XVIII в. в жизни народов Европы— это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов- модернизации.
Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов.
В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и жизни из-под опеки религии и церкви,а также интенсивное развитие грамотности, образования.
Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения.XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения,рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер,Ш. Монтескье, Д. Дидро. Во Франции идею разделения властей на законода-ю, исполни-ю и судеб-ю разрабатывал Шарль Монтескье. Изучая причины возникнов-я гос. строя, он утверждал, что законода-во страны зависит от ф-мы правления. Главным сред-м обеспечения законности он считал принцип “разделения властей”,что “дух законов” народа определя-ся объектив-ми предпосыл-ми: климатом, почвой, тер-й, религией, числен-ю населения, фор-ми хоз-й деятель-ти и др. XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Суть политики просвещ-го абсолю-ма состояла: чтобы, не меняя по существу гос. форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реф-ормы в экономии-й, полити-й, куль-й обл-х, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка.Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах. В эпоху Просвещение значительно возросло число книг, брошюр,листовок (в т.ч.и запрещённых), пропагандирова-х просветительские идеи и обращенных к широкому демократи-у читателю. Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех» что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были классицизм(например, в творчестве архитектора Леду и живописца Давида во Франции), и реализм, распространив-ся в живописи и графике(Грёз во Франции, Хогарт в Англии,Ходовецкий в Германии и др.).
Идеи Просвещение оказали существен-е влияние и на музыку(особенно во Франции,Германии, Австрии). Просветители (Руссо и Дидро во Франции,Винкельман и Лессинг в Германии и др.) выработали новую систему музыкально-эстетических взглядов. Их воззрения на задачи музыкально-драмати-го искусства подготовили оперную реформу К. В. Глюка, провозгласившего «простоту, правду и естественность»критерии красоты для всех произведений искус-ва. Общественно-политические, этические и эстетические идеи просветителей явились духовной основой формирования венской классической школы, ярко проявившись в творчестве её крупнейших представителей — И. Гайдна, В. А. Моцарта, в музыке кот. главенствует оптимистическое, гармоничное мировосприятие, Л. Бетховена, в творчестве кот., проникнутом духом героики, нашли отражение идеи Великой французской революции. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), кот. отличает культ разума, света, представление о чел-ке как о венце Вселенной.