Позвольте мне еще раз прокричать то, о чем я уже не раз говорил на протяжении этой книги: НАШ МЫСЛЯЩИЙ МОЗГ НЕ СОЗДАН ДЛЯ МНОГОЗАДАЧНОСТИ! Он неспособен на это, и точка. Хуже всего, когда вы вынуждены работать в многозадачном режиме, например, в офисах открытого типа. Но даже если вы решаете делать это сознательно, это все равно очень плохо72. Каждый раз, переключая внимание на экран, вы отключаетесь от того, что делаете, — от встречи, разговора, более важной работы, вдумчивого чтения, размышления или от игры со своим ребенком… Каждое такое переключение обходится вам дорого. Исключение составляют ситуации, когда ваш мыслящий мозг и рефлекторный мозг сотрудничают друг с другом: рефлекторный мозг берет на себя рутинные задачи и освобождает мыслящий мозг для мыслительной работы.
Попытка работать в многозадачном режиме серьезно подрывает вашу интеллектуальную продуктивность. Вот основные выводы из первой части книги:
Выполнение каждой задачи занимает больше времени из-за перерывов на выполнение других задач.
Выполнение каждой задачи занимает гораздо больше времени, и в целом рабочий процесс замедляется. Ведь при каждом переключении вашему мозгу нужно очистить рабочую память и подготовить ее для следующей задачи. Для этого ему надо перенести информацию о предыдущей задаче во временную память и заблокировать доступ к ней, чтобы она не мешала выполнению второй задачи.
Это значительно снижает качество вашей работы.
Это приводит к потере информации. Ведь когда вы переключаете контексты и жонглируете информацией между рабочей, временной и долговременной памятью, часть ее не сохраняется в долговременной памяти и теряется.
Это мешает сосредоточенности, а если вы пытаетесь оставаться сосредоточенным, это отнимает у вас огромные силы.
Это увеличивает вероятность глупых ошибок. На их исправление часто требуется больше времени, чем на то, чтобы сделать работу правильно с первого раза. Таким образом, вы теряете еще больше времени.
Это убивает творчество.
Это приводит к небезопасному поведению на работе и дома.
Это делает невозможным два таких важных вида деятельности, как вдумчивое чтение и настоящие разговоры.
Это приводит к снижению качества общения и отношений с другими людьми.
Это создает более высокий уровень стресса… 3.2. Многозадачность на рабочем месте может быть опасной
Многозадачность офисных сотрудников может вести к неоптимальным решениям, задержкам и издержкам, в целом она не опасна для жизни. Если же такое поведение происходит в цеху химического завода, это может повлечь за собой очень тяжелые последствия. А когда в многозадачном режиме пытаются работать врачи и медсестры, под угрозу ставится человеческая жизнь.
Одна из компаний, с которой я работал, столкнулась с серьезными проблемами на своем новом заводе. Компания очень гордилась этим заводом. Во-первых, здесь была тщательно продуманная планировка, которая, как ожидалось, должна была привести к более высокой производительности. А во-вторых, проектировщики постарались создать как можно более благоприятную рабочую среду для операторов. Однако даже месяцы спустя после обучения операторы продолжали то и дело совершать ошибки, а количество аварий и аварийных ситуаций оставалось на неприемлемо высоком уровне. Руководство компании было очень удивлено этим. Стали разбираться, в чем дело. Вопреки ожиданиям, операторы жаловались на повышенный уровень стресса. Я приехал на этот современный и даже красивый завод и увидел, что работа операторов была организована так, чтобы сделать рутинные операции более интересными. Однако проектировщики рабочего процесса не учли, что при нестандартных ситуациях операторы были вынуждены переходить от последовательного режима работы к многозадачному. Кроме того, например, водители вилочных погрузчиков получали инструкции на экране компьютера. Туда же они должны были вводить информацию об отгрузке. Очень часто, особенно когда не хватало времени, водители делали это во время вождения, что увеличивало вероятность аварий в 32 раза! (См. главу об использовании мобильного телефона во время вождения.)
Еще один пример из реальной жизни:
Этот же химический завод был спасен от крупной катастрофы только потому, что однажды на дорогах было мало пробок. В резуль тате оператор цеха приехал на работу немного раньше и почувствовал странный запах. Он начал искать его источник и обнаружил, что накануне вечером кто-то забыл выключить нагревательный элемент, расположенный рядом с трубой высокого давления. Труба, в которой находилось высокотоксичное вещество, начала плавиться. Если бы оператор приехал на работу на 20 минут позже, катастрофа была бы неизбежна.
