Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Христианской эсхатологии космический огонь изменил объем и



содержание своего понятия: он переместился в преисподню и начал

носить в основном устрашающую функцию "геены огненной",

Ожидающей грешников в аду.

Слово "огонь" ("огнь") родственно имени древнеиндийского

Бога огня Агни (agnн -- "огонь"). В Ригведе --

Древнейшем своде обрядовой поэзии -- значительная часть гимнов

Посвящена Богу огня -- Агни. Почему -- догадаться не трудно. В

Нелегких и некомфортных условиях переселенческой жизни огонь

(особенно по ночам) оставался той рукотворной стихией, которая

Давала тепло, свет, защиту от диких животных и жар для

Приготовления пищи. Огонь же был и стихией, имевшей

Нерукотворное происхождение (молнии и другие небесные явления,

Лесные и степные пожары, вулканическая лава и т.д.). Ни в

Первом, ни во втором случае не требовалось специальных

Скульптурных или живописных изображений огня, поскольку он

Всегда был рядом перед глазами. Лишь впоследствии, когда одно

Из арийских племен завоевало Индостан, подчинив аборигенов и

Создав в условиях оседлого образа жизни уникальную

Древнеиндийскую культуру, -- появилась возможность и

Необходимость воссоздавать образ Бога огня -- Агни в виде

Скульптурных изваяний.

В древнерусском языке имеется еще одно название огня --

"крес". Корень сохранился в слове "кресало" (вышедшее из

Употребления приспособление для добывания огня), а также в

серии понятий: "красный", "краса", "красивый", "красота",

"прекрасный", "краска". С существительным "крес" тесно

взаимосвязан глагол "кресать" или "кресить", означающий

одновременно: "высекать огонь" и "воскресать (оживать)".

"Игорева храброго полку не кресити", -- трагически заключает

безымянный автор "Слова о полку Игореве". Нетрудно истолковать

Лексическое и смысловое происхождение таких важнейших для

русского миросозерцания слов как "воскрешать" и "воскрешение"

-- они имеют древнейшее дохристианское происхождение и связаны

С культом огня и его ролью в первобытной жизни. При высекании

Огонь-крес всегда как бы воскресал заново, потому-то слово

кресить обозначало сразу два понятия -- "высекание" и

"воскресение". Само слово "крес" и этимологически связанные с

ним понятия типа "красный -- красивый" близки по смыслу и

происхождению с церковнославянским "крада", что означает

"костер", "огонь", "жертвенник". (В русском языке слово не

Употребляется, однако корень сохранился в словах с иным

смыслом: "украдкой", "украденный" -- от глагола "красть".)

Общий корень здесь вполне уместен: огонь-крес способен и

Украшать (красить -- к тому же красным пламенем), и красть

(сжигать дотла так, что не останется никаких следов, т.е.

Сгораемая вещь исчезает, крадется). Общеиндоевропейский корень

"крес" обнаруживается и в имени Крез (произносится

[kres]) -- так звали последнего царя древней Лидийской

державы (VI в. до н.э.), чье имя вошло в поговорку: "Богат, как

Крез".

Напрашивается семантическое различие между понятиями

"огонь", с одной стороны, например, берущего начало от

Санскритского agn и, видимо, означавшего естественный

Огонь, сохраняемый в угольях, и, с другой стороны, понятием

"крес", вероятнее всего означавшим искусственный огонь (т.е.

Полученный путем высекания), жертвенный огонь. В этом случае

ближе всего по смыслу и звучанию для слова "крес" окажутся

слова krati ("жертва", "сила", "мощь", "действие" и др.)

и kruy-a ("жертвоприношение", "жертвенный обряд";

"действие", "работа", "труд" и др.).

Есть также достаточно оснований предполагать, что от слова

"крес" образовано и понятие "крестьянин", означавшее

Первоначально не столько огнепоклонников, сколько людей,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.