Стать космическим посредником между неземной энергией и ее
Земным проявлением можно только путем вращения бревна,
Жерди, поскольку само Солнце представлялось вращающимся
Огненным небесным колесом.
Представление об огне как о космическом начале и важнейшей
Природной стихии плавно переходило в увязывание со свойствами
Огня состояний и характеристик самого человека. Представление
Об огне в народном миросозерцании всегда предполагало
Сексуально-эротический подтекст: любовная страсть наделялась
огненным смыслом, а понятия "любовь" и "огонь" сближались.
Отсюда все известные устоявшиеся обороты, которые в старину (да
И не только в старину) отнюдь не воспринимались исключительно
Как поэтические эпитеты, а выступали как существенные аспекты
духовной жизни и мира человеческих чувств: "огонь желания";
"пожар любви"; "огонь в глазах, сердце, крови"; "пожар в душе";
"вспыльчивость"; "пылкость"; завершение жизни (смерть)
истолковывается по аналогии с огнем -- "угасание".
А.А.Потебня выводит из понятий "огонь", "жечь",
"гореть", "печь" целую группу понятий, связанных с жизнью и
человеческими чувствами: "поживать", "пожирать", "жажда",
"жадность", "желание", "желанный", "жалость", "печаль", "горе",
"горечь", "гнев"25.
Но в обряде обретения "живого огня" закодирован еще один
Важный мифологический смысл, раскрывающий суть древнейших
Миропредставлений. Считалось, что огонь побеждал смерть подобно
Тому, как он побеждал мрак. В первобытном мировоззрении понятия
Смерти и мрака (ночи) практически были идентичны. Это
отразилось в древнерусских однокоренных словах: "мор" (смерть)
и "морок" (мрак, ночь). Слово "морока", имеющее в наше время
лишь один смысл -- "затяжное, хлопотное дело, канитель", еще в
прошлом веке сохраняло первозданное значение "мрак" (см.:
"Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля).
В подобном же обличии соответствующая лексическая основа
Предстает и в других языках индоевропейской группы: от
санскритского m-ara -- "смерть", а также "убивающий",
"уничтожающий" (в буддийской мифологии Мара -- божество,
Персонифицирующее зло и все, что приводит к смерти живые
существа) -- до французского "кошмар". В конечном счете
Санскритское m-ara восходит к общеиндоевропейской и
Доиндоевропейской корневой основе mr, входящей в
Наименование священной вселенской горы Меру (о чем подробно
Говорилось в 1-й части).
В славянской мифологии смерть была воплощена в образах
Богини Морены (Марены, Мараны) (рис. 102) (о ней также
Речь уже шла выше) и множестве злокозненных духов, порожденных
ночью под общим именем "мары" (или "моры" -- один из них всем
Известная русская кикимора). Морена играла исключительно важную
Роль в языческом мировоззрении и сложившихся на его основе
Ритуалах и празднествах. Это связано с вселенским обличием
Смерти (как ее понимали наши предки). Смерть отдельного
Человека -- странное, но в общем-то частное дело. Гораздо
Значительней смертное начало в Природе: смерть света, Солнца,
Дня и наступление ночи; смерть животворных времен года --
Весны, лета, осени -- и наступление зимы. Морена как раз и
Олицетворяла такое всеобщее умирание в природе. Но она не могла
Выступать в роли необратимой судьбины, ибо на смену ночи всегда
Приходит новый день, всегда всходило Солнце, а после холодной
Зимы опять наступает весна. Морена -- воплощение смерти, сама
Такой смерти избегнуть не могла.
Считалось также, что смерть Смерти (Морены) можно было
Ускорить с помощью огня и света и в конечном счете победить.
Люди всегда старались участвовать в этой космической битве
Жизни и смерти, света и тьмы, добра и зла. Древние магические
Обряды, сопровождавшие народные праздники, -- лучшее тому
Свидетельство. Один из самых древних, красочных и сохранившийся
Поиск по сайту:
|