Соловьев. Уже в его софийных стихах образ Софии-Премудрости
проявляется в образе Земли-владычицы:
Земля-владычица! К тебе чело склонил я,
И сквозь покров благоуханный твой
Родного сердца пламень ощутил я,
Услышал трепет жизни мировой.
.............................
И в явном таинстве вновь вижу сочетанье
Земной души со светом неземным,
И от огня любви житейское страданье
Уносится, как мимолетный дым.
В другом стихотворении Соловьев продолжает ту же тему:
Владычица-земля! С бывалым умиленьем
И с нежностью любви склоняюсь над тобой.
Лес древний и река звучат мне юным пеньем...
Все вечное и в них осталося со мной.
.................................
И призраки ушли, но вера неизменна...
А вот и солнце вдруг взглянуло из-за туч.
Владычица-земля! Твоя краса нетленна,
И светлый богатырь бессмертен и могуч.
Не надо думать, что перед нами -- всего лишь поэтический
Образ. Во-первых, в творчестве Соловьева поэзия неотделима от
Философии. Во-вторых, те же мысли проводятся и в сугубо
теоретических работах. Так, в статье "О причинах упадка
средневекового миросозерцания" философ пишет: "...Пора признать
И осуществить свою солидарность с матерью-землею, спасти ее от
омертвения, чтобы и себя спасти от смерти"129.
Точно так же и Сергей Булгаков, разрабатывая
Софийную космогонию, в прямом смысле спускается с небес на
Землю, обращаясь к Матери-земле. Начало начал (оно же --
София), оказывается самым близким для каждого человека
Понятием, объединяющим Мать и Землю и превращающимся в Великую
Матерь Землю. "Материя-матерь, меон есть необходимая основа
Бытия, возникновения и уничтожения. Если что-либо бывает, то
Необходимо ему из чего-либо возникать и куда-либо возвращаться,
Ибо безвоздушная область чистого небытия остается за пределами
Досягаемости. Необходимо материнское лоно, которое есть
одновременно и ложесна, <...> и могила. Иначе говоря, это
-- Великая Матерь Земля, лик которой греки чтили под именем
Деметры; это -- та Земля, которую сотворил Господь "в начале",
при создании мира (вместе с "небом"). Быв засеменена творческим
Да будет, она изводит из своего лона все существующее и
обратно приемлет в меональные недра свои все, что "есть земля",
Из нее родилось130.
В пронзительных исповедальных воспоминаниях Булгаков
Увязывает в одно целое софийность Матери-земли и софийность
Матери-родины. "Родина есть священная тайна каждого человека,
Так же как и его рождение. Теми же таинственными и
Неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно
Матери со своими предками и прикрепляется ко всему
Человеческому древу, он связан через родину и с
матерью-землей..."131.
Посвящая главный труд своей жизни "Столп и утверждение
истины" -- Всеблагоуханному и Пречистому Имени Девы и Матери,
Павел Флоренский обращается также и к соответствующей
символике Софии-Премудрости: ее венец -- это "обычный признак
Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть
Может, ее покровительство человечеству, как совокупному
целому"132.
Сходные идеи высказывались и другими русскими философами,
В особенности Николаем Бердяевым, Львом Карсавиным и Василием
Розановым (последний доводил образ Матери-Земли до образа
Матери-Вселенной133.
Земля -- частица Вселенной. Через слияние с ней, а значит
-- и со всем Космосом, происходит духовное прозрение и
Физическое укрепление человека. В русской литературе носителем
И выразителем данного мировоззрения стал Алеша Карамазов в
Одном из кульминационных эпизодов романа
Ф.М.Достоевского, где отказу Алеши от иночества
Предшествует его прямое обращение к Космосу и Матери-Земле.
"Полная восторгом душа его жаждала свободы, места, широты. Над
Ним широко, необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих
Сияющих звезд. С зенита до горизонта явился еще неясный Млечный
Путь. Свежая и тихая до неподвижности ночь облегла землю.
Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная
Соприкасалась со звездною... Алеша стоял, смотрел и вдруг как
Подкошенный повергся на землю. Он не знал, для чего обнимал ее,
Он не давал себе отчета, почему ему так неудержимо хотелось
Поиск по сайту:
|