Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура Беларуси в 14-16 вв.



Название «Белая Русь» впервые появилось в конце XIV в. в отношении Полоцкого княжества.

В XIV-XVI вв. в этот период в Беларуси, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культурую

Специфическими чертами Возрождения в Беларуси наличие относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур.

 

Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал "Малую подорожную книжицу" и "Апостол".

 

Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением "Песня о зубре", в котором воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы.

 

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке "Катехизис", "Об оправдании грешного человека перед богом", "Про светскую власть", "Новый завет".

 

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский.Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали "Летописец великих князей Литовских", "Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского".

 

Архитектуры и изобразительное искусство:белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле.

С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж.М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др.

Живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись.Характерными являются иконы "Матерь божья Замилованне", "Матерь божья Иерусалимская", "Матерь божья Смоленская" и др.

С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.

Таким образом, XIV - XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.

Люблинская уния 1569г.

Люблинская уния — государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая.

Ко второй половине XVI в. сложились условия для более тесного государственного объединения ВКЛ с Польшей.

Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами.

Соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским за восточнославянские земли ,в результате ВКЛ потеряло четверть своих территорий. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558—1583). Чтобы более успешно противостоять внешней агрессии, польские паны предложили ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши.

 

Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта, недовольная властью великого князя литовского и магнатов, считала положение польской шляхты лучшим, чем собственное, и поэтому активно выступала за объединение с Польшей, для того чтобы получить еще больше привилегий.

 

3-я причина. После трех браков у польского короля и великого князя литовского Жигимонта II Августа не было наследников. Поляки опасались, что после смерти Жигимонта II Августа личная уния, объединявшая два государства, окончательно прекратится. Они были заинтересованы в разводе и новом браке. Жигимонт II Август решил развестись с третьей женой и жениться в четвертый раз. Развод и разрешение на четвертый брак можно было получить только у папы римского. В этой ситуации Жигимонт II Август начал выслуживаться перед Ватиканом, папой римским и католическим духовенством, добросовестно исполнять их приказы и предложения по усилению католицизма на территории ВКЛ и присоединению последнего к Польской Короне.

 

В таких условиях 10 января 1569 г. в Люблине собрался общий сейм ВКЛ и Польшис целью заключения более тесной унии между государствами. Поляки выставляли разные условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской государственности. Послы же ВКЛ хотели сохранить союз с Польшей, но при этом не утратить свою самостоятельность и независимость. Переговоры затягивались. В конце февраля 1569 г. послы ВКЛ покинули Люблин.

Такое поведение представителей ВКЛ вызвало возмущение со стороны польских магнатов. Под их давлением Жигимонт II Август начал осуществлять план расчленения и аннексии отдельных частей ВКЛ.

5 марта 1569 г. он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий.

26 апреля 1569 г. была объявлена аннексия Волыни. Но волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пообещал лишить их поместий и угрожал изгнанием. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким же образом к Польше были присоединены Подолье и Киевщина.

 

В составе ВКЛ остались только Беларусь и Литва. Несмотря на противостояние представителей высшей знати ВКЛ, они также были вынуждены подписать унию.

1 июля 1569 г. согласно Люблинской унии ВКЛ и Польша соединились в единое государство — Речь Посполитую. Был выбран единый господарь — король польский и князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемойтский, киевский, волынский, подляшский и лифляндский.

Основные положения унии:1) Отменялись избрание великого князя ВКЛ и его пожизненное владение княжеством. Выбирался единый сейм, который должен был созываться в Польше. Власть короля была ограничена сеймом (польским парламентом), который выбирал короля; Король не мог принимать важные решения без согласия сейма.

2)Вводились единое налоговое пространство, денежная единица, проводилась общая внешняя политика. Все жители Речи Посполитой имели право приобретать поместья и землю в собственность в любой части страны.Отменялись все постановления, законы, противоречившие унии, а также отдельный сейм ВКЛ. Высшая знать и должностные лица должны были присягать королю и Короне Польской.

Литовцы, украинцы и польская шляхта уравнивались в правах и приобретали права владения имениями на всей территории Речи Посполитой. Ликвидировались таможенные границы, была введена единая денежная единица.

4)Великое княжество Литовское, как и Польское королевство, оставалось самостоятельным,со своей высшей администрацией, собственной казной, войском, судебно-правовой системой. Платой за государственную суверенность, которую удалось сохранить обессиленному Великому княжеству Литовскому, стали украинские земли, которые переходили Польской короне.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.