Еще более поражает смысловая емкость и полисемантичность
слова "раз". "Единица", "начало счета", "фиксация временного
мгновения" -- эти значения понятия "раз" общеизвестны. Но
морфема "раз" ("рас") входит еще и в состав таких
смыслозначимых понятий, как "разум", "разить", "разинуть",
"разница", "разлука", "расти", "растение" и т.п. Расценивать ее
Только как вспомогательную приставку (префикс) было бы неверно.
Археология языка и реконструкция смысла указывают на глубинные
Корни данного архаичного слова.
Высказывалось, между прочим, вполне обоснованное мнение,
что морфема "расърос" сопряжена и с этнонимом "росс" --
Русский (откуда ведет свое происхождение и название
Страны -- Россия). Но первичным все же следует считать
Имя Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в виде
На первый взгляд ничего не значащей лексемы. На самом же деле
Раз (Рас) открывает целый ряд доязыческих Божеств, память о
Которых сохранилась исключительно в языке и фольклорных
Текстах. Среди них -- Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало.
Хотя смысловая нагрузка древних морфем и лексем могла быть
Совсем иной, нежели сейчас, все же по сегодняшним значениям
Можно уловить и тот смысл, который слова и имена имели в
Далеком прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. В
русском языке морфема "раз", когда она выступает в форме
Префикса, имеет явственно выраженный
Расширительно-разделительный смысл. Вместе с тем отдельное
слово "раз" означает "единицу" -- монистическую по самой своей
Природе. Отсюда и гипотетическое Божество Раз должно,
Так сказать, по определению выступать в качестве символа
Доязыческого единобожия, предполагая одного-единственного Бога.
А время, когда в мире господствовал Раз, с достаточной
степенью условности может быть названо "языческим
прамонотеизмом"12. Интересно, что в санскрите корневая основа
ras выступает в смысле "владычества": rastra --
это и "господство", и "государство", и "народ".
В архаическом сознании явления окружающего мира (включая,
Естественно, и космические) преломлялись особым образом и, не
Имея природно-закономерного объяснения, осмысливались в
Мифологическом ключе. Вместе с тем именно древнему человеку
Было в значительной степени присуще наивно-целостное понимание
Окружающего мира как неотъемлемой части Вселенной. Мирча
Элиаде (1907 -- 1986) -- крупнейший западный исследователь
Донаучного мировоззрения свидетельствует, что человек
архаического общества (в отличие от современного) "ощущает себя
неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами"13.
Тем не менее любые образы и сюжеты народной мифологии
Имели под собой реальную, зачастую -- обыденную основу. Так,
Ежесуточная смена дня и ночи воспринималась как борьба света со
Тьмой. К световой стихии относилось все, что связано со
Световым началом -- от звезд на ночном небе и отождествляемых с
ними планет (блуждающие звезды), Луны и Солнца, -- до земного и
Небесного огня (молнии, зори, зарницы, радуги и др.). При этом
Свет олицетворял, как правило, светлое начало, которое всегда
Побеждало темные силы (в народном сознании весна всегда
Победительница зимы, хотя о последней не говорят, что она
Побеждает лето). Впрочем, есть и исключения. Комет (хвостатые,
Косматые звезды) всегда боялись. Боялись, но по-другому, огня
(хотя он и сжигающе-пожирающ, но зато и освещал в темноте,
Отогревал в холоде, защищал от диких зверей, помогал в
Приготовлении пищи). Угрожающие же свойства огня нашли
Отражение в представлении об адском огне (геене огненной).
Природно-циклические ежегодные изменения, известные как
Времена года, испокон веков приписывались Солнцу. Оно -- одно
Из главных Божеств любого народа во все эпохи. Как правило,
Солнечных Богов было несколько. Точнее, у Солнца, как и всякого
Другого великого Бога, было множество имен-эпитетов, каждое из
Которых имело вполне самостоятельное значение с непременным
Поиск по сайту:
|