Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возрождение и Реформация в Беларуси.



   

Реформация— массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование христианства в соответствии с Библией.

В истории Беларуси конец 15-начало 16 в. известны как период заметного оживления соцально-политической и культурной жизни, расширением производства. Этот период белоруской истории совпал с общественным движением в европейских странах, известным под названием "Возрождение". Прогрессивные идеи Возрождения и Реформации проникли и в Беларусь. Наблюдается заметное развитие образования, распространения письменности, новых философских, педагогических, научных идей.

Это время связано с именами таких выдающихся деятелей белоруской культуры, просвещения, науки как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный, Василий Тяпинский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский, братья Зизании и др. Эти известные просветители требовали в воспитании всестороннего развития личности, высказывали идеи усовершенствования общества, развития национального языка и культуры, многое делали для содействия этому.

Первоначально, они проявились преимущественно в литературе и книгоиздательском деле. При этом, перевод Ф. Скорины церковных книг на белорусский язык и тиражирование их (в 1517-1519 гг. в Праге он издал 23 книги Библии, а в Вильне в 1522 и 1525 гг. выпустил соответственно «Малую подорожную книжицу» и «Апостол») можно также рассматривать как первые протестантские тенденции в белорусском обществе.

Н. Гусовский по существу заложил основы отечественной светской литературы. Изданная, им в 1523 г. в Кракове поэма «Песня про зубра» создавалась под влиянием идей итальянского Ренессанса и была направлена на восхваление своей Родины, её славной истории и прекрасной природы(гимн Родине).

Началом же Реформации в Беларуси принято считать 1553 г., когда канцлер ВКЛ кн. Николай Радзивил Чёрный основал в Бресте первый протестантский храм. Начался массовый переход православных в протестантизм. Так, к 1572 г. на Новогрудчине из 600 шляхетских семей «греческой веры» православными остались всего 16. Не менее активным был этот процесс и у католиков – к 1566 году из 700 католических приходов ВКЛ протестантскими стали 684. Пиком же расцвета Реформации в регионе можно считать уравнение в правах в 1564 г. всей шляхты и магнатов ВКЛ независимо от вероисповедания, а также принятие в 1573 г. сеймом Речи Посполитой «Акта Варшавской конфедерации», провозгласившего главенство принципа веротерпимости в выборе религии (продублирован в Литовском Статуте 1588 г.).

Именно протестанты активизировали книгоиздательское дело в Беларуси. Уже в 1553 г. в Бресте была издана на белорусском языке «Библия». Известным реформаторским деятелем был и С. Будный, выпустивший в 1562 г. в Несвиже «Катехизис». Его современником и единомышленником был и В. Тяпинский, на свои средства напечатавший в 1570-е гг. «Евангелие». В это же время в Беларуси зарождается мемуарная литература – «Диариуш» А. Филиповича и «Исторические записки» Ф. Евлашевского.

Православные братские школы с конца XVI в. были основаны в Бресте, Минске, Могилёве. Униатские семинарии начали свою работу в Бресте и Минске. Быстрому развитию системы образования содействовал выход ряда учебных пособий. Наиболее известными из них стали «Грамматики славенския», изданные в 1596 г. Л. Зизанием и в 1619 г. М. Смотрицким.

Ренессансовая культура совершила настоящий переворот и в повседневной жизни белорусского общества.Светская по своей сути она содействовала началу переустройства сурового средневековой быта. Согласно теориям итальянских архитекторов об «идеальном городе» с широкими улицами, большими кварталами жилых домов и просторными площадями с общественными и культовыми сооружениями начинается перепланировка ряда городов Беларуси (Несвиж, Слуцк, Быхов).

По близости от старых населённых пунктов стали возводится так называемые «Новые города» - центры общественной и экономической жизни. Таким образом, в Минске возник Высокий рынок (совр. пл. Свободы), а в Гродно – Занёманский посад.

Важным моментом в отечественной архитектуре стало и превращение местных неприступных замков в роскошные дворцы (Гродно, Мир). Привнесли новые черты протестанты и в церковное строительство-выделялись своей неповторимой красотой, высокими башнями и лаконичной суровостью (Заславль, Сморгонь).

Значительные перемены под влиянием Ренессанса происходили в искусстве. Стремление к познанию внутреннего мира человека привело к зарождению светского портрета. Картинные галереи в те времена существовали практически во всех дворцово-замковых комплексах. Специально приглашённые из Европы художники создавали целые серии репрезентативных картин знаменитых отечественных родов (Несвиж, Слуцк).

Книгоиздательское дело, в свою очередь, содействовало распространению в ВКЛ и гравюрного искусства (Ф. Скорина), в котором чувствовалось влияние немецкой школы (А. Дюрер).

Использование же опыта западноевропейской иконописной традиции придало отечественным иконам совсем новое звучание – появилась одухотворённость образов, чёткая передача человеческих пропорций, расширилось использование бытовых и этнографических элементов.

Кроме живописи новый импульс к развитию получила и скульптура. Наряду с традиционными религиозными образами святых (использовались для украшения алтарей) в Беларуси зародилась практика создания высокохудожественных надмогильных композиций (Несвиж, Гольшаны, Чернавчицы).

Однако подобный расцвет культуры эпохи Возрождения и тесно связанной с ним Реформацией в Беларуси всё же был относительно недолог. Набиравшая с середины XVI в. силу Контрреформация достигла и Беларуси. В 1569 г. первые монахи иезуиты прибыли в Вильну, где они основали своё учебное заведение. В следующие десятилетия, иезуитский орден, сумел монополизировать школьное дело в Речи Посполитой, создав десятки новых учебных заведений (Полоцк, Пинск, Гродно, Минск и пр.).

Необходимо признать тот факт, что высокий уровень образования и отсутствие платы за обучение позволили им значительно повысить уровень просвещения белорусского общества. К положительным моментам деятельности иезуитов можно также отнести создание орденом сети аптек и школьных театров. В то же время, именно данный монашеский орден обострил религиозный вопрос в Речи Посполитой.

Пытаясь вытеснить протестантов и православных, иезуиты инициировали погромы братских школ и храмов, разделяя общество на враждующие лагеря. Суммируя же достижения белоруской экономики и культуры в означенный период можно по праву утверждать, что в свой «золотой XVI век» наша страна доминировала в среде восточнославянских народов и была признана равной ведущими западноевропейскими державами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.