Сотруднику необходимо провести тщательную оценку степени зависимости клиента с целью определения необходимого объема помощи. Для облегчения процесса одевания следует раскладывать одежду в той очередности, в какой ее будет надевать клиент.
Помните, что подопечных не следует торопить, т.к. выбранный темп является для них естественным в силу ограниченных возможностей.
Сотруднику необходимо выбрать наиболее удобный для подопечного и самого себя способ одевания и раздевания. Если клиент пострадал от паралича, сначала следует одеть неподвижную часть его тела. Сначала надевают рукав на больную руку, затем ворот рубашки набрасывают через голову, вводят здоровую руку в рукав, и, наконец, натягивают рубашку на спину. Если рука клиента прикреплена повязкой к груди, то при надевании рубашки через ее ворот, сначала проводятся свободная рука и голова. Рубашка оттягивается вниз, застегивается наверху у шеи, а пустой рукав прикрепляется спереди на груди, иначе он может застрять в простыне или между подушками, или за спиной, а при движении клиента повредит повязку.
Снятие рубашки тоже требует определенной ловкости и сноровки. Если у клиента болит одна сторона головы, шеи, груди или рука, необходимо сначала приподнять руку здоровой стороны и, снимая с нее рукав, в то же время оттягивать ее назад: тогда рубашка через голову клиента переводится на больную сторону и медленно, осторожно стягивается с больной руки. Если рука клиента в повязке, то не следует мучить его такими приемами; лучше распороть рукав по шву.
Если существует возможность приобрести специальную одежду, следует проинформировать об этом подопечных. Легко застегивающиеся вещи дадут клиентам возможность почувствовать себя более независимо и уверенно, чем в одежде на пуговицах или с застежками-молниями.
7.3. Помощь клиентам в процессе принятия пищи
Питание – одна из основных физиологических потребностей живого организма. С пищей человек получает такие, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма вещества, как: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, воду, витамины, микроэлементы.
Для организации питания клиентов в домашних условиях нужно определить:
Ø необходимое количество составных частей пищи (белков, жиров, углеводов и др.);
Ø соответствующий набор пищевых продуктов;
Ø характер кулинарной обработки продуктов;
Ø время, частоту и способы приема пищи.
В зависимости от характера заболевания соотношение белков, жиров, углеводов и набор пищевых продуктов могут изменяться. Это относится к количеству жидкости (около 1,5 литра) и поваренной соли (10 г), которое ограничивается при отеках, ожирении, повышенном артериальном давлении.
Первоначально сотрудник должен согласовать с клиентом необходимый объем помощи во время принятия пищи. Важно поощрять клиента к самостоятельности.
Сотруднику следует обеспечить привлекательный внешний вид и приятный запах пищи, хорошую сервировку, чистоту помещения и самому иметь опрятный вид. Перед кормлением необходимо вымыть руки клиенту и помочь принять ему удобное положение.
В процессе оказания помощи клиенту в принятии пищи сотруднику следует поддерживать постоянный контакт, задавая уточняющие вопросы относительно:
- выбора блюд и напитков;
- количества принимаемой пищи;
- темпа питания;
- комфорта;
- вкусовых ощущений и др.
Для клиентов со слабым зрением прочитайте меню, с целью обеспечения возможности выбора блюд.
Приспособления для приема пищи
Существует несколько типов приспособлений для принятия пищи в зависимости от типа инвалидности (например, набор специальной посуды). В случае, если подопечному требуется помощь в принятии пищи, сотруднику следует принять правильное положение – расположиться напротив клиента, а не сбоку от него. Таким образом, человеку не придется все время поворачивать голову и гадать, откуда появится рука кормящего.
Кормление клиентов в постели
Питанию клиентов следует уделять особое внимание. Необходимо выяснить у лечащего врача чем, в каких количествах, и в какое время следует кормить того или иного клиента, так как правильное питание дает организму силы для скорейшего выздоровления. Желательно обеспечить лечебное питание, то есть питание, удовлетворяющее физиологическую потребность организма в полезных веществах и терапевтически воздействующее на течение заболевания.
Особое значение имеют регулярность питания и правильное количественное и качественное распределение суточного рациона. Наиболее рационально четырехразовое питание с 3-часовыми промежутками, в одни и те же часы. Такое питание способствует формированию условного рефлекса на время, улучшению аппетита, перевариванию и усвоению пищи.
Если подопечному предписан постельный режим, то сотрудник, прежде всего, должен придать ему удобное положение для принятия пищи в постели. С этой целью можно придвинуть стол к кровати, подложить под спину 2-3 подушки или, в крайнем случае, подложить под подушки перевернутый стул, чтобы создать возвышенное полусидячее положение. Шею и грудь покрывают салфеткой или фартуком. Тяжелобольных и сильно ослабленных клиентов кормят в наиболее удобном для них положении. Сотрудник левой рукой приподнимает голову клиента вместе с подушкой, а правой подносит ему ко рту ложку или специальный поильник.
Каждый раз после еды клиенту необходимо полоскать рот. Следует также осмотреть постель, не попали ли в нее крошки, которые будут очень беспокоить клиента.
! Если клиент не глотает, то вливать пищу насильно нельзя, т. к. попадание пищи в дыхательные пути может вызвать тяжелые осложнения.
Если клиент отказывается глотать, что наблюдается при психических заболеваниях, врач назначает искусственное питание. В этом случае клиента кормят через тонкий зонд, вводимый в желудок через носовые ходы. Такое питание в домашних условиях назначается исключительно редко.
! Неправильное питание клиента, как во время болезни, так и в период выздоровления может вызвать осложнения.