Тем утром я должен был провести для топ-менеджеров компании семинар о стрессе, но половину этого времени они потратили на обсуждение едва не случившейся аварии. Как постороннему человеку, мне было интересно наблюдать, как быстро и творчески они придумывали разнообразные технические решения, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем. Что они почти оставили без внимания, так это человеческий фактор: почему опытный оператор отключил всю систему, но забыл выключить нагревательную часть установки? Я задал топ-менеджерам несколько вопросов и выяснил, что на новом заводе один оператор делал работу, которую раньше выполняли двое. Работникам нравился новый завод, но когда возникала какая-либо проблема, оператор не мог справиться с ней в одиночку и обращался за помощью к своему коллеге на другой производственной линии. В результате другому оператору приходилось одновременно контролировать две линии — свою и своего товарища. В этом конкретном случае оператор отключил систему в установленном порядке, но пропустил один шаг: это была цена, которую он заплатил за многозадачность.
Неудивительно, что среди всей моей аудитории именно директора заводов и менеджеры по безопасности бывают больше всего впечатлены тем, что я рассказываю им о головном мозге. Они и становятся моими самыми верными последователями. Эти руководители буквально одержимы безопасностью. Они понимают все негативные последствия многозадачности для безопасности и делают всё, чтобы сократить или устранить многозадачность во вверенных им подразделениях. Когда они начинают смотреть на организацию труда через призму многозадачности, то всегда замечают рабочие ситуации, создающие угрозу безопасности. Самый яркий и хорошо изученный пример опасной многозадачности — использование мобильного телефона во время вождения. Это настолько опасно, что я решил посвятить данной теме отдельную главу. Надеюсь, что ее прочтение не только заставит вас отказаться от разговоров по телефону за рулем, но и заставит задуматься, как опасно использовать телефоны и другие электронные гаджеты в цехах.
Легкий и быстрый способ для компаний добиться резкого повышения безопасности — устранить многозадачность для водителей грузовых машин. В одном исследовании в кабинах машин, которые перевозили коммерческие грузы, были установлены видеокамеры и датчики. Они наблюдали за 203 водителями на расстоянии 3 млн миль. Всего было установлено 4452 критических с точки зрения безопасности события, причем в 80% случаев это произошло из-за того, что водитель отвлекся. Самыми опасными были ситуации, когда водитель параллельно занимался делом, требующим зрительного внимания. Как правило, водитель отводит взгляд от дороги, чтобы посмотреть в зеркала заднего вида или на приборы — это занимает примерно одну секунду. Отведение взгляда от дороги на полторы секунды создает повышенный риск, а на две секунды — высочайший риск аварии. Поэтому такие устройства, как мобильные телефоны, автомобильные компьютеры, планшеты и т.п. ни в коем случае не должны использоваться во время вождения. Водители не должны читать, писать, печатать или смотреть на карту, когда они находятся за рулем. Авторы исследования отмечают: эти виды деятельности входят в обязанности водителя, но ими нельзя заниматься во время вождения73. Однако в большинстве компаний премии и другие поощрения зависят от скорости доставки, поэтому водители стараются экономить время за счет рискованной многозадачности.
Кроме того, большинство людей не осознают, что в развитых странах мира заводы стали намного безопаснее, чем жизненная среда. Самые опасные и даже угрожающие жизни ситуации случаются в нерабочее время, когда мы находимся в состоянии гиперподключенности, многозадачности и хронического стресса. Самый трагический пример, о котором я уже говорил, — когда заботливые, но очень занятые молодые родители забывают своих детей в машинах в жаркие дни.
Самую опасную ситуацию, сопряженную с высочайшим риском получения и причинения физических увечий и смерти, мы создаем собственноручно, когда используем мобильные телефоны во время вождения. Я провел опросы, которые показали: 85% людей пользуются телефонами за рулем. Торговые агенты остаются на связи с той минуты, как поворачивают ключ в замке зажигания, и до момента, когда паркуют машину. Исследования подтверждают, что примерно 80% водителей иногда используют телефон во время вождения, а 50% делают это постоянно. Последние часто используют систему hands-free («свободные руки»)74. Они не знают, что даже в этом случае разговор по телефону увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий в ВОСЕМЬ раз75. Если же во время вождения вы читаете или набираете текстовые сообщения, риск аварий возрастает в ДВАДЦАТЬ ТРИ раза. (Подробнее об этом мы поговорим в главе об использовании мобильных телефонов во время вождения.) 3.3. Исследования в реальной жизни подтверждают результаты лабораторных экспериментов
Обычно трудно сказать, в какой степени отражают реальную жизнь исследования, которые проводятся в лабораторных условиях на студентах. Но что касается многозадачности, то здесь каждодневная жизнь полностью подтверждает выводы лабораторных исследований.
