Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модели психологического сопровождения родительства



Семья может являться как мощным фактором развития и эмоцио­нально-психологической поддержки личности, так и источником пси­хической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболе­ваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье фор­мируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жиз­ни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих де­тей: через механизмы подражания, идентификации и интериориза-ции образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное вос­питание индивидуально, и потому его невозможно заменить никаки­ми суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом восполняются в последующей жизни человека.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализо-вывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической ат­мосферой, системой межличностных отношений, характером отно­шения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями роди­телей. По мнению специалистов, наибольшее значение для форми­рования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою оче­редь, сам микроклимат семьи зависит от характера семейных и преж­де всего супружеских и детско-родительских отношений.

Мы определяем воспитательный потенциал семьи прежде всего через детско-родительские отношения. К семьям с высоким воспита­тельным потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и родительство являются терминальными жизненными ценностями, в которых присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как се­мейной чете, не нарушена структура семейных связей и функциональ­но-ролевое взаимодействие, преобладают социально-желательный тип поведения родителей и социальная адекватность поведения детей.

Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противопо­ложные характеристики.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, психолог рассматривает семью как один из главных объектов своей професси­ональной деятельности, важнейшую составляющую социальной си­туации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отно­шения родителей к ребенку, семейная психотерапия.

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка пси­хологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоционально-пси­хологический микроклимат, складывающийся в определенную семей­ную ситуацию развития. Его также интересует, каким образом та или иная семейная ситуация воспринимается ребенком, какие послед­ствия она вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается на его эмоциональном самочувствии.

Воспитательный микросоциум — часть социальной микросреды, которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитатель­ное воздействие и влияет на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге обще­ния, принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой се­мье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, склады­вается особый эмоционально-психологический микроклимат, форми­руются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум.

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педа­гогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной не­благополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивиду­альные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Данная модель исходит из предположения о дефиците у родите­лей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направ­лена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семей­ного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу роди­тельской компетентности.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоя­тельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и ре­комендаций требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров обще­ния и выявлении причин его нарушений.

4. Диагностическая модель основывается на предположении де­фицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушени­ями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение мо­жет служить основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных труд­ностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение боль­ных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психолог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.

Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении, содержание которого имеет свою специфику.

Сопоставляя две основные модели психологической работы с семь­ей, сложившиеся в российской практике (модель поддержки и модель сопровождения), необходимо отметить следующее.

Во-первых, их противопоставление в реальной деятельности прак­тического психолога приводит к гипертрофированию то каузально­го, то симптоматического подхода в работе с семьей.

Во-вторых, по сути, они являются двумя сторонами одной и той же медали. Их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязан­ные модели психологической службы, потому что их приоритеты оп­ределяются едиными законами развития психики человека.

В-третьих, сходство состоит в том, что предполагаемым конеч­ным результатом работы в рамках обеих моделей является полноцен­ное психическое развитие и успешность воспитательно-образователь­ного процесса в учреждении и в семье. Они обе могут работать по заказам и проектировать свою деятельность по собственной инициа­тиве; основными субъектами взаимодействия в обеих моделях явля­ются дети, педагоги, родители, администрация.

В-четвертых, их принципиальное различие концентрируется в области средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональной деятельности пси­холога. И та, и другая модель нацелены на успешность и полноцен­ность развития и педагогического процесса. Но одна за счет помо­щи, за счет работы со свершившимся неблагополучием, а другая — за счет создания условий, предотвращающих неблагополучие.

В итоге следует подчеркнуть, что модель сопровождения, ее мето­дология представляет собой этап перспективного развития психологи­ческой службы образования. Модель поддержки — это актуальное ре­шение злободневных проблем сегодняшнего состояния системы образо­вания (выделение актуального и перспективного направления пси­хологической службы предложено И. В. Дубровиной).

В современной практической психологии еще не сложился еди­ный методологический подход к определению сущности психологи­ческого сопровождения. Оно трактуется как вся система профессио­нальной деятельности психолога (Р. М. Битянова); общий метод ра­боты психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова).

Как система профессиональной деятельности психолога психо­логическое сопровождение направлено на создание социально-психо-

логических условий для эмоционального благополучия, успешного раз­вития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педа­гогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения.

Более того, в систему сопровождения включаются все участники образовательного процесса, в том числе и родители. В качестве объек­та психологического сопровождения может выступать либо конкрет­ный родитель, конкретная семья, либо группа семей.

Цель сопровождения — создать в рамках объективно данной ре­бенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения в данной ситуации.

Н. С. Глуханюк (2001) рассматривает психологическое сопровож­дение как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Субъектом развития явля­ется человек, к ситуациям жизненного выбора относятся множествен­ные проблемные ситуации, разрешая которые, человек определяет для себя путь развития — прогрессивный или регрессивный.

Другие исследователи под психологическим сопровождением понимают систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функ­ционирования образовательного учреждения, дающего возможность самореализации личности (Т. Яничева, 1999).

Существенным моментом является работа со всеми участниками «образовательного пространства» — учащимися, педагогами, роди­телями. Причем приоритеты, связанные с преимущественным вни­манием к тем или иным группам, имеют принципиальное значение. Стратегическая цель функционирования школьной психологи­ческой службы формулируется как создание и поддержание в образо­вательном учреждении и семье развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала каждого ребенка.

На наш взгляд, как направление (то есть возможное поле деятель­ности, ее содержание) психологическое сопровождение включает:

• сопровождение естественного развития родительства;

• поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных си­туациях;

• психологическое ориентирование процесса семейного воспитания. Как технология (как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая)

психологическое сопровождение — это комплекс взаимосвязанных и вза­имообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности. Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования следующими особенностями:

• позицией психолога и других субъектов сопровождения;

• способами взаимодействия и разделением ответственности пси­холога с родителями;

• приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;

• стратегическими целями (развитие личности родителя как субъек­та семейного воспитания);

• критериями эффективности работы психолога в терминах субъектности личности родителей, связанной с принятием родительс­кой ответственности.

В завершение следует отметить, что методология психологического сопровождения семьи и семейного воспитания предусматрива­ет многообразие психологических практик в работе с родителями и Ъ эта тенденция сохранится как один из важнейших принципов организации психологической службы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.