Х-ристика методов и приемов раз. Р.. Метод раз. Р. определяется как способ деятельности пед. и д., обеспечивающий форм. речевых навыков и умений. Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Наглядные методы используются в ду чаще. Применяются как непосред-ственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рас-сматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания Р. и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредован-ные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фото-графий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, раз. обобщающей функции слова, обучения связной Р.. Словесные методы в ду применяются реже: это чтение и рассказывание худо-жественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая Б., рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматри-вание иллюстраций, поскольку возраст-ные особенности маленьких д. и природа самого слова требуют нагляд-ностью. К практическим методам относятся различные дид. игры, игры-драматизации, инсценировки, дид. упр., пластические этюды, хороводные игры. Методические приемы-3 осн. группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской Р., вопрос. Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же Р элемента с целью его запоминания. Объяснение — раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Оценка детской Р. — мотивированное суждение о речевом высказывании реб., х-ризующее качество выполнения речевой деятельности. Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, п. положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
11. Общение как важнейшее условие раз. Р. д. раннего и Д возр..
Без р. общ. чел. существо не может стать полноценным чел-ом. М.И. Лисина выделяет четыре формы о.: ситуативно-личностная (2-6 мес.)- чтобы удержать взрослого возле себя, реб. улыбается, проявляет двигат. оживление, вокализацию, д. подолгу сосред. вним. на артикуляции и мимике говорящего человека, подражание Р. взрослых – с воспр. её интонационной стороны, затем воспр. ритмической и позже звуковой стороны Р., ситуативно-деловая (.6 мес. – 3 г.) развитие реч. контактов со взрослым, реб. вслушивается в р. и сам начинает воспр. некот. слова. Р. приобретает диалог. хар-р, диалог. форма тесно переплетается с деятельностью, р. состоит из простых коротких предл., лексика связана с конкр. предметом, ситуацией, местоимение – указательный жест, глагол – предметное действие; внеситуативно-познавательная (3-5 лет) усложнение р., лексика освоб. от привязки к определённой конкр. сит., увелич. кол-во прилагат., глаголов, с 4 лет появляется косвенная речь; внеситуативно-личностная -активно беседуют со сверстниками, со взрослыми о том, что происходит между людьми, раздумывая над действиями своими и других людей употреб. сложноподч. предложения, косвенную и прямую речь.
Развитие Р. во всех формах происходит в общении со взрослыми и д.. Под влиянием и по инициативе взрослого происходит переход от одной формы к другой.
Особенности общения со сверстниками (на 3-м г.): 1. Яркая эмоциональная насыщенность. 2. Нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких норм и правил. 3. Преобладание инициативных высказываний над ответными. 4. Общение д. друг с другом значительно богаче по своему назначению и функциям.
Со взрослыми – учится говорить, поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивает новые знания. С д. – учится выражать себя, управлять др. людьми, вступать в разнообр. отношения.