Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономическое развитие белорусских земель 9-13 вв



В IX – XII вв.у восточных славян складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства -достигнутый уровень развития земледелия, скотоводства, ремесла давал возможность отдельной семье при благоприятных обстоятельствах производить излишки продуктов, которые являлись частной собственностью семьи и могли продаваться или обмениваться на необходимые предметы) Появились богатые общинники, которые стремились подчинить себе остальных членов общины.Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей) присваивали большую часть военной добычи, в том числе рабов, за долги превращали своих свободных соплеменников в зависимых от них.

Из них формируется класс феодалов. А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы(почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собственность – феод, который мог даваться дружинникам на время службы. Феодал-князь вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань – полюдье (натуральный налог продуктами). Помимо этого крестьяне платили сбор в пользу церкви – «десятину». Феодалу принадлежали деревни, которые он мог подарить, обменять, завещать. Дружинникифеодала-князя (позже их стали называть боярами, а мелких дружинников – «дети») могли получить от него право на кормление (право сбора доходов с определенной терр-ии). Они также были феодалами, но находились в вассальной зависимости от своего князя.

Существовала 2 формы феодального землевладения:

-вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству)

-поместное(с правом временного пользования за службу у князя)

В IX – XII вв. на терр-ии Беларуси происходило возникновение городов. В IX – XIII вв. (все строения в городах Беларуси были деревянными. Население городов составляли знатные люди (князь, дружинники, бояре), их домочадцы и слуги, ремесленники и торговцы (купцы).

Причины: отделение ремесла, требовавшего особых навыков, от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья, необходимого для их занятий; развитие обмена продуктами на товары и торговли.

Города как центры ремесла и торговли возникали на перекрестках дорог и особенно на берегах рек, являвшихся основными путями сообщения и обмена. Немаловажную роль в возникновении городов сыграла необходимость защиты от врагов. Поэтому города часто строились на возвышенностях и пригорках. Город состоял из нескольких частей. Укрепленный валами, рвами, стенами центр города назывался «детинец». Поселения ремесленников и торговцев назывались посадами. Обычно воле детинца на берегу реки располагался рынок. Раннефеодальные города были невелики: от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Жилища простых горожан представляли собой деревянные срубы. Церкви обычно строились из дерева, камня и кирпича. Княжеские терема (дворцы) строились в несколько этажей. Улицы (они назывались «концы») были узкими, отходили в разные стороны от центра.В XII – XIII вв. города превратились в центры ремесленного пр-ва.Наиболее распространенные: кузнечное, гончарное, кожевенное, бондарское, прядение и ткачество.Города являлись также центрами торговли. Через терр-ию Беларуси проходил путь «из варяг в греки» : из Балтийского моря по Зап. Двине далее волоком в Днепр и по Днепру в Черное море.Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.

Феодальное общество характеризуется: земля становится основным источником богатства; владение землей является привилегией людей, которые служат князю и государству; право владельца земли сочетается с правом пользоваться продуктами труда зависимых крестьян; хозяйство имеет натуральный характер; главный энергетический источник производства – ручной труд человека и мускульная сила животных. Крестьяне за пользование землей платили феодалу ренту в виде натуральных продуктов (дань), выполняли работы на господской земле (барщина), платили деньги (оброк).

9)Принятие христианства на Руси.Духовная жизнь и куль-ра восточных славян.

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником,Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении

В 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II – принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму – Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя – Василий.

Затем приступили к обращению киевского народа. Митрополит и священники ходили по городу с проповедью. Многие с радостью крестились. Но больше оставалось таких, которые не соглашались на это. Одни не хотели креститься не по сильной привязанности к древней религии, но по новости и важности дела, колебались Видя это, князь употребил средство посильнее: он послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю. Услыхав этот приказ, многие пошли охотою, именно те, которые прежде медлили по нерешительности, колебались, ждали только чего-нибудь решительного, чтобы креститься; не понимая еще сами превосходства новой веры пред старою, они, естественно, должны были основывать превосходство первой на том, что она принята высшими: «Если бы новая вера не была хороша, то князь и бояре не приняли бы ее», – говорили они. Некоторые шли к реке по принуждению, некоторые же ожесточенные приверженцы старой веры, слыша строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса. На другой день после объявления княжеского приказа, Владимир вышел со священниками на Днепр, куда сошлось множество народа. Все вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь; несовершеннолетние стояли у берега, возрастные держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время совершения таинства, а также и занимая место их восприемников, священники на берегу читали молитвы.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит,который назначался из Константинополя.В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан,имели крупную земельную собственность,своих холопов. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри(обет безбрачия)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.