Рынок мебельных изделий характеризуется определенными особенностями:
а) компании, действующие в рассматриваемой отрасли, специализируются на своем, достаточно узком, ассортименте продукции;
б) компании-производители действуют каждый на своем рыночном сегменте и имеют свои группы покупателей;
в) выпускаемая предприятиями аналогичная продукция, имеет отличие по таким параметрам, как дизайн, форма, цвет и ориентирована на удовлетворение различных специфических нужд конкретных потребителей.
Сложившаяся рыночная коньюктура характеризуется тем, что основным определяющим фактором ее состояния является устойчивый рост спроса на мебель (мебельные комплектующие) отечественных производителей. В целом, сектор российского рынка мебели (мебельных комплектующих), удовлетворяемый за счет отечественных производителей, является быстрорастущим, причем темпы роста его емкости оцениваются не менее 20 – 30 % в год.
Уровень цен на мебель (мебельные комплектующие) зависит от вида выпускаемой продукции. Одной из составляющих стоимости зарубежной мебели (мебельных комплектующих) является размер ввозной таможенной пошлины, который в зависимости от упаковочного материала (бумага или картон) составляет от 5 % до 15 % таможенной стоимости товара. В этой связи, а также учитывая транспортные расходы и более дорогую стоимость рабочей силы, цена импортной продукции практически вдвое дороже изготавливаемой на российских предприятиях.
Стоимость за единицу продукции, производимой фирмой ООО «Димате-Пром», составляет (табл.1):
№ п /п Наименование продукции Цена за единицу, руб.
1 Столешница профиль U, L 1000 – 4000
2 Стеновая панель 1500 – 3500
3 Фасадное полотно профиль L, 2L 500 – 3000
4 Столешница профиль 2U, 2L 2000 – 5000
5 Элемент столешницы угловой 1000 – 2500
Табл. 1 Стоимость единицы продукции, руб.
Стоимость единицы продукции зависит от:
- формата и толщины используемого ДСП, ДВП и т.п.;
- наименования, формата и толщины пластикового ламината, используемого для изготовления конкретной детали;
- размеров изготавливаемой детали;
- используемой кромки, необходимой для кромления детали (ПВХ, меламиновая, акриловая).
В настоящее время объемы приобретаемой мебели (мебельных комплектующих) в России составляют около 25 – 30 % европейского уровня, в связи, с чем имеются большие перспективы развития рынка мебельной отрасли. Россия имеет огромный рынок мебели, связанный с ее большой территорией. Успешное решение существующих проблем развития мебельной индустрии приведет к существенному росту объемов продукции, реализуемых на внутреннем и внешнем товарных рынках. В настоящее время на душу населения в России приходится только около 40 % от величины среднемирового уровня «потребления» мебели (мебельных комплектующих). При соответствующем подъеме экономики можно прогнозировать хотя бы трехкратное увеличение объема рынка. Государство заинтересовано в повышении уровня собираемости налогов и должно создать условия для развития всех составляющих мебельной отрасли, наметить приоритетные направления и стимулировать их. Тогда можно будет прогнозировать увеличение российского рынка мебели и, как следствие, увеличение занятости, развитие новых наукоемких технологий, рост профессионализма кадров. Также можно отметить, что по сравнению с российским, западный рынок мебели развивается значительно более скромными темпами (около 4 – 6% в год).
Анализ потребителей
Клиенту, порой впервые столкнувшись с проблемой выбора и покупки мебели (мебельных комплектующих), трудно сделать выбор. В дело вступает интенсивность рекламы, профессионализм менеджеров фирмы - посредника, или просто метод «тыка». Порой выбор оказывается не вполне удачным, и драка за недовольного клиента возобновляется с новой силой.
Дополнительный накал страстей обеспечивает относительная близость крупных мебельных магазинов.
Теперь проанализируем основных потребителей продукции фирмы ООО «Димате-Пром». В процессе работы фирмы было проведено исследование потенциальных потребителей с целью выявления их запросов и пожеланий.
Исследование проводилось в форме анкетирования.
Исследование показало, что основная масса покупателей мебели (мебельных комплектующих) – люди в возрасте от 25 – 45 лет. Их удельный вес 81 % (рис. 4 прил. 2).
Анализ доходов основной группы потенциальных покупателей показал, что средний доход по возрастным группам основных потребителей составил: (рис. 5 прил. 3).
