Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Еще более поражает смысловая емкость и полисемантичность



слова "раз". "Единица", "начало счета", "фиксация временного

мгновения" -- эти значения понятия "раз" общеизвестны. Но

морфема "раз" ("рас") входит еще и в состав таких

смыслозначимых понятий, как "разум", "разить", "разинуть",

"разница", "разлука", "расти", "растение" и т.п. Расценивать ее

Только как вспомогательную приставку (префикс) было бы неверно.

Археология языка и реконструкция смысла указывают на глубинные

Корни данного архаичного слова.

Высказывалось, между прочим, вполне обоснованное мнение,

что морфема "расърос" сопряжена и с этнонимом "росс" --

Русский (откуда ведет свое происхождение и название

Страны -- Россия). Но первичным все же следует считать

Имя Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в виде

На первый взгляд ничего не значащей лексемы. На самом же деле

Раз (Рас) открывает целый ряд доязыческих Божеств, память о

Которых сохранилась исключительно в языке и фольклорных

Текстах. Среди них -- Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало.

Хотя смысловая нагрузка древних морфем и лексем могла быть

Совсем иной, нежели сейчас, все же по сегодняшним значениям

Можно уловить и тот смысл, который слова и имена имели в

Далеком прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. В

русском языке морфема "раз", когда она выступает в форме

Префикса, имеет явственно выраженный

Расширительно-разделительный смысл. Вместе с тем отдельное

слово "раз" означает "единицу" -- монистическую по самой своей

Природе. Отсюда и гипотетическое Божество Раз должно,

Так сказать, по определению выступать в качестве символа

Доязыческого единобожия, предполагая одного-единственного Бога.

А время, когда в мире господствовал Раз, с достаточной

степенью условности может быть названо "языческим

прамонотеизмом"12. Интересно, что в санскрите корневая основа

ras выступает в смысле "владычества": rastra --

это и "господство", и "государство", и "народ".

В архаическом сознании явления окружающего мира (включая,

Естественно, и космические) преломлялись особым образом и, не

Имея природно-закономерного объяснения, осмысливались в

Мифологическом ключе. Вместе с тем именно древнему человеку

Было в значительной степени присуще наивно-целостное понимание

Окружающего мира как неотъемлемой части Вселенной. Мирча

Элиаде (1907 -- 1986) -- крупнейший западный исследователь

Донаучного мировоззрения свидетельствует, что человек

архаического общества (в отличие от современного) "ощущает себя

неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами"13.

Тем не менее любые образы и сюжеты народной мифологии

Имели под собой реальную, зачастую -- обыденную основу. Так,

Ежесуточная смена дня и ночи воспринималась как борьба света со

Тьмой. К световой стихии относилось все, что связано со

Световым началом -- от звезд на ночном небе и отождествляемых с

ними планет (блуждающие звезды), Луны и Солнца, -- до земного и

Небесного огня (молнии, зори, зарницы, радуги и др.). При этом

Свет олицетворял, как правило, светлое начало, которое всегда

Побеждало темные силы (в народном сознании весна всегда

Победительница зимы, хотя о последней не говорят, что она

Побеждает лето). Впрочем, есть и исключения. Комет (хвостатые,

Косматые звезды) всегда боялись. Боялись, но по-другому, огня

(хотя он и сжигающе-пожирающ, но зато и освещал в темноте,

Отогревал в холоде, защищал от диких зверей, помогал в

Приготовлении пищи). Угрожающие же свойства огня нашли

Отражение в представлении об адском огне (геене огненной).

Природно-циклические ежегодные изменения, известные как

Времена года, испокон веков приписывались Солнцу. Оно -- одно

Из главных Божеств любого народа во все эпохи. Как правило,

Солнечных Богов было несколько. Точнее, у Солнца, как и всякого

Другого великого Бога, было множество имен-эпитетов, каждое из

Которых имело вполне самостоятельное значение с непременным

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.