Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие Р и фонематического слуха как сенсорной основы правильной Р..



Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух – способность ориентиро-ваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух – способность слышать и анализировать звуки Р. (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков Р., слогов и слов.
Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) х-ризуется своим набором фонематических признаков, кот. создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков Р., кот. позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие – как несущественные для данного языка.
В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мэка-мукб) и смена согласных по их глухоте- звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

.Рече­вой слух – включает в себя способ­ность к слуховому вниманию и пони­манию слов, умение воспринимать и различать разные качества Р..Работа по разв. слухового восприятия напр. на обучение д. прислу­шиваться к различным звучаниям, переключать внимание с одного пред­мета на другой, устанавливать место звучания звука, определять какому предмету принадле­жит звук. Работа поформ. реч. слуха проводится во всех возрастных гр.. Большое место занимают дидакт. игры на разви­тие слух.внима­ния. Игры: «где по­звали?», « В мл.гр. в играх, кот. проводят на речевых зан.х исполь­зуются муз. инстру­менты и озвучива­ются игрушки, чтоб д. приучались различать силу и х-р звука. Ср. гр. – пора совершен­ствования слухо­вого восприятия. В ряде игр ставится задача повышенной слож­ности – из слов, на слух выделять те, в которых есть заданный звук. В ст. гр. продол­жают совершенствование Р слуха:д. учатся выделять и опреде­лять различные компоненты Р. (интонацию, высоту и силу голоса), д. сначала знакомят с выделением в Р. предложений, а так же слов в предложениях. Затем приступают к звуковому анализу слова. Важно при­учать д. к Р. ср. тона, без лишних остановок. В мл.гр. воспита­тель в основном воздействует на речь д. в их повседневной жизни в игро­вых ситуациях, при чтении худ. про­изв. В ст. гр. проводят тренировочные упр..

Форм. фонематического слуха
Фонематический слух формируется у реб. в процессе его обучения пониманию устной Р. как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной Р., письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у д. к недоразв. всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход форм. родного языка. Речевой, или систематизированный слух – весьма сложное обр.. Существуют два уровня восприятия звукового состава Р.. Один из них х-ризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам, т.е. речевой квалификации этих звуков. Когда же стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам Р. (буквам или категориям), то в этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, на уровне квалификации звуков.
Звуки Р. – это особые сложные О, присущие только человеку. Они вырабатываются у реб. в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), кот. управляются центральной нервной системой.

35. Речевая х-ристика как начальный момент работы, содержание и методика ее составления.

Речевая хар-ка как начальный момент работы, содержание и методика ее составления.

Реч. хар-ка составляется 2 раза в год, либо на группу либо на каждого реб.. Составляется таблица:

ФИО/дата Шип ш, ж,ч,ц Свис. з,с Сенсорные р.,л Примечание
  - +    
  с н    

С-заменяем.

Н-неустойчив.

Детям предлагаются картинки, если звук звонкий не менее 2-х картинок, если глухой-3 картинки.

Попутно можно определить разв. Р., слов. запас.

Для контроля за развитием Р. в соотв. сущ. осн. напр. диагн 1-при изучении интеллект. деят-ти как как одного из показателей умственного раз., 2-исслед. собств. Р. во всех аспектах(фонет, лексич., синтакс.)

Принципы организации и проведения диагностики: 1-комплексность и системность(недостаток выборочно,не выявл. общая картина)2-изучение разных сторон Р. в единстве и взаимосвязях 3-рассмотрение Р. в единствес познанием и общением ребен.4-един. задач диагностики с критер. Результатов с позиций речевых новообразований для данного периода раз. Р. 5 -мотивированность 6-компактность

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.