Вышивках, воспроизводящих Великую Богиню безотносительно к ее
Религиозной принадлежности, и на русских православных иконах
(рис. 159).
Здесь кончается предыстория Матери Сырой Земли и
Начинается история ее жизни в русской литературе и философии.
Нет, пожалуй, никакой другой языческой темы, которая бы так ни
Притягивала разных русских мыслителей и писателей, красной
Нитью проходя через все русское мировоззрение.
Образ Матери Сырой Земли в русской литературе и философии
Восходит к древнейшим дохристианским верованиям и устному
народному творчеству. В известном духовном стихе "Как
расплачется и расступится Мать сыра земля перед Господом..."
Земля исповедывается перед Богом о тяжести своей доли -- быть
Покровительницей грешного рода людского. В другом духовном
стихе "Уж как каялся молодец сырой земле...", напротив, человек
Исповедывается Земле-матери в совершенных грехах.
В "Сказании о "Мамаевом побоище" есть потрясающее своим
Гуманизмом место, когда Мать-земля перед Куликовской битвой
Плачет о детях своих -- русских и татарах, которым только еще
Предстоит погибнуть в кровавой сече. Один из сподвижников князя
Дмитрия Донского -- тоже Дмитрий Волынец -- приник к земле
правым ухом и услышал "землю рыдающую двояко: одна сторона
Точно женщина громко рыдает о детях своих на чужом языке,
Другая же сторона, будто какая-то дева вдруг вскрикнула громко
Печальным голосом, точно в свирель какую, так что горестно
слышать очень"127.
В поэтизированном представлении русского человека Земля
Всегда выступала подлинной матерью и покровительницей всех
Людей: она не только забирает их после смерти, но и является
источником всего живого. "Земля, земля, мати сырая! Всякому
человеку земля отец и мать!" -- говорится в одном из духовных
стихов. А Голубиная книга расшифровывает:
Телеса наши от сырой земли,
Кости крепкие от камени,
Кровь -- руда от Черна моря
Наши помыслы от облак небесных.
Земля-заступница дает человеку силу и могущество, стоит
Только к ней прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь о землю,
Превращаются в богатырей, обретают силу великую. Земля
Одновременно и судья, искупительница грехов. Клятва землею --
Одна из самых древних, страшных и крепких. При этом землю
Целовали и даже ели. Первый русский мыслитель-экономист Иван
Тихонович Посошков (1652 -- 1726) в своей знаменитой "Книге
о скудости и богатстве" приводит факты, когда крестьяне,
Поклявшиеся землей (с дерном на голове), не сдержавшие данного
Слова и уличенные во лжи, умирали прямо на меже.
В народе говорили: "Не лги -- земля слышит"; "Грех землю
бить -- она наша мать". Или: "Питай -- как земля питает, учи --
как земля учит, люби -- как земля любит". Отсюда же строжайший
Запрет до 25 марта вбивать в землю колья -- иначе она отомстит
Засухой. Народное благоговение переед землей вдохновенно
выражено в двух тютчевских строках:
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, Мать-Земля!
Софийно-соборное мировоззрение практически всех русских
Мыслителей было всегда сориентировано на глубинно-народное
Почитание Матери-земли, предстающей в творчестве конкретных
Философов и писателей в разных обличиях. Традиции почитания
Матери Сырой Земли восходят к эпическому и лирическому
Фольклору, отчасти к летописанию, но главное -- к исконным
Верованиям, сохранившимся до наших дней. Чувство почитания
Матери-земли, сближение ее с Богородицей и Софией чуть ли не
Генетически заложено в русских людях и передается ими от
Поколения к поколению.
Н.В.Гоголь серьезно и глубоко интересовался народным
мировоззрением, он отмечал: "Мать-земля была искони священною у
Славян. В земле соединяются и смерть и плодородие. Она самая
Близкая проповедница человеку, и питательница, и его
Погребательница. Славяне воспитаны на земледелии, с принятием
Веры христианской святые церкви на место языческих богов
становятся покровителями земледельческих занятий..."128.
Одним из первых русских космистов, кто облек традиционные
Воззрения в поэтическо-философскую форму, был Владимир
Поиск по сайту:
|