Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конфессиональная политика в ВКЛ сер.13-сер.16вв.



1-я успешная попытка распространить католичество в Беларуси была сделана великим князем литовским Ягайло в 1385 г. В этом году была заключена Кревская уния. По ее условиям Ягайло получал польскую корону но взамен он обязывался крестить ВКЛ по католическому обряду.

Чтобы поощрить население ВКЛ к переходу в католичество он простым людям кот.крестились в католическую веру выдавал небольшую сумму денег и новые сапоги, а для феодалов в 1387 г. выдал привилей по кот. только католики получали право передавать свои поместья в наследство.Запрещалось вступать в браки между првосл.и котоликом,если один из супругов отказывался принять котали-во.

А вот православные оказали сопротивление окатоличивнию, кот. постепенно переросло в гражданскую войну. В итоге этой войны Ягайло потерял ВКЛ а великим князем с 1392 г. стал Витовт.

Витовттакже вёл население ВКЛ к католической вере. В 1401 г. была заключена Виленско-радомская уния, кот.воссоздала все, что было записано в Кревской унии от 1385 г. а именно в наследство поместья могли передавать только католики. В 1413 г. по Городельскому привилю православные лишались права занимать гос. должности. Такая дискриминация православных привела к еще одной гражданской войне в ВКЛ.

Во время этой войны православныхвозглавилСвидригайлокатоликов Сигизмунд. В 1434 г. Жагимонт уравнял православных в экономических правах с католиками – разрешил им передавать поместья в наследство, и многие православные феодалы предали Свидригайло, который после этого проиграл войну.

 

В 1508 г. произошла восстание под руководством Михаила Глинского за полити-е права православ-х феода-в,кот. их не имели. Восстание было очень кровопролитным, и, после его подавления, чтобы подобная резня на повторилась, Сигизмунд І Старый уровнял православных и католиков в правах фактически,а Сигизмунд ІІ Август (1548) законодательно.

Протестантство. В 16 в. многих бел. магнатов Сапег, Радзивиллов и др. начала раздражать богатство и всевластие католической церкви.

Рефармоционное движение или протистанство- это, десятки христианских вероучений кот. выступали против, богатства и всевластия католической церкви. Они были против выплаты церковной десятины (каждый католик отдавай 10 часть своих доходов церкви), против земельных владений католической церкви, и против ее вмешательства во все стороны жизни верующих. Они были за дешевую церковь, за богослужение на родном языке, а не на латыни, за перевод библии на родной язык.

Протестантство не было единой конфессией оно включало в себя множества протестантских или реформации-х движений, общим для них было-протест против Католической церкви.

В Беларуси широкораспростра-сякальвинизм. В Кальвинизм крестились магнаты, шляхта, богатые горожане, казалось, что грядущее за кальвинизмом, а все остальные конфессии отойдут в историю.

В этот же период в ВКЛ возникли арианские, или антитринитарские сборы (общины). (Название они получили от своих противников, кот. подчеркивали их зависимость от учения священника Ария,кот. выступал против церковного догмата о триединстве Бога.) Все антитринитарии ВКЛ были одинаково жестокие,они разделились на 2-течения.

1)Радикальное течение – выступало против угнетения, крепостничество, гос. насилия и войн, за ликвидацию частной собственности, феодальных привилегий и др. Эта течение привлекало более бедные слои общ-ва и именно из-за этого Магнаты в остановили финансиро-е всех протестан-х общин- боялись, что они выйдут из-под их контроля, возникнет восстание.

2)Умеренное течение – более терпимое, было за постепенные перемены в феодальном обществе, моральное воспитание и просветительство главенствующих сословий и всего населения. Наиболее известными в Беларуси были Сымон Будный и Василий Цяпинский. В 1562 г. Сымон Будный (1530 – 1593) издал "Катехизис" – первое печатное издание в Беларуси (на старобел-м языке).

Василий Цяпинский (1530 – 1603) напечатал Евангелие на церковнославян-м и старобел-м яз. Они впервые в истории Беларуси публично обратили внимание на недостатки феодального строя и предлагали мирные сред-ва для их ослабления или даже ликвидации.

Кальвинистские и арианские сборы -при них создавались школы, "госпитали" (приюты), действовали типографии. В 1563 г. в Бресте был напечатанный 1-й в полный свод Библии (на польский язык).

 

Окончательный удар по реформации нанесли Иезуиты,кот.появились в Беларуси в 1570г.

Иезуиты – орден католических монахов (созданный в 1534 г.), основная цель- укреплять позиции католической церкви. В Беларуси они строили костелы монастыри, а при них очень хорошие школы, больницы а также приюты для сирот и стариков. Ими могли пользоваться люди всех вероисповеданий и почти бесплатно. От тех, кто пользовался этими учреждениями, перехода в католичества не требовалась но, учителя, доктора, и воспитатели этих учреждений постепенно убеждали всех тех, кто ими пользовался к крещению в католичество.

Униатство. Ни в коем случае не надо считать, что униатство это объединение католичества и православия.

Униатство или Греко-католическая церковь образо-сь в итоге Берестейской церковной унии 1596 г.К унии привело то, что в 1589 г. в Москве образовался Московский патриархат- все православные верующие мира обязанный были подчиниться Москве. Это не устраивало ни власти РП ни самих православных верующих РП, многие из них не хотели подчинятся Москве. Потому между группой православных иерархов Киевской митрополии и католической церковью была заключена Берестейская церковная уния, в итоге кот.образовалась новая христианская конфессия – униатство или грко-католическая церковь.

Внешние признаки униатской церкви. В униатской церкви сохранялась большая часть православной обрядности, однако, подчинялась она Папе Римскому, и именно он назначал митрополитов.

Последствия Унии. Значительная часть православных верующих не приняли унию, тем не менее, православие в РП было запрещено. Этот факт вызывал многочисленные восстания и в Беларуси и в Украине.

В 1623 г. ревнитель униатской церкви епископ Иософат Кунцевич в Витебске приказал выкопать из могил и повыбрасывать на помойку всех, кто умер и не перекрестился в униатство. Большая толпа разъяренных Витеблян встретила его на площади около Ратуши, и разорвал на части. Виновных в убийстве наказали, но после этого случая руководства униатской церкви пересмотрело своё отношение к ревнителям православной веры. В 1633 г. православная церковь была разрешена, униаты же создали монашеский орден базилиан кот., для распространения униатской веры начал проводить такую же политику иезуиты (смотри повыше).

В итоге на момент разделов Речи Посполитой 2/3 христианских верующих в Беларуси были униаты, 1/4 католики остальные- другие конфессии, также- православные. Православных было очень мало, на всю Беларусь была только одна Могилевская православная епархия, в кот.входила несколько тысяч человек.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.