Заключению языковедов оно исконно родственно древнеиндийским
bh-as, bhati ("блеск", "свет"), последнее означает также
"знание". В древних языках (например, в древнеисландском) слово
"бел" употребляется также и в значении "огонь".
Однако этимологические изыскания приводят к еще более
Интересным языковым параллелям. У древних неиндоевропейских
Народов -- шумерийцев, вавилонян, ассирийцев, оказывается, тоже
Было верховное Божество по имени Бел с теми же функциями, что и
Бел индоевропейцев. В шумеро-аккадской мифологии Бел выступает
И как собирательное имя для главных Божеств -- творцов
Вселенной. В соответствии с этим и центральное Божество
Вавилонского пантеона -- Бог Солнца и главный покровитель
Города Вавилона -- Мардук именовался греками Белосом. В
Космической битве Солнцебог Мардук-Белос победил Тиамат --
Воплощение первозданной тьмы и мирового хаоса. Интересно, что
русское слово "тьма" оказывается созвучным шумеро-аккадскому
Имени Тиамат, имеющему практически тот же самый смысл. От
Общесемитского Бела в дальнейшем возник хорошо известный
Читателю культ Ваала (Баала) -- Бога плодородия и войны в
Палестине, Сирии, Финикии, а затем через Карфаген
Распространившегося по всему древнему миру -- от Египта до
Испании. Его отголоски слышатся и в русском слове "балда".
Другое имя, образованное от древнесемитского Бела путем
Многочисленных исторических и лингвистических трансформаций, --
Вельзевул (имя дьявола, вошедшее в русский язык через
Древнееврейский). Все это лишний раз доказывает общность
Древних культур.
Содержание понятия "свет" не менее емко и многогранно;
помимо собственно физического смысла, слово "свет" означает и
весь окружающий мир вообще: "весь свет", "целый свет"
(интересен устойчивый фразеологический оборот "свет во всей
Вселенной", где свет выступает в качестве космообразующего
Начала мироздания). Применительно к человеческому обществу
слово "свет" употребляется в различных смысловых оттенках:
"высший свет" (отсюда понятие светский), "полусвет" и др. Где,
В каком еще языке сыщешь имя Светлана (в старину известны были
И мужские имена -- Светлан, Светозар, сказочный Световик)? Или
употребление слова "свет" в иносказательном смысле: свет ты мой
Ясный, свет очей моих, светик, мой свет? Космическая
Приобщенность, неотделимость от видимого мира небесных явлений
Отразилась и в ласкательных опоэтизированных именах,
сохранившихся до наших дней: "солнышко", "звездочка",
"зоренька", "месяц ясный". Можно, не колеблясь, утверждать: вся
Жизнь, душа и плоть русского человека с младенческих лет и до
Самой смерти была насквозь пронизана светом -- в прямом и
Переносном смысле. Окружающий мир во всех его знакомых
проявлениях именовался "белым светом". Антиподом этого света
был "тот свет", пугающий и манящий своей неизведанностью и
Запредельностью.
Животворящий свет не только олицетворял светлое
Космическое начало, но и связывал воедино весь пантеон
Языческих Божеств. И не только языческих. Древнее обожествление
Света переросло в новое религиозное миропонимание, которое
немыслимо без таких словосочетаний, как "божественный свет".
Важнейшее понятие любой религиозной системы "святой" образовано
от слова "свет" и впитало в себя его содержание.
Метафоричность философской и богословской символики,
Которая выступает по существу как опоэтизированный язык науки,
выразилась также в таких фундаментальных понятиях, как "свет
истины", "свет знания" и производимого от них "просвещения",
Означающего процесс приобщения каждого к сокровищнице
Человеческого опыта -- интеллектуального, нравственного,
Эстетического, хозяйственного, технического, военного,
Охотничьего и т.п. Великая миссия аккумуляции такого опыта и
Передача его настоящим и будущим поколениям принадлежит
Поиск по сайту:
|