Просветителям. Точно так же творческие акты в познании,
Открытия, результаты художественного поиска характеризуются
емкими словами -- "озарение", "вспышка".
Само слово "свет" древнейшего происхождения и восходит
Вместе с аналогичными понятиями других индоевропейских языков к
санскритскому слову "зeta" (читается и произносится как
"шьвета") и означает "белый", "светлый", "блестящий", отсюда и
русское слово "цвет".
Такая поливариантность значений понятия "свет" и
Множественность разнокоренных слов, приведших к своеобразной
лексической "цепной реакции", объясняются той объективной
Обобщающе-смысловой ролью, которую всегда играл свет в жизни
Людей. Любая единичная вещь или группа предметов воспринимается
Как нечто обособленное, отдельно взятое. И только свет (как,
Впрочем, и тьма) является таким безлико-всеобщим началом,
Которое мгновенно охватывает, обволакивает, объемлет весь
Вещный мир, представая в виде естественной, доступной каждому,
Хотя и неизведанной природной стихии. О древности и значимости
понятия "свет" для народного миросозерцания свидетельствует
также поговорка -- клятва со следами заклинания: "Чтоб мне
свету белого не видеть!"
Наряду с общеиндоевропейскими корнями и словами "свет" и
"бел" в русском языке глубоко укоренилась еще одна близкая по
смыслу лексическая основа -- "яс", в первозданном виде
присутствующая в словах "ясный" и "ясень". Понятие "ясный"
имеет двоякое значение: 1) "чистый", 2) "понятный" и восходит к
санскритскому слову yaas -- блеск (ср.: укр. "яскорка"
-- "искорка"). В процессе языкового развития корень "йас"
("яс") трансформировался в "ас" и "ес". В этих обличиях он
встречается в таких, к примеру, архаичных словах, как "есень"
("осень") -- откуда фамилия Есенин; яство ("пища"),
этимологически связанное с глаголом "есть" ("кушать"). Одно из
названий "ячменя" -- "ясмень" (откуда: "ясничек" -- ячменный
хлеб, и "ясник" -- ячменное вино).
Не меньший интерес представляет смысловая нагрузка,
которую носил корень "яс" на разных исторических этапах. Прежде
Всего обращает на себя внимание устойчивое сочетание
прилагательного "ясный" с существительным "сокол",
символизирующим издревле Солнечное светило. "Ясный сокол" -- не
Просто поэтический образ, в нем закодированы древнейшие
Представления и о Солнце, и о Солнцебогах, и о магической связи
Людей с космическими законами. В сказках и былинах ясный сокол
-- оборотная ипостась героев, приобщающая их к иному --
Неземному и нечеловеческому -- миру: на оборотничестве
Построены сказки о Финисте Ясном соколе (или, как она
оригинально именуется в варианте, записанном И.А.Худяковым в
Рязанской губернии, сказка о Фенисто-ясно-сокол-перышке), а
Также былина о Вольге (Волхе Всеславьевиче).
Одно из древних названий сокола -- "ясмен" (см. "Толковый
словарь живого великорусского языка" Владимира Даля). Корень
"яс" входит и в название "ястреб" -- другого рода хищных птиц,
По виду наиболее близких к соколам и в древности, видимо,
Понятийно объединявшихся. Общеиндоевропейский корень
"yas" обнаруживается в словах "асы" -- древнегерманские
Боги, Ясна -- главная часть Авесты, ясы -- древнерусское
Название осетии, Яссы -- название города в Румынии на
Территории, где пересекались исторические пути славянских и
Романских народов -- двух ветвей некогда единого
Индоевропейского пранарода. Наконец, отзвуки древнего
Космического миропредставления слышатся в исконно народном
понятии "ясочка" -- звездочка.
Имелись и другие Божества, чьи светозарные функции ставят
Их в один ряд Светобогов. Их соподчинение в настоящее время
Поиск по сайту:
|