Суфизм: его последователи просят заступничества в загробном мире у своих шейхов и вали и верят в то, что они будут заступаться за них в Судный День. Они говорят: «О мой шейх (или: «О мой устаз…»), заступись за меня перед Аллаhом», или: «…заступись за меня в Судный День», - или: «…надеюсь на твое заступничество в Судный День», - или: «…прошу твоего заступничества в Судный День», - и тому подобные фразы. Суфийские шейхи говорят: «Кто желает, чтобы я заступился за него в Судный День, пусть сделает то-то и то-то», - или: «Кто сделает то-то и то-то, тому обеспечено мое заступничество в Судный День».
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а:убеждены в том, что заступничество в загробном мире не подобно заступничеству в этом мире, и что заступничество в Мире Вечном принадлежит одному лишь Аллаhу. Сказал Всевышний: «Скажи: «Аллаhу принадлежит заступничество целиком»(Толпы, 44). И для этого заступничества необходимо осуществление трех условий:
1. Аллаh должен быть доволен заступающимся.
2. Аллаh должен быть доволен тем, за кого заступаются.
3. Разрешение Аллаhа на заступничество.
И это в противоположность заступничеству в этом мире, когда заступаются за кого-то перед правителем или человеком, имеющим высокое положение. Такое заступничество не нуждается в подобных условиях, и вполне может быть, что и заступающийся, и тот, за кого он заступается, довольства вовсе не заслужили, как возможно и то, что заступничество будет осуществляться без разрешения того, перед кем заступаются.
Доказательством обязательности исполнения приведенных выше условий служат Слова Всевышнего: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллаh не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!»(Звезда, 26). А также Слова Всевышнего: «В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый позволит и чьими речами Он будет доволен»(Та Ха, 109). И Его Слова: «Кто же заступится перед ним, иначе как с Его позволения?»(Корова, 55) и Его Слова: «Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения»(Йунус, 3).
И поскольку заступничество в загробном мире принадлежит одному лишь Аллаhу и оно не будет даровано никому, кроме тех, кому Аллаhа пожелает его дать, и оно невозможно без позволения Аллаhа, то никто не имеет права говорить: «Я дарую свое заступничество такому-то…», - или: «Кто сделает то-то и то-то, получит заступничество». Также, никто не имеет права просить заступничества у кого-то, говоря, например: «О мой шейх, заступись за меня пред Аллаhом в Судный День». Потому что мы не знаем относительно этого шейха и того, кто просит его о заступничестве, доволен ли Аллаh ими обоими или кем-то из них, как не знаем мы и то, разрешит ли Аллаh этому человеку заступаться. Даже Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), о котором мы знаем, что ему будут даны все виды заступничества в Судный День – обращение к нему с просьбой о заступничестве после его смерти не является дозволенным, и никто из нас не должен говорить: «О Посланник Аллаhа, заступись за меня!». Потому что заступничество в загробном мире, как мы уже упоминали ранее, принадлежит одному лишь Аллаhу, и требование заступничества от Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) – требование того, чем он (да благословит его Аллаh и приветствует) не владеет. А кто желает заступничества Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), тот должен просить его у Аллаhа, говоря: «О Аллаh, надели Пророка правом заступничества за меня!», - или: «О Аллаh, одари меня заступничеством Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует)!», - и т.д. Это что касается Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), о котором мы знаем, что он первый из заступников и лучший их них. Если с Пророком (да благословит его Аллаh и приветствует) дело обстоит подобным образом, что же тогда можно сказать о других? И что можно сказать по поводу тех, о которых мы не знаем, дано ли им будет право заступничества, - о суфийских шейхах и вали? Клянусь Аллаhом, надежда на их заступничество, подобна надежде жаждущего в пустыне, который увидел мираж, показавшийся ему озером, а когда он подошел ближе, то ничего не обнаружил и там и встретил своего Господа и получил Расчет.
Поистине, те, которые надеются на заступничество своих шейхов и просят его у них, - они, поистине, не более чем язычники, которым Аллаh высказал порицание за то, что они поклонялись тому, что не могло принести им ни вреда, ни пользы, и за их слова: «Это – наши заступники перед Аллаhом». Сказал Всевышний: «Они поклоняются наряду с Аллаhом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллаhом»(Йунус, 18).
И в том же аяте Аллаh опроверг их слова самой, что ни на есть, доходчивой фразой: «Разве вы можете поведать Аллаhу о чем-то таком на небесах и на земле, о чем бы Он не знал?»(Йунус, 18).
И сказал Всевышний: «Или же они взяли себе заступников помимо Аллаhа?»(Толпы, 43), и в следующем аяте Он отверг возможность осуществления заступничества, иначе как с Его позволения: «Скажи: «Аллаhу принадлежит заступничество целиком»(Толпы, 44). Также Он отрицает и наличие заступника или покровителя у притесняющих и нечестивых: «Не будет у беззаконников ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются»(Прощающий, 18). А кто же нечестивее, чем тот, кто обращает поклонение не к Аллаhу? Ведь просьба о заступничестве в загробном мире является поклонением, а поклонение кому-либо, помимо Аллаhа, запрещено; да и поклонение в целом должно осуществляться только способом, установленным Всевышним, как мы об этом говорили уже не раз.
И если мы посмотрим на жизнь сподвижников и их последователей (ат-таби’ин), мы не обнаружим ни одного случая, когда кто-то из них сказал бы: «О Посланник Аллаh, заступись за меня!», - ни при эго жизни, ни у его могилы после его смерти. Но вот суфии – лучшее поклонение, по их мнению – прийти к могиле Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), протянуть к ней руки и взывать к нему (да благословит его Аллаh и приветствует) с мольбой и просить у него (да благословит его Аллаh и приветствует) заступничества перед Аллаhом. Делая же это, они противоречит Корану и Сунне и уклоняется от дороги Истины, вступая на путь заблуждения. Но если ты скажешь суфию, что то, что он делает, не является дозволенным, и противоречит Корану и Сунне, он в ответ скажет тебе: «Замолчи! Ты - «ваххабит», ты ненавидишь Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), ты говоришь: «Моя палка лучше вашего Пророка», ты запрещаешь посещать его могилу и взывать к нему, и запрещаешь просить его о заступничестве…».
И в этом его ответе ложь мешается с истиной… Так, его слова: «Ты – «ваххабит»» - ложь, потому что мы не ваххабиты, и нас не называл так ни Аллаh, ни Его Посланник (да благословит его Аллаh и приветствует).
Его слова: «Ты говоришь: «Вот эта палка лучше, чем ваш Пророк!»», - тоже ложь, более того мы говорим: «Да проклянет Аллаh сказавшего подобное!».
Его слова: «Ты запрещаешь посещать его могилу», - тоже не являются правдой. Мы говорим только: «Кто желает посещать его могилу, пусть посещает, только делает это согласно установленным правилам».
Что же касается его слов: «Ты запрещаешь взывать к нему (т.е. обращаться с ду’а) и просить у него заступничества», - то это правда, и мы действительно запрещаем обращаться с ду’а не к Аллаhу (Высок Он и Велик), как запрещаем и просить заступничества в загробном мире у кого бы то ни было, кроме Аллаhа, поскольку все эти действия являются поклонением, а поклонение кому-либо, кроме Аллаhа, запрещено, будь то король или пророк или шейх или устаз или кто-то другой.