Древнего Божества. В песенном обрядовом фольклоре до наших дней
сохранился архаический рефрен "Дид-Ладо", который современными
слушателями воспринимается чуть ли не как междометие:
А мы просо сеяли, сеяли
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
На самом деле перед нами древнейшее обращение (звательный
Падеж) к общеславянскому Богу Ладу. Верховный владыка Солнца и
Неба величался Дедом (Дидом) Ладом (рис. 94) (отсюда и
Обращение -- Дид Ладо). Отголоски былых верований о
Небесно-солнечном деде по имени Лад бытовали среди крестьян еще
В прошлом веке8.
Наряду с мужским Божеством в славянской мифологии известна
и Богиня любви Лада (рис. 95), а Дид считается ее сыном.
Имеются описания ее изображений (впоследствии уничтоженных при
Введении христианства): молодая прекрасная женщина с
Золотоцветными волосами и венком из роз, одетая в русскую
Одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за руку
Она держала младенца -- бога любви Леля9. В литовской мифологии
И фольклоре также известна богиня Лада или Диди Лада (Великая
Лада)10 (did -- в литовском языке -- корень в словах,
означающий "большой, великий").
Следовательно, русский космос в древности через верховных
Богов Лада и Лады мыслился как единство порядка и любви. Но
"лад" в понимании наших предков означал также и "красоту" (см.:
"Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля);
отсюда: "ладный" -- "красивый", "милый", "любимый". Корень
"лад" образует также слова со смыслом "владеть", "власть".
Кроме того, слово "ладно" в древнерусском понимании означало
также "равно", "одинаково" или, говоря научно-философским
языком, -- "тождественно". Все эти смыслы неизбежно впитывало в
Себя и понятие русского Космоса-Лада, которое распространялось
На всю жизнь. Василий Белов совершенно справедливо и
Исключительно точно -- в духе традиционного русского
Миросозерцания назвал свою известную книгу очерков народной
эстетики и исконных обычаев -- "Лад".
Археология языка предполагает археологию смысла и связи
Между смыслами, что, в свою очередь, влечет за собой мысленную
Реконструкцию той невообразимо далекой эпохи, когда
Человечество (или цивилизованная часть его) представляла собой
Нераздельное целое -- с единым языком, единой культурой,
Едиными ценностными ориентациями в виде религиозных традиций и
Морали.
Поясним сказанное вначале на примере интересующего нас
слова "Лад", означавшего на некоторых (но далеко не на всех)
этапах общеславянского развития понятие "Космос". Слово "лад"
(или слова с этим корнем) означает в ряде языков (словацкий,
Ирландский, древнерусский) другое понятие, близкое лишь по
созвучию, -- "лед". Налицо взаимотрансформация звуков "а" и
"е". Слова "лад" и "лед", таким образом, оказываются
Генетически взаимосвязанными. Другими словами, на каких-то
Очень древних этапах развития нерасчлененной индоевропейской
Общности они обозначали группу близких по смыслу понятий,
Которые впоследствии в процессе возникновения самостоятельных
Языковых, этнических и культурных структур дифференцировались и
Трансформировались.
Наконец, нельзя не коснуться одной из древнейших
Славяно-русских морфем, в которой, по мнению ряда самобытных
Маргинальных мыслителей (С.Дружинин, Е.Гиреевский,
Я.Абрамов)11, сокрыто имя архаичного доязыческого Божества.
Звали его Раз (Рас). (На этой основе С.Дружинин даже
основал движение "разовцев", к которому примкнуло несколько
единомышленников.) Не приходится сомневаться, что "раз" ("рас")
-- одна из широко употребительных морфем. Она так или иначе
Присутствует более чем в 350 словах русского языка. И еще около
3000 слов содержат ее в трансформированном виде:
Раз(с)ъроз(с)ърез(с)ъриз(с).
Поиск по сайту:
|