Исходя из этого ООО «Димате-Пром» ориентируется на клиентов в возрасте от 20 до 40 лет.
Сегментация покупателей по половому признаку выявило следующую картину: основной контингент покупателей мужчины, но женщины составляют 45 % среди всех покупателей (рис. 6).
Рис. 6 Сегментация по половому признаку
Проведенное исследование позволило также провести сегментацию потенциальных клиентов: (табл. 2 прил. 4)
Таким образом, основной состав потребителей - люди в возрасте от 25 - 40, от которых будут поступать заказы на изготовление мебели (мебельных комплектующих) в среднем 1 – 2 раза в месяц.
Конкурентная ситуация
В целом, основными факторами конкуренции в области мебели, определяющими спрос на российском рынке со стороны потребителей, являются:
а) качество продукции
б) сервис поставок мебели
в) цена мебели
Именно указанные критерии наиболее актуальны на целевом рынке и именно они объясняют то (особенно до финансового кризиса 1998 г.), что российские потребители отдавали предпочтение продукции зарубежных фирм. В период после произошедшего в стране кризиса, цена мебели стала наиболее значимым для потребителя фактором. В целом, рост объемов продаж готовой продукции конкретного производителя напрямую зависит от оптимального соотношения указанных показателей.
Сравнивая темпы роста российского рынка с западным, следует отметить, что Россия становится объектом повышенного внимания и проникновения со стороны не только крупных, но и не выдерживающих у себя конкуренции небольших зарубежных мебельных компаний. Необходимо признать тот факт, что все иностранные компании, серьезно заинтересованные в российском рынке мебели, так или иначе уже присутствуют в РФ.
Анализ конкурентов ООО «Димате-Пром» позволяет сделать вывод, что фирма работает в жестких конкурентных условиях и у нее достаточное количество конкурентов.
К сожалению, не имея возможности располагать реальными финансовыми данными о состоянии дел конкурентов (коммерческая тайна), можно построить только довольно приблизительную схему сегментации Московского рынка мебели (рис 7).
Рис. 7 Сегментация рынка
ООО «Димате-Пром» относится к первой группе, которая имеет имеет 35 % Московского рынка. Свою долю ООО «Димате-Пром» оценивает в этом сегменте по самым пессимистичным вариантам оценки в 3 – 4 %.
Картина весьма условна, но, в принципе понятно, из чего и каким образом она складывается. Так называемые «мелкие фирмы» распространившись по всей Москве и Подмосковью смогли занять достаточно большой кусок рынка.
Сказать в каком из сегментов конкуренция наиболее острая, довольно затруднительно, потому что рынок все-таки один, и все дерутся практически за одного и того же клиента. Крупные заказы весьма выгодны, но большие фирмы, порой не отказываются и от не больших партий мебели. А маленькие фирмы, сбивая цены, готовы браться за крупных клиентов, получая прибыль, которая большим фирмам кажется совсем мизерной. Если проводить сегментацию рынка и определять долю фирмы «Димате-Пром» на рынке по сравнению с ближайшими конкурентами, то можно воспользоваться данными исследования, которое провело группа маркетинга фирмы – посредника, через которую ООО «Димате-Пром» реализует свою продукцию, при изучении конкурентной среды. На основе полученных данных можно составить следующую таблицу (оценки поставлены от 1 до 3, 1 – слабо конкурентное преимущество 3 – максимально высокое конкурентное преимущество) (табл. 3):
Показатель
"Димате-Пром"
"Электрогорскмебель"
"Элегия"
"Москомплект"
Условия работы фирмы
Наличие доставки
Наличие скидок
Информация о товарах
Фирменный стиль
Внешний вид и оформление фирмы
Наличие информации о поставщиках материалов для производства
Гарантия на товар
Возможность обмена товара
Дополнительные услуги
Наличие внешней рекламы
Удобство подъездных путей
Качество рекламы о фирме
Отзывы покупателей
Всего баллов
Итого в среднем
2.500
2.286
1.429
1.929
Табл. 3 Анализ конкурентов фирмы «Димате-Пром»
Данные расчета конкурентных преимуществ показывают, что по данной группе показателей ООО «Димате-Пром» имеет самое высокое значение – 35 баллов или среднее значение – 2,5, в то время как самый ближайший конкурент ООО «Электрогорскмебель» только 32 балла или 2,29 – среднее значение.
Таким образом, ООО «Димате-Пром» имеет устойчивое положение на рынке.