У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива Р., а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения Р. и языку. Следует позаботиться о мотивации Р. детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации Р. означает, что у реб. есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь реб.. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Еще одна сторона коммуникативно-деятельностного подхода к Р. заключается в том, что она всегда входит в какую-то другую – целиком теоретическую, интеллектуальную или практическую деятельность. В каждой из них она может использоваться по-разному. Для Р. Р. это означает, что оно происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности реб.. Следовательно, в методике нужно определить, с помощью каких приемов, при использовании каких языковых средств применительно к конкретным видам детской деятельности можно решить задачу совершенствования мыслительной, речевой и практической деятельности реб..
Цель и задачи раз. Р. в У Д О, их психолого-пед.ическое и лингвистическое обоснование.
В настоящее время, основной целью Р раз. д. Д возр. в ДУ являетсяформ. у них устной Р. и культуры Р общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Цель и задачи раз. Р. д. отражены в учебной программе дошк. образован. Из общей цели разв. Р. д. дошк. возр. вытекает ряд частных, спец. задач. К ним относятся: - развитие словаря,- воспитание звуковой культуры Р., -форм. грамматического строя Р.,- развитие связной Р. (диалогической (разговорной) и монологической),- форм. элементарного осознания явлений языка и Р.,- воспитание интереса и любви к художественному слову. Осн. задачи раз. Р. решаются на протяжении всего дошк. детства, при этом на каждом возрастном этапе осуществляется их постепенное усложнение. Форм. связности Р., развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач Р воспитания дошкольника. Содержание речевых задач определяется лингвистич. понятиями и психологич. особенностями овладения языком. Остановимся кратко на хар-ке каждой задачи. Именно в связной Р. реализуется основная функция языка и Р. – коммуникативная (общения). В ней проявл. все достижения реб. в овладении родным языком.1.Развитие словаря- овладение словарным запасом. Слова обознач. предм. и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. В словаре отражается содерж. Р.. Главное в разв. детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соотв. с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомл. с окруж. жизнью. Ее задачи и содерж. определ. с учетом познавательных возможностей д..2.Воспит. звуковой культуры Р.. -развитие фонематического слуха,- умение правильно произносить звуки, - умения пользоваться интонацией (громко-тихо), темп, дикция и т.д.
Содержание работы по разв. Р. в учебной программе Д О.
Речевое развитие воспитанника – это овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей. Представляет собой многоаспектный процесс, охватывающий различные линии психического раз. воспитанника: мышление, восприятие, воображение, память, а также его эмоциональную сферу. Процесс раз. Р. воспитанников направлен на:1форм. литературных норм родной Р., умения свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении разного типа высказываний;2форм. культуры общения, умения вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;3воспитание норм и правил Р этикета, умения пользоваться ими в зависимости от ситуации;4форм. элементарного осознания языковой действительности, языковых обобщений с целью самораз. Р. и подготовки к обуч. грамоте.В УДО предусматривается обучение воспитанников двум родным языкам – белорусскому и русскому. Содержание Р раз. воспитанника учитывает специфику русско-белорусского близкородственного двуязычия. Для большинства воспитанников первым (родным) языком, на котором они учатся говорить и мыслить, общаться с окружающими, является русский. Белорусский язык хронологически выступает для них вторым. В то же время белорусский язык осознается в обществе как родной язык, сохраняющий национально-культурную идентификацию.