Продемонстрирована прямая этимологическая и культурологическая
Связь между древнерусским и древнеегипетским Солнечными
Божествами -- Хорсом и Хором (Гором).
Само имя Хорс на первый взгляд представляется непривычным
И даже чужеродным для русского языка. Но это не так. Лежащий в
основе имени Бога корень прочно прижился в современном языке:
"хорошо", "хоромы" (производное слово -- "храм"), "хоробрый"
("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорониться", "хорохориться"
И др. Тот же корень входит также в название южнославянского
Народа хорваты, которые переселились на Балканы уже в новую
Эру. Аналогичным образом словенцы, находившиеся в составе
Австро-Венгрии, именовались хорутанами. В честь Солнца бога и
Хорса наименован древнерусский крымский город -- Хорсунь
(Корсунь). Греки называли его Херсонес, отталкиваясь,
По-видимому, от исконно русского наименования, хотя корень
"херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя
Бога Гермеса -- Hermes). Более того, он уходит в глубь
Доиндоевропейского прошлого и обнаруживается хотя бы в
Семитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой
Моисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте
Явился Бог, -- именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) -- по
Названию нагорья в Синае, а, по мнению некоторых
Богословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай (см.
Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовой
Летописи, что имя одного из трех братьев -- легендарных
Основателей Киева -- тоже было Хорив. Удивительное это
Совпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основе
Созвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот
же доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий
К общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий,
относящихся к Солнцу, свету и благу ("хорошо!"). Потому-то
Данная корневая основа так часто встречается в теонимах
Различных религий и культур. Помимо вышеупомянутых, можно также
Вспомнить этрусскую Богиню Хорту (и этрусский город того же
Названия)15.
К этому же этимологическому гнезду относятся слова с
корнем "хар" (с учетом чередования гласных "о" и "а"). Вспомним
Харит -- благодетельных древнегреческих Богинь милости и добра,
Дочерей Солнцебога Гелиоса (вот он искомый солнечный смысл).
Того же корня устаревшее русское слово "харный", "гарный" (см.:
украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый". Строго
говоря, по своему происхождению слова "хороший" и "харный"
однокоренные. Отсюда же слова "ухарь" и "харя" с диаметрально
Противоположными смыслами (последнее первоначально не имело
ругательного смысла и означало "маску", "личину"). К этому же
этимологическому гнезду, возможно, относятся слова "харчи",
"характер", а также название города Харьков, причем вполне
Допустимо, что вторая его часть в украинском произнесении
Харь-кiв образована, как и название Киева, от имени
Древнерусского князя -- Кия.
Классический обрядовый танец -- хоровод (у болгар он
называется "хоро", у румын -- "хора") имитирует солнечный круг
И в старину несомненно был связан с поклонением Солнцу. Что
Касается происхождения имени Хорс и соответствующей лексической
Основы, то их нетрудно установить путем сопоставления с
Соответствующими санскритскими словами. Аналогичный корень
фигурирует в новоперсидских словах, означающих "сияющее солнце"
и "петух". Персидское обозначение обожествленного сияющего
Солнца -- Xur-et. По сообщению Плиния, скифы персов
Именовали хорсарами (Chorsaros). Отсюда же и
Ираноязычные названия Хоросан, Хорог, Хорезм. Этот
Топонимический ряд может быть продолжен и в других
Пространственно-временных измерениях: достаточно вспомнить
Название столицы древнего тангутского государства -- Хара-Хото,
Разрушенной дотла Чинзгисханом, или манчжуро-китайский город
Поиск по сайту:
|