Место дисциплины «Т и М разв. Р. д. дошк. возр.» в системе подготовки спец. по дош. обр.
Методика РРкак учебная дисциплина стоит в кругу тех дисциплин, кот. составляют основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошк. профиля. Профессиональная подготовка специалистов включает усвоение теории Р. детской Р. и овладение умениями управлять процессом РР и Р общения. Оперирование основными понятиями курса, понимание особ. Р. реб., реальных пед. ситуаций, применение теоретических знаний на практике составляют основу формирования пед. мышления специалиста. Содержание курса в педучилище, колледже, вузе определяется квалификацией будущих специалистов и уровнем подготовки выпускников. Различают уровни профессиональной подготовки фактологический (практический), теоретический и рефлективный. Первый предполагает овладение определенным запасом ЗУ ориентироваться во всей эмпирической базе своей профессии. Второй связан с усвоением знаний о принципах функционирования объектов, третий требует знаний о происхождении этих принципов, осознания проблем, кот. стоят перед изучаемой дисциплиной. Практическая готовность имеет много общего на всех ступенях образования и включает в себя комплекс профессиональных умений организовывать дидактическое общение, применяя разнообразные и эффективные способы пед. воздействия и взаимодействия с детьми с целью добиться позитивных результатов в обучении Р. и воспитании детей.
2. Предмет методики раз. Р. д.. Задачи и содержание методики как научной дисциплины.
Методика раз. Р. д. Д возр. входит в состав пед. наук.
Предметом ее изучения является процесс овладения д. родной речью и навыками Р общения в условиях целенаправленного пед. воздействия. Она изучает закономерности пед.ической деятельности, направленной на форм. правильной устной Р. и навыков Р общения у д. Д возр..Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения д. родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной Р.;
в) определение принципов и методов обучения.
Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами: 1)чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить д. в процессе обучения); 2) как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для раз. Р.); 3) почему так, а не иначе (обоснование методики раз. Р.).
Методика раз. Р. как учебная дисциплина стоит в кругу тех дисциплин, кот. составляют основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста Д профиля. Это объясняется социальной значимостью Р., ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности.
Философские основы теории раз. Р.. Учение о языке и мышлении.
К фил. относ. след. вопр.:
а)вопр. происх. языка
б)вопр. связи языка и мышл.
в)историчность языка
г)язык как ср-во общен. в гос-ве
а) сущ. 2 точки зр. на происх.языка: язык идеален или выработан самим нар.; язык дан нам свыше божеств. силами. Язык выраб самим нар.(звукоподр. теория). Теория трудовых выкриков. Теория-договор. Считается наиб. научно обоснованной теория Энгельса «Роль труда в превр. обезьяны в чел.» Язык возник тогда когда когда обез. превр. в чел. способ. верт. походка, самост. изгот. орудий труда,с систем польз. ими. Одновр. разв. сознание и язык. Т.О. язык может разв. в чел. обществе, в общении с др. членами этого общества.
Р.Р. реб. можно только в общении со взр.
б) Мышление – отраж. объетив. реальн. Язык и сознание, мысль и слово тесно взаимосвяз.. Не может быть Р. без мышления, но не может быть мышл. без Р.. В Р. мысль не только форм. но и формир. Речь реб. нужно разв. в тесном взаимод. с познанием, с мышлением.
в) Речь- явл. истор. Язык притерп. измен. со врем. Быстрее всего меняется лексика. Грамматика мен. медленнее. Еще мед. мен. фонетика. Нужно учить д. совр. лит. языку., но при этом знакомить с фолькл. выраж., образными словами, кот. отраж. дух нар.
г) В Бел. – 2 гос. языка: рус. и бел. Эти 2 языка равноправные. Предусмотрено обуч. д. двум языкам. И рус. и бел. языки родные.
4. Психолингвистические основы раз. Р. д. Д возр..
Психолингвистикаопределяет речь как деятельность, включенная в общую систему человеческой деят. Как всякая деятельность, речь х-ризуется определенным мотивом, целью и сост. из последовательных действий. В результате правильного выполнения речевых операций формируется автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Также надо формировать коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива Р., а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения Р. и языку. Реб. усваивает от взрослого готовые речевые образцы, выделяет по аналогии грамматические конструкции, многократно их повторяет. Но реб. не только подражает, ну и строит свои высказывания.
5.Виды речевой деятельности.
К основным видам речевой деятельности относятся:
говорение (устное выражение мысли),
слушание(восприятие Р. на слух и ее понимание),
письмо (графическое, письменное выражение мысли) и
чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной Р.); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.