Брестская уния 1596 года — объединение католической и православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. Согласно Брестской унии, православная церковь Украины и Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально — и некоторых крупных украинских феодалов.
Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положению католического духовенства.
Для православных епископов основными причинами заключения унии были:
а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;
б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;
в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;
г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.
Для каталической:
а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;
б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.
в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.
Осенью 1596 в Брестприбыли многочисленные представители украинской шляхты, мещанства и духовенства. С польской стороны присутствовали некоторые католические епископы, представители польской шляхты и короля. С самого начала собор не смог прийти ни к какому соглашению и фактически распался на два - католический и православный, причем в католическом приняли участие митрополит киевский Рогоза и 8 православных епископов.В результате: католический утвердил создание новой униатской церкви (греко-католической) униатский - провозгласил унию, признал власть Папы Римского, принял основные догматы католической церкви, сохранив однако провославные обряды и белорусский язык. Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством.
православный осудил унию(отклонил унию). Королю была направлена просьба снять с церковных должностей всех тех, кто отказался присоединиться к унии.В украинской церкви произошел раскол.Польское правительство во главе с королем Сигизмундом III полностью встал на сторону униатов и начал прямое преследование православных в Украине. Новый митрополит киевский Ипатий также повел активную борьбу за осуществление унии. Он преследовал непокорных священнослужителей,отбирал у православных храмы и монастыри, школы и типографии. Подчиняясь власти и надеясь приобрести новых льгот и привилегий, большая часть украинской шляхты начала переходить в униатство. Однако большинство населения Украины не приняла унии и сохранила свою приверженность к православию.
Беларусь в 17веке.
В 1648 - 1651 гг. в Беларуси шла казацко-крестьянская война, которая развернулась в связи с началом восстания под руководством гетмана Б. Хмельницкого на Украине,против польских властей.Для того чтобы расширить террито-ю восстания,Хмельницкий посылает на бел.земли отряды казаков.
Он стремился создать собственное государство,включение в него земель Беларуси -Поднепровья и Полесья. Летом 1648 г. юг и восток Беларуси были охвачены борьбой казацко-крестьянских отрядов против шляхты, купцов, магнатов и католического духовенства(из-за полонизации) В 1648 г. казацко-крестьянское войско разбило ВКЛ, заняли Гомель, Лоев, Брест.Однако затем войска ВКЛ заняли Брест,Слуцк. В Турове все жители, не успевшие отойти вместе с казацко -крестьянскими отрядами, были убиты.В Чечерске по приказу гетмана Я. Радзивилла полутораста казакам отсекли правые руки, пятьдесят человек посадили на кол, а остальных жителей порубили.