Реформация— массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование христианства в соответствии с Библией.
В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей.
Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому.
Первоначально, они проявились преимущественно в литературе и книгоиздательском деле. При этом, перевод Ф. Скорины церковных книг на белорусский язык и тиражирование их (в 1517-1519 гг. в Праге он издал 23 книги Библии, а в Вильне в 1522 и 1525 гг. выпустил соответственно «Малую подорожную книжицу» и «Апостол») можно также рассматривать как первые протестантские тенденции в белорусском обществе.
Н. Гусовский по существу заложил основы отечественной светской литературы. Изданная, им в 1523 г. в Кракове поэма «Песня про зубра» создавалась под влиянием идей итальянского Ренессанса и была направлена на восхваление своей Родины, её славной истории и прекрасной природы(гимн Родине).
Началом же Реформации в Беларуси принято считать 1553 г., когда канцлер ВКЛ кн. Николай Радзивил Чёрный основал в Бресте первый протестантский храм. Начался массовый переход православных в протестантизм. Так, к 1572 г. на Новогрудчине из 600 шляхетских семей «греческой веры» православными остались всего 16. Не менее активным был этот процесс и у католиков – к 1566 году из 700 католических приходов ВКЛ протестантскими стали 684. Пиком же расцвета Реформации в регионе можно считать уравнение в правах в 1564 г. всей шляхты и магнатов ВКЛ независимо от вероисповедания, а также принятие в 1573 г. сеймом Речи Посполитой «Акта Варшавской конфедерации», провозгласившего главенство принципа веротерпимости в выборе религии (продублирован в Литовском Статуте 1588 г.).
Именно протестанты активизировали книгоиздательское дело в Беларуси. Уже в 1553 г. в Бресте была издана на белорусском языке «Библия». Известным реформаторским деятелем был и С. Будный, выпустивший в 1562 г. в Несвиже «Катехизис». Его современником и единомышленником был и В. Тяпинский, на свои средства напечатавший в 1570-е гг. «Евангелие». В это же время в Беларуси зарождается мемуарная литература – «Диариуш» А. Филиповича и «Исторические записки» Ф. Евлашевского.
Православные братские школы с конца XVI в. были основаны в Бресте, Минске, Могилёве. Униатские семинарии начали свою работу в Бресте и Минске. Быстрому развитию системы образования содействовал выход ряда учебных пособий. Наиболее известными из них стали «Грамматики славенския», изданные в 1596 г. Л. Зизанием и в 1619 г. М. Смотрицким.
Ренессансовая культура совершила настоящий переворот и в повседневной жизни белорусского общества.Светская по своей сути она содействовала началу переустройства сурового средневековой быта. Согласно теориям итальянских архитекторов об «идеальном городе» с широкими улицами, большими кварталами жилых домов и просторными площадями с общественными и культовыми сооружениями начинается перепланировка ряда городов Беларуси (Несвиж, Слуцк, Быхов).
По близости от старых населённых пунктов стали возводится так называемые «Новые города» - центры общественной и экономической жизни. Таким образом, в Минске возник Высокий рынок (совр. пл. Свободы), а в Гродно – Занёманский посад.
Важным моментом в отечественной архитектуре стало и превращение местных неприступных замков в роскошные дворцы (Гродно, Мир). Привнесли новые черты протестанты и в церковное строительство-выделялись своей неповторимой красотой, высокими башнями и лаконичной суровостью (Заславль, Сморгонь).
Значительные перемены под влиянием Ренессанса происходили в искусстве. Стремление к познанию внутреннего мира человека привело к зарождению светского портрета. Картинные галереи в те времена существовали практически во всех дворцово-замковых комплексах. Специально приглашённые из Европы художники создавали целые серии репрезентативных картин знаменитых отечественных родов (Несвиж, Слуцк).
Книгоиздательское дело, в свою очередь, содействовало распространению в ВКЛ и гравюрного искусства (Ф. Скорина), в котором чувствовалось влияние немецкой школы (А. Дюрер).
Использование же опыта западноевропейской иконописной традиции придало отечественным иконам совсем новое звучание – появилась одухотворённость образов, чёткая передача человеческих пропорций, расширилось использование бытовых и этнографических элементов.
Кроме живописи новый импульс к развитию получила и скульптура. Наряду с традиционными религиозными образами святых (использовались для украшения алтарей) в Беларуси зародилась практика создания высокохудожественных надмогильных композиций (Несвиж, Гольшаны, Чернавчицы).
Однако подобный расцвет культуры эпохи Возрождения и тесно связанной с ним Реформацией в Беларуси всё же был относительно недолог. Набиравшая с середины XVI в. силу Контрреформация достигла и Беларуси. В 1569 г. первые монахи иезуиты прибыли в Вильну, где они основали своё учебное заведение. В следующие десятилетия, иезуитский орден, сумел монополизировать школьное дело в Речи Посполитой, создав десятки новых учебных заведений (Полоцк, Пинск, Гродно, Минск и пр.).
Необходимо признать тот факт, что высокий уровень образования и отсутствие платы за обучение позволили им значительно повысить уровень просвещения белорусского общества. К положительным моментам деятельности иезуитов можно также отнести создание орденом сети аптек и школьных театров. В то же время, именно данный монашеский орден обострил религиозный вопрос в Речи Посполитой.
Пытаясь вытеснить протестантов и православных, иезуиты инициировали погромы братских школ и храмов, разделяя общество на враждующие лагеря. Суммируя же достижения белоруской экономики и культуры в означенный период можно по праву утверждать, что в свой «золотой XVI век» наша страна доминировала в среде восточнославянских народов и была признана равной ведущими западноевропейскими державами.