В IX – XII вв.у восточных славян складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства -достигнутый уровень развития земледелия, скотоводства, ремесла давал возможность отдельной семье при благоприятных обстоятельствах производить излишки продуктов, которые являлись частной собственностью семьи и могли продаваться или обмениваться на необходимые предметы) Появились богатые общинники, которые стремились подчинить себе остальных членов общины.Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей) присваивали большую часть военной добычи, в том числе рабов, за долги превращали своих свободных соплеменников в зависимых от них.
Из них формируется класс феодалов. А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы(почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собственность – феод, который мог даваться дружинникам на время службы. Феодал-князь вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань – полюдье (натуральный налог продуктами). Помимо этого крестьяне платили сбор в пользу церкви – «десятину». Феодалу принадлежали деревни, которые он мог подарить, обменять, завещать. Дружинникифеодала-князя (позже их стали называть боярами, а мелких дружинников – «дети») могли получить от него право на кормление (право сбора доходов с определенной терр-ии). Они также были феодалами, но находились в вассальной зависимости от своего князя.
Существовала 2 формы феодального землевладения:
-вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству)
-поместное(с правом временного пользования за службу у князя)
В IX – XII вв. на терр-ии Беларуси происходило возникновение городов. В IX – XIII вв. (все строения в городах Беларуси были деревянными. Население городов составляли знатные люди (князь, дружинники, бояре), их домочадцы и слуги, ремесленники и торговцы (купцы).
Причины: отделение ремесла, требовавшего особых навыков, от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья, необходимого для их занятий; развитие обмена продуктами на товары и торговли.
Города как центры ремесла и торговли возникали на перекрестках дорог и особенно на берегах рек, являвшихся основными путями сообщения и обмена. Немаловажную роль в возникновении городов сыграла необходимость защиты от врагов. Поэтому города часто строились на возвышенностях и пригорках. Город состоял из нескольких частей. Укрепленный валами, рвами, стенами центр города назывался «детинец». Поселения ремесленников и торговцев назывались посадами. Обычно воле детинца на берегу реки располагался рынок. Раннефеодальные города были невелики: от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Жилища простых горожан представляли собой деревянные срубы. Церкви обычно строились из дерева, камня и кирпича. Княжеские терема (дворцы) строились в несколько этажей. Улицы (они назывались «концы») были узкими, отходили в разные стороны от центра.В XII – XIII вв. города превратились в центры ремесленного пр-ва.Наиболее распространенные: кузнечное, гончарное, кожевенное, бондарское, прядение и ткачество.Города являлись также центрами торговли. Через терр-ию Беларуси проходил путь «из варяг в греки» : из Балтийского моря по Зап. Двине далее волоком в Днепр и по Днепру в Черное море.Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.
Феодальное общество характеризуется: земля становится основным источником богатства; владение землей является привилегией людей, которые служат князю и государству; право владельца земли сочетается с правом пользоваться продуктами труда зависимых крестьян; хозяйство имеет натуральный характер; главный энергетический источник производства – ручной труд человека и мускульная сила животных. Крестьяне за пользование землей платили феодалу ренту в виде натуральных продуктов (дань), выполняли работы на господской земле (барщина), платили деньги (оброк).
9)Принятие христианства на Руси.Духовная жизнь и куль-ра восточных славян.“
Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником,Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении
В 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II – принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму – Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя – Василий.
Затем приступили к обращению киевского народа. Митрополит и священники ходили по городу с проповедью. Многие с радостью крестились. Но больше оставалось таких, которые не соглашались на это. Одни не хотели креститься не по сильной привязанности к древней религии, но по новости и важности дела, колебались Видя это, князь употребил средство посильнее: он послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю. Услыхав этот приказ, многие пошли охотою, именно те, которые прежде медлили по нерешительности, колебались, ждали только чего-нибудь решительного, чтобы креститься; не понимая еще сами превосходства новой веры пред старою, они, естественно, должны были основывать превосходство первой на том, что она принята высшими: «Если бы новая вера не была хороша, то князь и бояре не приняли бы ее», – говорили они. Некоторые шли к реке по принуждению, некоторые же ожесточенные приверженцы старой веры, слыша строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса. На другой день после объявления княжеского приказа, Владимир вышел со священниками на Днепр, куда сошлось множество народа. Все вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь; несовершеннолетние стояли у берега, возрастные держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время совершения таинства, а также и занимая место их восприемников, священники на берегу читали молитвы.
Во главе церкви стоял Киевский митрополит,который назначался из Константинополя.В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан,имели крупную земельную собственность,своих холопов. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри(обет безбрачия)