Сокровенным смыслом. Например, в индуистской традиции --
Наследнице ведийских верований -- насчитывается 108 сакральных
Имен Солнца, обозначающих обособленную астрально-космическую
Сущность14. Аналогичная ситуация наблюдается и в других
Архаичных культурах -- варьируется лишь общее количество Солнц.
Так, по древнекитайским мифам, первоначально существовало 10
Солнц, 9 из них впоследствии поразил из лука Великий Стрелок И
(что, возможно, символизировало победу новой идеологии над
Старой).
Таково представление, получившее отражение в письменной,
Достаточно поздней традиции. А еще раньше предки древних
Китайцев, как, впрочем, и многих других народов, считали, что
Солнц вообще-то ровно столько, сколько наступает дней, то есть
Каждый день восходит новое Солнце. В китайском языке даже для
обозначения разных понятий "день" и "Солнце" используется одно
и то же слово "жи". В древнеегипетском письме идеограмма,
означающая "Солнце", также служит одновременно и для
обозначения "дня".
Отсюда вытекает, между прочим, что исчисление суточного
времени можно вести не только в "днях", но и в "солнцах", и
вместо привычного по нынешним меркам утверждения: "прошло
столько-то дней" -- вполне можно сказать: "прошло столько-то
солнц". Эти-то солнце-дни, по-видимому, и запечатлены в так
Называемом ромбическом орнаменте. Встречающиеся повсеместно как
На древней керамике, так и на современных вышивках ромбические
Сетки с точкой внутри каждого ромбика, скорее всего, есть
Солярно-календарные знаки, а вовсе не картина засеянного поля,
Как это видится некоторым современным исследователям.
Причин, объясняющих такое представление, несколько.
Во-первых, объективно единое и единственное светило обретало
Множественность в зависимости от своего суточного и годичного
Поведения. Считалось, что зимнее Солнце не тождественно
Весеннему и, соответственно, летнему, что у дневного Солнца
Есть ночной двойник, который светит под землей, когда первое
скрывается за горизонтом (рис. 96). Нетождественными считались
Также утренняя и вечерняя Зори, утренняя и вечерняя звезды
(Венера). Полная Луна и Месяц в большинстве древних
Мировоззрений также считались разными светилами.
Во-вторых, уместно предположить, что в условиях
Непрерывного распада и обособления родоплеменных общностей
Каждая из вновь образованных кланово-этнических единиц
Предпочитала внести элемент особенности и неповторимости
Применительно к своему верховному Божеству, дабы и объект
Поклонения был бы не таким, как у соседей-соперников. Отсюда
Испокон веков на разных территориях и в разных храмах или
Святилищах у одного и того же Божества (в том числе и у Солнца)
Были различные эпитеты, со временем превращавшиеся в
Самостоятельные имена.
Христианство, которое пришло на Русскую землю тысячу лет
Тому назад, застало здесь веру в разных языческих Солнцебогов.
Главными из них были три -- Дажьбог, Хорс и собственно Солнце,
Которое в ряде местностей сближалось с Ярилой, а на Севере -- с
Колой. Представление о трех Солнцах было настолько стойким и
Обыденным, что проникло даже в церковную литературу. В
знаменитом "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона
(сер. XI в.) говорится о свете Тресолнечного Божества, а
В одной из богослужебных миней того же времени оно именуется
Тресветлым Тресолнцем. Но вернемся к дохристианской
Эпохе.
Дажьбог (рис. 97) -- сын Сварога, поэтому иногда
Именуется просто Сварожич. По смыслу и этимологии он -- Бог
Дающий, Дарующий. Славянское имя его восходит к санскритскому
da ("дающий", "наделяющий"). Русские летописцы
Совершенно справедливо отождествляли его с эллинским Богом
Солнца -- Гелиосом. "Слово о полку Игореве" называет
Дажьбожьими внуками всех русских людей.
Что касается второго Бога солнечного пантеона --
Хорса, то здесь прослеживаются более глубокие и
Неожиданные связи. Об этом уже говорилось в 1-й части, где на
Примере развития и распространения тотема сокола была
Поиск по сайту:
|