Христианской эсхатологии космический огонь изменил объем и
содержание своего понятия: он переместился в преисподню и начал
носить в основном устрашающую функцию "геены огненной",
Ожидающей грешников в аду.
Слово "огонь" ("огнь") родственно имени древнеиндийского
Бога огня Агни (agnн -- "огонь"). В Ригведе --
Древнейшем своде обрядовой поэзии -- значительная часть гимнов
Посвящена Богу огня -- Агни. Почему -- догадаться не трудно. В
Нелегких и некомфортных условиях переселенческой жизни огонь
(особенно по ночам) оставался той рукотворной стихией, которая
Давала тепло, свет, защиту от диких животных и жар для
Приготовления пищи. Огонь же был и стихией, имевшей
Нерукотворное происхождение (молнии и другие небесные явления,
Лесные и степные пожары, вулканическая лава и т.д.). Ни в
Первом, ни во втором случае не требовалось специальных
Скульптурных или живописных изображений огня, поскольку он
Всегда был рядом перед глазами. Лишь впоследствии, когда одно
Из арийских племен завоевало Индостан, подчинив аборигенов и
Создав в условиях оседлого образа жизни уникальную
Древнеиндийскую культуру, -- появилась возможность и
Необходимость воссоздавать образ Бога огня -- Агни в виде
Скульптурных изваяний.
В древнерусском языке имеется еще одно название огня --
"крес". Корень сохранился в слове "кресало" (вышедшее из
Употребления приспособление для добывания огня), а также в
серии понятий: "красный", "краса", "красивый", "красота",
"прекрасный", "краска". С существительным "крес" тесно
взаимосвязан глагол "кресать" или "кресить", означающий
одновременно: "высекать огонь" и "воскресать (оживать)".
"Игорева храброго полку не кресити", -- трагически заключает
безымянный автор "Слова о полку Игореве". Нетрудно истолковать
Лексическое и смысловое происхождение таких важнейших для
русского миросозерцания слов как "воскрешать" и "воскрешение"
-- они имеют древнейшее дохристианское происхождение и связаны
С культом огня и его ролью в первобытной жизни. При высекании
Огонь-крес всегда как бы воскресал заново, потому-то слово
кресить обозначало сразу два понятия -- "высекание" и
"воскресение". Само слово "крес" и этимологически связанные с
ним понятия типа "красный -- красивый" близки по смыслу и
происхождению с церковнославянским "крада", что означает
"костер", "огонь", "жертвенник". (В русском языке слово не
Употребляется, однако корень сохранился в словах с иным
смыслом: "украдкой", "украденный" -- от глагола "красть".)
Общий корень здесь вполне уместен: огонь-крес способен и
Украшать (красить -- к тому же красным пламенем), и красть
(сжигать дотла так, что не останется никаких следов, т.е.
Сгораемая вещь исчезает, крадется). Общеиндоевропейский корень
"крес" обнаруживается и в имени Крез (произносится
[kres]) -- так звали последнего царя древней Лидийской
державы (VI в. до н.э.), чье имя вошло в поговорку: "Богат, как
Крез".
Напрашивается семантическое различие между понятиями
"огонь", с одной стороны, например, берущего начало от
Санскритского agn и, видимо, означавшего естественный
Огонь, сохраняемый в угольях, и, с другой стороны, понятием
"крес", вероятнее всего означавшим искусственный огонь (т.е.
Полученный путем высекания), жертвенный огонь. В этом случае
ближе всего по смыслу и звучанию для слова "крес" окажутся
слова krati ("жертва", "сила", "мощь", "действие" и др.)
и kruy-a ("жертвоприношение", "жертвенный обряд";
"действие", "работа", "труд" и др.).
Есть также достаточно оснований предполагать, что от слова
"крес" образовано и понятие "крестьянин", означавшее
Первоначально не столько огнепоклонников, сколько людей,
Поиск по сайту:
|