Например, в Милане исследователи изучили работу 31 судьи. На протяжении пяти лет они рассмотрели в общей сложности 58 280 дел. Во избежание коррупции все дела распределялись случайным образом. Это был идеальный материал для исследования: большое количество дел, разделенных между судьями примерно поровну по количеству и по сложности, длительный временной горизонт… Вывод оказался таким. Судьи, которые брались за новое дело только после завершения предыдущего, проводили столько же слушаний, сколько и их многозадачные коллеги. Но при этом тратили гораздо меньше времени в расчете на одно дело, имели меньше накопившихся нерассмотренных дел и более качественно выполняли свою работу (их решения реже обжаловались)76.
В ходе другого исследования было установлено: инженеры, работающие параллельно более чем над двумя проектами, гораздо менее продуктивны. В то же время работа не над одним, а над двумя проектами существенно повышает их продуктивность — вероятно, потому, что дает возможность переключиться на другую задачу, когда первая надоедает. Но как только количество задач увеличивается до трех, особенно если их выполнение требует точности или нестандартного подхода, качество их умственного труда и значимость идей резко снижаются77. Как я уже говорил, есть только одно исключение: если задачи скучные, не требуют точности и полета мысли, жонглирование несколькими проектами подогревает интерес инженеров к работе и повышает их продуктивность.
Что касается использования мобильных телефонов за рулем, то исследования на симуляторах в лабораторных условиях показывают: риск аварий увеличивается в четыре раза. Однако в реальной жизни этот риск оказывается выше в восемь раз. 3.4. Ваша цель — научиться дисциплине умственного труда и стремиться к однозадачности
Наивно думать, будто мы можем изменить фундаментальные принципы работы нашего головного мозга. То, что он представляет собой сегодня — это продукт 600 млн лет эволюции. Неужели вы думаете, что вам удастся изменить его за какие-то 30 лет? Несмотря на всю пластичность нашего мозга, как бы мы ни старались, мы не сможем адаптировать его под гиперподключенность и многозадачность. Следовательно, нам нужно адаптировать использование инструментов ИКТ под сильные и слабые стороны нашего мозга.
30 минут непрерывной работы над одной задачей повышают нашу продуктивность в три раза — если сравнивать с режимом работы, когда ту же задачу мы выполняем за три захода по 10 минут. Результат окажется хуже в 10 раз, если мы выполним ее за 10 заходов по 3 минуты и будем отвлекаться в промежутках на посторонние дела. При сложных задачах непрерывная работа в четыре раза более эффективна. Тот же результат непрерывная работа дает, если задачи относятся к очень разным областям — например, если одни связаны с работой, а другие с домашними делами. Решение предельно просто: чтобы стать более эффективным и интеллектуально продуктивным, нужно радикально и безжалостно сокращать количество переключений между задачами.
К сожалению, даже если я смогу убедить вас во всей пагубности многозадачности, вам вряд ли удастся полностью искоренить ее из своей жизни. Более того, умение быстро переключаться между разными задачами — один из важнейших навыков руководителей и профессионалов. Представьте, что вы обсуждаете с коллегой проблему: на производстве задерживаются и накапливаются невыполненные заказы. Внезапно в кабинет заходит ваш подчиненный и сообщает, что один из поставщиков отказался от выполнения своих обязательств по проекту. Необходимо срочно решить, что делать дальше. Как вам поступить? Вам надо определиться, какое из дел важнее. Если выберете второе, то вам надо прервать разговор с коллегой, позвонить боссу, чтобы обсудить с ним возможность отойти от ключевого соглашения, дать инструкции своему подчиненному… после чего вы возвращаетесь к первоначальному разговору. Безусловно, обсуждение отчасти пострадает от такого вмешательства, но в реальной жизни это неизбежно. Вам надо быть гибким. В реальной жизни многих непродуктивных и даже глупых ситуаций многозадачности и гиперподключенности можно избежать. Сделать это можно благодаря правильному распределению приоритетов, грамотному планированию и самодисциплине.