вполне может быть, что аль-Хидру было дано знание, которого не было у Мусы. Как возможно и то, что какому-то другому пророку было дано знание, которым не обладал ни Муса, ни аль-Хидр… И мы уже упоминали ранее о причине, побуждавшей суфиев к утверждению о том, что аль-Хидр не был пророком, - это их желание обосновать дозволенность отхода вали от Шариата Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует).