Для самостоятельного словоО важно, чтобы д. хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать д. знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей Р., обогащать смысловую сторону грамматических средств. В процессе словоО простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, реб. должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание д. на способ О слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки О слов по аналогии.В младшем дошкольном возрасте д. усваивают способы словоО сущ. с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некот. способы О глаголов с приставками.Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жереб. и др.), воспитатель учит д. образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у лисы – лисенок.Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Реб. отвечает: «А у меня котята».Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.В младшей группе д. также учат образованию глаголов разными способами.Обр. глаголов от звукоподражательных слов, Обр. глаголов при помощи приставок: ходить – заходить – уходить – приходить; вошел – вышел, пришел – ушел. Знакомство д. со способами О глаголов осуществляется в дидактических играхВ среднем дошкольном возрасте проводится работа по обуч. разным способам О слов, относящихся к разным частям Р..Д. учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.В средней группе проводятся зан. по форм. навыка О названий посуды суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом -ниц (сухарница, хлебница), но есть и другие, кот. тоже обозначают посуду, но звучат не так – солонка, масленка (суффиксы -онк, -ёял:), чайник, кофейник (с суффиксом -ник).Более сложная задача – обр. названий профессий от разных частей Р. с помощью суффиксов, приставок и других средств. Реб. учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими.Одна из задач – научить д. разным способам О степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те(синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый – чище – более чистый.Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упр. (5 – 6 мин):· на обр. прилагательных от основ сущ.:· на употребление суффиксов сущ. мужского и женского рода:· на обр. притяжательных прилагательных (знач. ринадлежности):
32. Особенности освоения д. Д возр. звуковойкультуры Р..
Овлад. д. культ. р. имеет свои законом.: усвоение языка начинается когда он становится средством общ. (понимают слова взрослых и произносят самост.). Раннее понимание слов – понимание ритмично-мелодической структуры слова или фразы, фонематич. состав слова не воспринимается. Швачкин установил, что реб. оказывается способным усваивать звук. сторону р. в опред. послед-ти: 1. Интонация (4-6 мес.) 2. Ритм (6-12 мес.) 3. Звук. состав слова (после 1 года)
Овладение звуками Р. – совместная деятельность слухового и рече-двигательного аппаратов. Вначале д. усваивают те звуки, кот. хорошо слышатся и легче произносятся.
Порядок овладения согласными: 1. Губные раньше язычных. 2. Тв. губ. раньше мяг. губ.. 3. Мяг. зубные раньше тв. зубных. 4. Смычные раньше щелевых. 5. Свист. раньше шип.
Хар-ая особ-ть усвоения – неуст-сть артикуляции при произнош.. Правильный вид – не сразу, а через промежуточные переходные зв. (С-СЬ-Ш).
Хар-е особен. фонетич. стороны Р. (Алексеева): 1.Мл. д. в.: недостат. ясное и чистое по звучанию; общая смягчённость; вместо шип. – свист.; Р либо нет, либо Л, М, В, Й. Зв. замен. глух.. В многосложных словах пропускают или переставл. слоги. Сокращают слова. Переставление зв.. Разный темп. Не всегда выразительно. Выдох – 3-5 сек..
2.Ср. д. в.: исчезает смягчение согл., появл. шипящие, неустойчивость произн. (слова – то правильно, то непр.). Произносят Р, но не владеют им прочно. Нестабильность громкости и темпа. Выдох – 7 секунд (5 слов).
3. Ст. д. в.: большинство произн. все зв.; редко орфоэпич. ошибки; хорошо различают зв. на слух; умеренная громкость. Выдох – 8 секунд. Может наблюдаться неправ. расстановка ударений, проглат. согласных, окончаний, невнятность в произношении.
33.Задачи и содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого звуко- и словопроизношения в разных возрастных гр..
Организация работы, занятий:
Мл. гр.: в форме дидакт. и. с игрушками, рассказы-драматиз. с игр-ми, рассказы пед. с включением высказываний д., хоровые ответы, игры с элем. движ. и звукоподр. используют, когда д. овладеют двигат. навыками.
Ср. в.: игровых приёмов недостат.. Несложные объяснения, артикуляции зв., отработка зв. предусматривает виды работы: Подготовка органов артикул. аппарата; уточнение произнош. изолированного звука (Р, РА, ИР, ОР, УР); выработка умений выделять зв., отличать его от другого; закрепление правильного произнош. зв. во фразовой Р..
Ст. в.: наиб. эффективный приём – показ артикуляции звуков, который сопровождается объяснением