В основных чертах доныне праздник Ивана Купалы еще сравнительно
Недавно сопровождался изготовлением соломенного наряженного
Чучела, которое так и нарекалось -- Мореною. Морена сжигалась в
Священных купальских кострах, через которые обязаны были
Перескочить все участники купальского праздника. Чем выше
Прыжок (чем ближе к небесно-космическим высотам), тем
Действеннее сила огня, передаваемая человеку и оберегающая его
От смерти, болезни, нечистой силы и прочих напастей. В ряде
Областей Морена заменялась деревом Марины, вокруг которого
Совершались купальские обряды. То, что пугающее и не для всех
Знакомое имя Морены переиначивалось на более знакомую Марину, в
Порядке вещей. Но при этом Марина не утрачивала своей
Злокозненной и смертоносной сущности, о чем, кстати,
Свидетельствуют былина о Добрыне Никитиче и злой девке Маринке
(ранее бывшей, скорее всего, Мореною).
Иванов день -- праздник огня и Солнца. Июль -- макушка
Лета -- в старину именовался кресник (по имени огня -- Крес).
Сам же праздник Ивана Купалы посвящен летнему солнцевороту,
Когда Солнечное Колесо-Коло, достигнув высшей точки на небе,
начинает "обратный путь". По сути своей это -- праздник
Космический, ибо связан с астрологическими закономерностями --
Движением Земли и Солнца, обуславливающих в конечном счете
Смену времен года.
Астрально-космическое содержание купальских обрядов
Обусловлено также и тем, что огонь священных костров необходимо
Было получить животворящим способом, то есть путем магического
Приобщения к солнечно-космической энергии, а сами костры
Предпочтительно было разжигать на возвышенностях, горах или
Курганах, то есть как можно более приближенно к миру небесному.
По свидетельству очевидцев, купальские огни, зажигаемые в
Иванову ночь на Карпатах и Судетах в Польше и Чехии,
Представляют великолепное и торжественное зрелище на
Пространстве в несколько сот верст26.
Христианство приспособилось к древнейшему языческому
Празднику, связав его с именем Иоанна Крестителя (отсюда Иванов
день). Однако второе имя -- Купало (рис. 103) --
Никакого отношения к христианству не имеет. В имени Купало --
Два пласта: более поздний, связанный с водной стихией и словом
"купать(ся)", и более древний, первичный, связанный с
огненно-световой стихией и словом "купава", что означает "белый
(цветок)", а "белый" в древнерусском представлении -- синоним
Света.
В восточноевропейских средневековых документах,
Относящихся к запретам празднования Иванова (Янова) дня у чехов
И словаков есть прямые указания на то, что почитание огня и
Костров неотделимо от культа общеславянского бога Световита
(Свановита)27, о котором уже говорилось.
С Мореною-смертью, с Мореною-мороком (ночью) связаны и
Светлые солнечные праздники встречи Весны. Здесь ненавистнице
Жизни также уготавливается сжигание. В весенних календарных
Обрядах Морена выступает еще в одном своем смертоносном обличии
-- в виде зимы, мороза. Древнерусская форма слова "мороз" --
"мразъ", от него более широкое понятие -- "мразь" -- не только
в смысле "мерзости" -- слово того же корня -- но и в смысле
природно-погодной характеристики (ср. "изморозь", "моросить").
Сжигание Морены в виде соломенного чучела происходило и на
Масленицу. Древние языческие корни этого буйного и веселого
Праздника не только в огненном действе, но и в массовом
Поедании блинов, символизировавших Солнце: тем самым кажный
Человек как бы приобщает себя к солярной природе, часть которой
Он просто-таки физическим образом растворял в себе. Во время
Огненных действ существовал также обычай (неповсеместный)
Катать зажженные колеса, которые также символизировали горящее
Солнце.
Соломенные и деревянные чучела, олицетворяющие древних
Славянорусских Богов, сжигались и в процессе других народных
Праздников. К наиболее известным относятся праздники Костромы
(женское воплощение плодородия) и Ярилы (мужское воплощение
Плодородия). Оба праздника связаны с весенним пробуждением,
Поиск по сайту:
|